Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ……………………………………………………………………………5

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Физическая культура.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ   О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ……………………………………………………………………………5

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И  СПОРТЕ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)……………………………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Физическая  культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

     Физическая  культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

     В Российской Федерации правовая система физической культуры и спорта включает Конституцию РФ   и Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1, федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы здоровья и физической культуры. Отдельные упоминания о физической культуре есть в законе об образовании, об основах здравоохранения, в законах о высшем и профессиональном образовании, о благотворительной деятельности, о воинской обязанности и воинской службе и в некоторых других.

     Подобного рода включения есть в Кодексах: бюджетном, налоговом, градостроительном; в своде законов о труде, в некоторых федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

     Актуальность  темы данной курсовой  работы обусловлена  важной ролью физической культуры и  спорта в развитии современного общества на основе признания основополагающего значения физкультурно-спортивной деятельности для формирования здорового образа жизни населения, а также осознания необходимости построения системы управления рассматриваемой отраслью социальной сферы.

       Именно на современном этапе  развития России завершается  процесс формирования нового  демократического государства, в  котором признается право граждан  на занятия физической культурой  и спортом и устанавливается  обязанность государства в лице  его органов способствовать развитию соответствующих общественных отношений.

     Объектом  исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения  в сфере физической культуре и  спорте.

     Предмет исследования — правовая база  регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.

     Цель  данной работы заключается в подробном  рассмотрении законодательства о физической культуре и спорте.

     В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

           - рассмотрение роли  Конституции РФ в развитии физической культуры и спорта;

           - анализ Федерального  закона «О физической культуре  и спорте в Российской Федерации»  как основы законодательства  Российской Федерации о физической  культуре и спорте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ   О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

       Законодательство  о физической культуре и спорте - комплексная по своему характеру  и значительная по объему часть законодательства РФ, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права.

       Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан РФ.

     Одной из главных задач государства  является удовлетворение общих человеческих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в  занятиях физической культурой и  спортом.

     Будущее любой страны определяется физическим и духовным здоровьем членов общества. Понимание этого должно привести к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества. Активное использование физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения должно стать залогом сильного и здорового государства2.

     Статья 42 Конституции РФ определяет, что  в Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.3

     Важность  конституционного права на занятие физической культурой и спортом заключается в том, что высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

     Анализировать и раскрывать понятие конституционного права на занятие физической культурой  и спортом необходимо по причине, того, что как физкультура, так  и спорт - это часть культуры человека, а также что данное право теснейшим образом связано с основным естественным правом человека, получаемым им при рождении – правом на жизнь, являющимся также основной предпосылкой для осуществления всех остальных прав и свобод человека, и имеет высочайшую значимость в системе всех прав.

           Отправной точкой для  права на занятие физической культурой  и спортом в рамках национальной правовой системы без учета норм международного права являются статьи 41 и 72 Конституции Российской Федерации 1993 г.

            Необходимо отметить важнейшую деталь конституционного регулирования рассматриваемого права, заключающуюся в том, что Конституция РФ 1993 г. прямо не закрепляет такое право. Оно проявляется посредством совместного толкования вышеприведенных статей и статьи 55 Конституции РФ, согласно которой перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Данной статьей закреплен среди основных принцип обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения4.

           Учитывая при этом, что в Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения и  поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта (п. 2 ст. 41 Конституции РФ) и то, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п/п. «е» п. 2 ст. 72 Конституции РФ), можно прийти к выводу о наличии конституционного права человека на свободный доступ к физической культуре и спорту, без прямого закрепления такого права в Конституции РФ 1993 г.

           Таким образом, следует  констатировать факт существования  конституционного права на занятие физической культурой и спортом при отсутствии его прямого конституционного закрепления. При этом необходимо учитывать, что наличие конституционного регулирования прав и свобод человека придает этим правам и свободам особый характер, существенно значимый для человека и гражданина.

           Если исходить из принципа, что в Конституции РФ закрепляются только те права и свободы, которые жизненно необходимы и принципиально  значимы для человека и государства5, то можно прийти к выводу об отсутствии данных характеристик у права на занятие физической культурой и спортом. Однако, как было сказано выше со ссылкой на ст. 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

     При этом не следует отрицать, что конституционным  нормам присущи особые юридические  свойства, выражающие в том, что они  есть суть и основа правового статуса  человека, поскольку положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 64 Конституции РФ).

     В связи с этим целесообразно закрепление  именно на уровне Конституции РФ права каждого на свободное занятие физической культурой и спортом, что придаст рассматриваемому праву особый механизм реализации, обеспечит его повышенной правовой охраной и исключит возможность его изменения или отмены в рамках действующей Конституции РФ без особой процедуры, установленной главой 9 Конституции РФ.

     С философской точки зрения право  человека - это квинтэссенция права, то, собственно на что право нацелено. Это философско-правовое и естественно-правовое восприятие права, и подобный подход исключен в позитивистских концепциях права. Право - безусловная положительная ценность, причем как личная, так и сверхличная, важная как для общества в целом, так и для отдельного человека. Право является социальной предпосылкой существования человека, личности, лица. При этом следует учитывать, что в разных правовых культурах или цивилизациях право не только проявляется в различных формах, но и имеет различное содержание. Право как социокультурная ценность всегда имеет различное звучание в разных цивилизациях. В правовых культурах западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является и главным средством, и целью общественного развития.

     Также заметим, что право «измеряет» и  «отмеряет» свободу каждого. Равенство и свобода составляют смысл справедливости. Равенство, свобода и справедливость в их формальной абстракции образуют существо права. Вместе с тем право являет себя в виде реальных форм - законов, обычаев, т.к. средством обеспечения их общеобязательности является государство.

       Право на занятие физической  культурой и спортом – важная  как социальная так и личная  ценность, имеющее свое индивидуальное  содержание и форму и, по  сути, являющееся и главным средством,  и целью общественного развития.

     Право на занятие физической культурой  и спортом является естественно-правовым элементом и соответственно на сегодняшний  день вполне может выступать частью правового статуса личности, т.е. иметь закрепление в законодательстве различных стран, а также в международном праве.6

        Рассматривая историю возникновения  конституционного права человека  на занятие физической культурой  и спортом можно увидеть, что  с принятием Конституции РСФСР  1937 г. появились только первые  предпосылки возникновения конституционного права на занятие физической культурой, а именно гражданам РСФСР обеспечивалось право объединения в спортивные организации7.

     Позднее с принятием Конституции РСФСР 1978 г., впервые появилось первое правовое закрепление исследуемого конституционного права. В Конституции РСФСР 1978 г. впервые были закреплены цели и задачи развития физического воспитания, физической культуры, спорта. Это - воспитание здорового молодого поколения, всесторонне подготовленного к производительному труду и защите Родины, поощрение и развитие массового спорта, активное вовлечение в физкультурное движение самых широких слоев населения, достижение органического единства физического воспитания с практикой коммунистического строительства8.

     Основной  Закон рассматривал развитие физического воспитания как дело государственной важности, цель которого - служение интересам трудящихся, обеспечение занятиями спортом в любом возрасте па государственных спортивных сооружениях. Законодатель считал массовость и доступность одним из основных условий физического воспитания. Расширен круг вопросов, касающихся всестороннего развития личности не только средствами физического воспитания, спорта и туризма, но и оздоровительной направленностью деятельности государственных систем здравоохранения, народного образования. Основные права и свободы граждан в анализируемой сфере подкреплены системой политических, идеологических, материальных и юридических гарантий.

Информация о работе Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте