Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ……………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)……………………………………………………………..31
В статье 25 Конституция РСФСР 1978 г. впервые обеспечивает за единой системой народного образования физическое развитие молодежи9. Если сравнивать с ныне действующим законодательством, то Конституция 1993 г. этот вопрос не регулирует, а что касается Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»10, то данный закон гарантирует помощь семье со стороны дошкольных учреждений в укрепление физического здоровья детей только дошкольного возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 октября 1981 г. № 589 «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спора в РСФСР» предусмотрено было принять меры к расширению сети врачебно-физкультурных диспансеров, обеспечению их современным оборудованием, аппаратурой и медикаментозными средствами; предусматривать в комплексных планах санитарно-оздоровительных мероприятий по соответствующим отраслям народного хозяйства более интенсивное осуществление физкультурно-оздоровительной работы в целях усиления профилактики ряда заболеваний, обеспечить регулярное проведение внеучебных и факультативных занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и вузах в течение всего периода обучения; улучшить пропаганду физической культуры и спорта, сосредоточив внимание на развитии потребности у людей к ежедневным занятиям физической культурой, популяризации комплексов упражнений для различных возрастных групп населения, широком показе лучшего опыта организации физкультурной и спортивной работы11.
В Конституцию РСФСР 1978 г. Законом РФ от 21.04.1992 № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях конституции (основного закона) РСФСР» были внесены изменения, которыми предусмотрена гарантия со стороны государства о содействии развитию массовой физической культуры и спорта, государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Также внесены изменения в части отнесения общих вопросов физической культуры и спорта к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов12.
Помимо вышеназванного данными изменениями была исключена из Конституции РСФСР 1978 г. ст. 25 об обязанности системы народного образования обеспечивать физическое развитие молодежи и возможно, это было сделано по причине того, что народное образование не смогло справиться с возложенными на него обязанностями.
Даная Конституция РСФСР с внесенными в нее изменениями значительно повлияла на ныне действующую Конституцию РФ 1993 г. в сфере рассматриваемого права и стала ее основой. Единственное, что лучше было закреплено в Конституции РСФСР 1978 г. это гарантии со стороны государства, чего не хватает Конституции РФ 1993 г. и в связи с этим она нуждается в дополнениях.
С 1993 года отношения в области
конституционного права на
Также в ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и споре предусмотрено право на приобретение тренажеров для занятия физическими упражнениями в домашних условиях для участников Великой Отечественной войны, инвалидов и граждан, приравненных к ним по льготам13.
Вышеназванный правовой акт гарантировал в ст. 34 гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в полном объеме медицинскую, социальную, бытовую и профессиональную реабилитацию в установленном порядке и дополнительно за счет средств Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации14.
Важнейшим направлением государственной политики провозглашалось физическое воспитание граждан. В связи с этим в Основах закреплялась система физической культуры, ориентированная на создание условий для занятия физической культурой по месту жительства, отдыха и работы. Отдельное внимание уделялось физическому воспитанию детей, военнослужащих и инвалидов. Правовое регулирование отношений по физическому воспитанию населения сопровождалось возложением определенных обязанностей на государственные и муниципальные органы, а также на государственные и негосударственные организации.
Впервые правовое закрепление
получил профессиональный
Вместе с тем с 1993 года произошли социально-экономические изменения и сложились определенные предпосылки к совершенствованию законодательной базы, которые потребовали изменения действующего законодательства, приведение его в соответствие с новыми условиями в области физкультуры и спорта. Возникла необходимость приведения Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, принятым после 1993 года.16
Основу современного законодательства о физической культуре и спорте составляют положения Конституции РФ 1993 г., в которых право личности на занятие физической культурой предполагается ч. 2 ст. 41, где говорится о поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.
Также ст. 71 Конституции РФ 1993 г., относит общие вопросы физической культуры и спорта к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время большинство субъектов имеют свои законы о физической культуре и спорте. Часть этих законов была принята после вступления в силу Закона о физической культуре и спорте 1999 г. Но многие субъекты Российской Федерации предпочли не предпринимать таких радикальных шагов по обновлению законодательной базы физической культуры и спорта и ограничились внесением в нее необходимых поправок, чтобы привести в соответствие с новым федеральным законодательным актом. При этом зачастую региональные законодатели оставляли в силе те положения, которые были приняты в соответствии с Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте (внеучебная организация физического воспитания детей, физическая культура и спорт среди инвалидов, организация профессионального спорта, льготные физкультурно-спортивные услуги). Подобный подход позволил субъектам Российской Федерации найти свою нишу в законодательном обеспечении физической культуры и спорта.17
При этом следует отметить сужение предмета конституционного регулирования в Конституции 1993 г. Так, принцип массовости физической культуры и спорта утратил конституционный статус. Задачи государства в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. сводятся к поощрению деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (ч. 2 ст. 41).
Даная
конституционная норма
-
ежегодное финансирование
-
создание условий для
-
содержание физкультурно-
-
создание условий для
-
создание условий для
-
создание условий для широкого
использования средств
-
организацию физкультурно-
-
организацию обязательной
-
поддержку внешнеэкономических
связей физкультурно-
Исполнение государством всего вышесказанного и будет способствовать укреплению здоровья человека и развитию физической культуры и спорта. Можно сказать, что конституционная норма, закрепленная в п. 2 ст. 41 Конституции 1993 г. переняла черты нормы закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. полностью.
Однако конституционная норма, закрепленная в ч. 2 ст.41 имеет недостаток в том, что не у всех категорий граждан России имеется материальная возможность воспользоваться услугами спортивных заведений. Данный вопрос урегулирован в Основах законодательства о здоровье, однако как представляется, необходимо внести дополнения в Конституции РФ, а именно улучшить указанную выше конституционную норму, предусмотрев право на бесплатное пользование физкультурно-спортивными услугами гражданам из многодетных и малообеспеченных семей, детям - сиротам, инвалидам и иным льготным категориям населения.
Общие
вопросы физической культуры и спорта
относятся к предметам
Таким образом, роль Конституции РФ в правовом регулировании физической культуры и спорта заключается в определении приоритетов государственной политики, распределении полномочий между уровнями государственной власти и поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.19
Рассмотрев
все аспекты содержания конституционного
права на занятие физической культурой,
можно придти к следующему выводу:
в указанное содержание входит обязанность
государства обеспечить население
необходимым количеством
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принятый 4 декабря 2007 года Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. В новом федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила видов спорта, спортивная дисциплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения и другие. Также федеральным законом вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целью которой является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов спортивных сборных команд21.
В федеральном законе четко установлены механизмы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, включающие в себя признание видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, государственную аккредитацию спортивных федераций, Единую всероссийскую спортивную классификацию, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.
Информация о работе Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте