Основы теории и методики физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция

Описание работы

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)

Файлы: 1 файл

2_Osnovy_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospita.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Методы обработки  полученного материала

Исследований

К группе методов обработки  полученного материала в теории физической культуры относят методы математической статистики, графические методы и методы логических заключений.

Заканчиваются научные  работы теоретическим анализом полученных в процессе исследований результатов, делаются выводы и рекомендации по использованию выявленных закономерностей, средств, методов, условий для улучшения и дальнейшего развития теории и практики физической культуры.

◄ Методы обучения двигательным действиям

Методы словесного воздействия

При решении задач  ф.в. словесные воздействия имеют  различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы:

1) методы  рассказа, описания, объяснения, где  слово используется как средство  передачи знаний;

2) методы  команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

3) методы  разбора, замечания, словесной  оценки, где слово используется  как средство анализа и оценки  деятельности занимающихся.

Рассмотрим значение и особенности использования  некоторых основных методов словесного воздействия.

Объяснение – это последовательное изложение техники выполнения движения, его закономерностей и правил, которые нужно соблюдать. Объяснение должно доказать эффективность определенного способа выполнения движений. Объяснение должно быть кратким, правильным и понятным, при этом следует сосредоточить внимание обучающихся на самом главном.

Рассказ – это последовательное, логическое изложение фактов или явлений в их развитии. Рассказ должен быть образным и эмоциональным. В педагогической практике рассказ широко применяется при ознакомлении занимающихся с новой игрой, с фактами спортивной жизни, с эпизодами спортивных соревнований и т.п. Занятия физическими упражнениями с детьми младшего возраста проводятся в форме так называемых «двигательных рассказов»: отдельные действия – эпизоды развертываются по рассказу воспитателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетом.

Беседа – как вопросно-ответная форма обучения, обычно сочетается с объяснением или рассказом. По педагогическим задачам можно выделить три рода бесед: беседы вводные, беседы, направленные на сообщение новых знаний, и беседы для проверки усвоенных знаний и степени осознанности обучающимися своих действий.

Используя рассказ  и объяснение, необходимо учитывать  уровень интеллектуального развития занимающихся. Поэтому возможности их использования при занятиях с детьми дошкольного возраста более ограничены, чем при занятиях со старшими. Учитывая, что рассказ, описание и объяснение осуществляются, как правило, в процессе занятий физическими упражнениями, следует стремиться к их максимальной краткости при должной полноте содержания, чтобы избежать нежелательных пауз в двигательной деятельности.

К особой группе методов  использования слова, характерных  для процесса физического воспитания, относятся методы и приемы непосредственного руководства практическими действиями занимающихся – указания, распоряжения, приказания, подсчет.

В ряде случаев нет  надобности объяснять упражнение. При  небольших ошибках, особенно в процессе выполнения действий, достаточно ограничиться простым указанием на то, что нужно сделать («выше голову», «прогнись» и т.д.).

 Следовательно, указание представляет собой словесное воздействие с целью исправления движений и используется главным образом при обучении двигательным действиям. Одно слово или краткая фраза опытного педагога бывает ценнее и эффективнее подробного объяснения.

Команды – применяются при организации коллективных действий таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия.

Распоряжение  и приказание – эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном. Распоряжения отдаются при построениях и перестроениях, а также при установке и уборке снарядов и инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном («Всем построиться!», «Ждать!»).

 Разбор – это форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися результатов их деятельности (выполнения двигательного задания, участия в состязаниях, игровой деятельности). С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Разбор может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Замечание – это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподаватель в краткой форме оценивает качество выполнения задания или указывает на допущенные ошибки. Замечания иногда сочетаются с последующими указаниями.

Словесная оценка. Она может быть дана в краткой, обобщенной форме   («хорошо», «плохо») и развернутой – в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов.

Словесная оценка приближается к разбору, но с той только разницей, что занимающиеся выслушивают оценку без вовлечения в разговор с преподавателем. Пользоваться краткой формой оценки следует в том случае, если у преподавателя есть уверенность, что такая оценка вызовет положительное воздействие. Чрезмерно частые похвальные оценки могут приводить к снижению их значимости, к развитию у занимающихся самоуспокоенности и самодовольства. Злоупотребление словом «плохо» также нежелательно, поскольку это может вызвать у некоторых занимающихся потерю веры в свои силы и возможности.

Методы наглядного воздействия

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в четыре группы:

а) методы зрительной наглядности;

б) методы слуховой наглядности;

в) методы двигательной наглядности;

г) методы срочной информации.

Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно оценивать и исправлять (корректировать) пространственные характеристики движений.  Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физического воспитания применяются различные формы зрительной наглядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями.

Рассмотрим основные методы:

Демонстрация  наглядных пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видеозаписей. Удобными приемами для создания зрительного представления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых преподаватель может продемонстрировать особенности техники двигательного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисунков и т.д.

Непосредственной  показ (демонстрация) движений. В зависимости от методических задач обучения показ двигательного действия может иметь различный характер. Например, для создания общего целостного представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстрируется в его совершенном исполнении. При разучивании двигательного действия  такая форма показа не всегда годится. Занимающиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основное требование к организации показа – обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

Зрительное  ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать движения.

Например, установленная на определенной высоте планка является зрительным ориентиром для правильного направления выталкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осуществлять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.

Хорошие результаты для  уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гимнастического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыжках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические  устройства, подающие световые сигналы  о времени и направлении (например, загорание лампочек в различных  местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолидирующие устройства, регламентирующие скорость и темп передвижения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек, протянутой вдоль бортика бассейна).

Метод слуховой (звуковой) наглядности. Использование звуков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий. Его можно «простучать» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений.

При использовании  звуковых сигналов необходимо учитывать  время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим  опережением.

 Методы и приемы двигательной наглядности. Понятие «двигательная наглядность» не следует путать с демонстрацией движений, т.е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата.

Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движении – принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например, фиксация положения правильной посадки у конькобежца или лыжника, фиксация положения руки перед финальный усилием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигательные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта.  Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с помощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляющую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-первых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внешними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стойких привычек.

Методы срочной  информации. Сущность методов срочной информации заключается в том, что с помощью различных технических устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разработаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т.д. Ценность таких устройств для методики физического воспитания заключается в том, что они обеспечивают информацию о характеристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, какой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры.

Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а  также в соответствии с общими принципами методики.

Методы практических упражнений

Для решения задач  физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания – это словесные и наглядные методы), так и специфических (характерных только для процесса физического воспитания)

К специфическим методам физического воспитания относятся:

а) метод целостного упражнения;

б) метод расчлененного  разучивания упражнения;

в) метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

г) метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод);

д) метод сопряженных воздействий.

Метод целостного упражнения.

Он заключается  в том, что двигательное действие разучивался и отрабатывается при  многократном его повторении целиком. Данный метод используется при начальном  разучивании сравнительно несложных по технике двигательных действий или таких, расчленять которые без грубых искажений выделяемых частей невозможно.

Метод расчлененного разучивания упражнения.

 При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные части (подсистемы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.

Метод обучения действиям  по частям наиболее эффективен при  начальном обучении сложно-техническим действиям. К нему эпизодически прибегают и на последующих этапах обучения, когда нужно уточнить или перестроить технику действия в какой-либо части.

Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания