Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ……………………………………………………………………………5

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Физическая культура.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

     В статье 25 Конституция РСФСР 1978 г. впервые обеспечивает за единой системой народного образования физическое развитие молодежи9. Если сравнивать с ныне действующим законодательством, то Конституция 1993 г. этот вопрос не регулирует, а что касается Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»10, то данный закон гарантирует помощь семье со стороны дошкольных учреждений в укрепление физического здоровья детей только дошкольного возраста.

     Постановлением  Совета Министров РСФСР от 30 октября 1981 г. № 589 «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спора в  РСФСР» предусмотрено было принять меры к расширению сети врачебно-физкультурных диспансеров, обеспечению их современным оборудованием, аппаратурой и медикаментозными средствами; предусматривать в комплексных планах санитарно-оздоровительных мероприятий по соответствующим отраслям народного хозяйства более интенсивное осуществление физкультурно-оздоровительной работы в целях усиления профилактики ряда заболеваний, обеспечить регулярное проведение внеучебных и факультативных занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и вузах в течение всего периода обучения; улучшить пропаганду физической культуры и спорта, сосредоточив внимание на развитии потребности у людей к ежедневным занятиям физической культурой, популяризации комплексов упражнений для различных возрастных групп населения, широком показе лучшего опыта организации физкультурной и спортивной работы11.

        В Конституцию РСФСР 1978 г. Законом РФ от 21.04.1992 № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях конституции (основного закона) РСФСР» были внесены изменения, которыми предусмотрена гарантия со стороны государства о содействии развитию массовой физической культуры и спорта, государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Также внесены изменения в части отнесения общих вопросов физической культуры и спорта к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов12.

     Помимо  вышеназванного данными изменениями  была исключена из Конституции РСФСР 1978 г. ст. 25 об обязанности системы народного образования обеспечивать физическое развитие молодежи и возможно, это было сделано по причине того, что народное образование не смогло справиться с возложенными на него обязанностями.

     Даная Конституция РСФСР с внесенными в нее изменениями значительно повлияла на ныне действующую Конституцию РФ 1993 г. в сфере рассматриваемого права и стала ее основой. Единственное, что лучше было закреплено в Конституции РСФСР 1978 г. это гарантии со стороны государства, чего не хватает Конституции РФ 1993 г. и в связи с этим она нуждается в дополнениях.

       С 1993 года отношения в области  конституционного права на занятие  физической культурой и спортом  регулировались - Основами законодательства  Российской Федерации о физической культуре и спорте. В ст. 33 данного документа было установлено право на бесплатное пользование физкультурно-спортивных услуг детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям - сиротам, инвалидам. На льготной основе право на предоставление этих же услуг предусмотрено детям дошкольного возраста, обучающимся, а также участникам Великой Отечественной войны.

     Также в ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и споре предусмотрено право  на приобретение тренажеров для занятия физическими упражнениями в домашних условиях для участников Великой Отечественной войны, инвалидов и граждан, приравненных к ним по льготам13.

     Вышеназванный правовой акт гарантировал в ст. 34 гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в полном объеме медицинскую, социальную, бытовую и профессиональную реабилитацию в установленном порядке и дополнительно за счет средств Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации14.

     Важнейшим направлением государственной политики провозглашалось физическое воспитание граждан. В связи с этим в Основах  закреплялась система физической культуры, ориентированная на создание условий  для занятия физической культурой  по месту жительства, отдыха и работы. Отдельное внимание уделялось физическому воспитанию детей, военнослужащих и инвалидов. Правовое регулирование отношений по физическому воспитанию населения сопровождалось возложением определенных обязанностей на государственные и муниципальные органы, а также на государственные и негосударственные организации.

       Впервые правовое закрепление  получил профессиональный спорт.  Значительное место заняли вопросы  ресурсного обеспечения физической  культуры и спорта (финансирование, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения и т.д.).15 Таким образом, в Основах законодательства о физической культуре и спорте 1993 г. были предприняты первые попытки законодательно закрепить институты государственного регулирования спортивной отрасли.

     Вместе с тем с 1993 года произошли социально-экономические изменения и сложились определенные предпосылки к совершенствованию законодательной базы, которые потребовали изменения действующего законодательства, приведение его в соответствие с новыми условиями в области физкультуры и спорта. Возникла необходимость приведения Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, принятым после 1993 года.16

     Основу современного законодательства о физической культуре и спорте составляют положения Конституции РФ 1993 г., в которых право личности на занятие физической культурой предполагается ч. 2 ст. 41, где говорится о поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

     Также ст. 71 Конституции РФ 1993 г., относит  общие вопросы физической культуры и спорта к предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов. В настоящее время большинство субъектов имеют свои законы о физической культуре и спорте. Часть этих законов была принята после вступления в силу Закона о физической культуре и спорте 1999 г. Но многие субъекты Российской Федерации предпочли не предпринимать таких радикальных шагов по обновлению законодательной базы физической культуры и спорта и ограничились внесением в нее необходимых поправок, чтобы привести в соответствие с новым федеральным законодательным актом. При этом зачастую региональные законодатели оставляли в силе те положения, которые были приняты в соответствии с Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте (внеучебная организация физического воспитания детей, физическая культура и спорт среди инвалидов, организация профессионального спорта, льготные физкультурно-спортивные услуги). Подобный подход позволил субъектам Российской Федерации найти свою нишу в законодательном обеспечении физической культуры и спорта.17

     При этом следует отметить сужение предмета конституционного регулирования в  Конституции 1993 г. Так, принцип массовости физической культуры и спорта утратил конституционный статус. Задачи государства в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. сводятся к поощрению деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (ч. 2 ст. 41).

     Даная конституционная норма означает, что государство всячески одобряет и поддерживает занятие физической культурой и спортом. Такая поддержка  государства заключается в следующем:

     - ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

     - создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

     - содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

     - создание условий для строительства  и содержания спортивных сооружений  по месту жительства граждан,  физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

     - создание условий для увеличения  количества детско-юношеских спортивных  школ всех видов и типов,  клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

     - создание условий для широкого  использования средств физической  культуры и спорта в целях  укрепления здоровья матери и ребенка;

     - организацию физкультурно-оздоровительных  и спортивно-массовых мероприятий  для девушек и женщин с учетом  специфики их деятельности и  соответствующих научно-методических  рекомендаций;

     - организацию обязательной сертификации  спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - поддержку внешнеэкономических  связей физкультурно-спортивных  организаций18.

     Исполнение  государством всего вышесказанного и будет способствовать укреплению здоровья человека и развитию физической культуры и спорта. Можно сказать, что конституционная норма, закрепленная в п. 2 ст. 41 Конституции 1993 г. переняла черты нормы закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. полностью.

     Однако  конституционная норма, закрепленная в ч. 2 ст.41 имеет недостаток в том, что не у всех категорий граждан России имеется материальная возможность  воспользоваться услугами спортивных заведений. Данный вопрос урегулирован в Основах законодательства о здоровье, однако как представляется, необходимо внести дополнения в Конституции РФ, а именно улучшить указанную выше конституционную норму, предусмотрев право на бесплатное пользование физкультурно-спортивными услугами гражданам из многодетных и малообеспеченных семей, детям - сиротам, инвалидам и иным льготным категориям населения.

     Общие вопросы физической культуры и спорта относятся к предметам совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72).

     Таким образом, роль Конституции РФ в правовом регулировании физической культуры и спорта заключается в определении приоритетов государственной политики, распределении полномочий между уровнями государственной власти и поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.19

    Рассмотрев  все аспекты содержания конституционного права на занятие физической культурой, можно придти к следующему выводу: в указанное содержание входит обязанность  государства обеспечить население  необходимым количеством спортивных сооружений; установить порядок доступа к пользованию данными сооружениями, учитывающий возможности различных категорий населения; обеспечить и стимулировать создание учреждений дополнительного образования спортивной направленности; стимулировать проведение спортивных соревнований.20 Следует согласиться с точкой зрения Иванова И.И., действительно исследуемое право тесно связано с обязанностью государства в оказании всевозможных условий для всеобщего доступа к пользованию различных спортивных услуг и развития физической культуры и спорта, в общем.

       ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

       Принятый 4 декабря 2007 года Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. В новом федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила видов спорта, спортивная дисциплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения и другие. Также федеральным законом вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целью которой является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов спортивных сборных команд21.

       В федеральном законе четко установлены  механизмы государственного регулирования  в сфере физической культуры и  спорта, включающие в себя признание  видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра  видов спорта, государственную аккредитацию спортивных федераций, Единую всероссийскую спортивную классификацию, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Информация о работе Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте