Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РФ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ……………………………………………………………………………5

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Физическая культура.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

       Федеральный закон учитывает вопросы, связанные  с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также значительно изменились условия функционирования всех структур, непосредственно связанных со спортом. Это касается и спортивных федераций, и общественных организаций, и развития массового спортивного движения, и детско-юношеского спорта.

       Также данный закон установил основные принципы государственной политики в области физической культуры и  спорта. Один из них (принцип непрерывности  и преемственности физического  воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности) означает, что государство ставит перед собой задачу охватывать спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями все возрастные группы населения. Работа государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций должна строиться таким образом, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни человека с детского возраста и до старости. Соответствующие направления работы предусматриваются в детских дошкольных учреждениях, в качестве обязательных входят в школьную программу, проводятся по месту работы и жительства гражданина22.

       Характерной приметой нашего времени является также  и добротное, последовательное гражданское  законодательство. Если мысленно представить себе систему российского права и соотнести с ней законодательство о физической культуре и спорте, то станет очевидным, что его значительная часть совпадает с правовым полем гражданского законодательства. Однако правоотношения в этой части, гражданско-право вые по своей природе, еще не вполне созрели в обществе. Особенно это заметно в той части Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая регламентирует профессиональный спорт.

       Статьи 24-26 названного ФЗ регламентируют правоотношения в профессиональной спортивной деятельности следующим образом:  «Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта и состоит из ассоциаций и союзов, входящих в официально признанную общероссийскую федерацию по виду спорта».

       Законодатель  включил в структуру профессионального  спорта также и спортивные клубы, команды, отдельных спортсменов-профессионалов, заключивших контракт с физкультурно -спортивным объединением, но, сожалению, никак не определил организационно-правовых форм субъектов профессионального спорта, и это обстоятельство не прибавляет четкости формулировкам статьи 24.

       Эта же статья устанавливает, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ и  нормами, разработанными на основе уставов  международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по видам спорта. Очевидно, что законодатель совершенно неоправданно усложняет контрактные правоотношения. Ведь сегодняшнее гражданское законодательство позволяет регулировать их достаточно четко, следует лишь признать гражданско-правовую природу этих отношений, а отнесение правоотношений сторон в ходе профессиональной спортивной деятельности к трудовым отношениям порождает ряд неразрешимых вопросов.

       Профессиональный  спорт как самостоятельный вид  деятельности активно развивается  в нашей стране. Поэтому определение в глоссарии ФЗ понятия «профессиональный спорт» как предпринимательской деятельности, целью которой является удовлетворение интересов спортивных организаций, спортсменов-профессионалов и зрителей, сегодня уже не вполне соответствует гражданскому законодательству23.

       В статье 2 Гражданского кодекса РФ24 предпринимательская деятельность признается как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

       Следовательно, целью предпринимательской деятельности в спорте все же является систематическое получение прибыли, а не удовлетворение интересов.

       Если  бы в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» это обстоятельство нашло отражение, то и правоотношения в профессиональном спорте было бы легче регулировать.

       Идя таким путем, можно было бы признать, что в основе отношений между спортсменом-профессионалом и его работодателем лежит не трудовой договор, а смежный с ним гражданско-правовой договор возмездного выполнения работ, в соответствии с которым одна сторона (исполнитель) обязуется совершать тренировочную деятельность с целью приобретения качеств, позволяющих достигать высоких результатов в спортивных соревнованиях, а другая сторона (заказчик) берется оплатить эти работы за получение права пользования достигнутыми спортсменом результатами.

       При этом продуктом деятельности станут эти самые особые качества - спортивное мастерство. В гражданском обороте  этот продукт займет место объекта  собственности, право пользования  которым и будет передаваться собственником другим субъектам гражданско-правовых отношений на условиях договора25.

       Именно  поэтому возможно получение заказчиком неустойки за досрочное расторжение  договора по инициативе исполнителя  и именно в рамках этой правовой конструкции возможно предусмотреть  права третьих лиц - государства, федерации, тренера, образовательного учреждения, в котором обучался спортсмен до заключения им договора.

       При этом появится также и возможность  определения критериев оценки права  пользования спортивным мастерством  при осуществлении гражданско-правовых сделок. Одним из очевидных критериев уже сейчас являются спортивные достижения и результаты соревновательной деятельности спортсмена.

       В статье 25 ФЗ установлены правовые основы контракта о спортивной деятельности. Если проанализировать содержание этой статьи, то получается, что это трехсторонний трудовой договор между спортсменом, тренером и физкультурно-спортивной организацией.

       В соответствии с Трудовым кодексом РФ26 трудовой договор является соглашением между работником и работодателем и третьей стороны здесь не предусматривается. Понятно, что в основе этой нормы лежит попытка обеспечения законных прав тренера. Однако реализовать его права возможно только в рамках гражданских правоотношений, предусматривающих множественность сторон в обязательстве и обязательства перед третьими лицами.

       Статья 26 ФЗ, регламентирующая переход спортсменов  в другие спортивные организации, сохраняет  недостатки общего концептуального  осмысления проблемы профессиональной спортивной деятельности.

       Установленная п.3 ст. 26 ФЗ необходимость согласования спортсменом-профессионалом порядка и сроков перехода из одного спортивного клуба в другой в пределах РФ с государственными органами и федерациями нарушает конституционные права спортсмена как гражданина свободно распоряжать ся своими способностями к труду, свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь можно говорить лишь о необходимости государственной регистрации заключаемого контракта.

       Вместе  с тем в отношениях спортсмена с зарубежными заказчиками необходимо особое правовое регулирование, поскольку Российское государство вкладывает бюджетные средства в развитие физической культуры и спорта и в создание условий для физического воспитания и появления спортивного мастерства у профессиональных спортсменов, следовательно, оно вправе претендовать на часть собственности на их мастерство. Поэтому в целях охраны прав и интересов государства становится возможным введение определенных ограничений на право спортсмена-профессионала заключать контракты с иностранными заказчиками27.

       Преимуществом гражданско-правового договора является и то, что он сохраняет для сторон свободу выбора формы, а в значительной степени и содержания, устанавливая гибкую и удобную в применении правовую связь.

       Следует отметить, что причиной неспособности федераций обеспечить финансирование своей уставной деятельности является именно недостаточность законодательного регулирования профессиональной спортивной деятельности.

       Хотелось  бы, чтобы эта проблема, а также  и другие проблемы законодательства о физической культуре и спорте стали предметом обсуждения российской спортивной общественности и специалистов по правоведению. Ведь не только объективные предпосылки, но и социально-экономические условия для этого уже сложились.

       Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения28.

       Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

       В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта). Рассмотрим подробнее.

         Ст. 1 Федерального закона о физической культуре и спорте в РФ определяет его цели и задачи.

         Настоящий закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.

       Настоящий закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

         Государственная политика в области  физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

        - непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

       - учета интересов всех граждан  при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;

        - признания самостоятельности всех  физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

       - создания благоприятных условий  финансирования физкультурно-спортивных  и спортивно-технических организаций олимпийского движения России (ст. 3).

       Ст. 4 данного федерального закона перечисляет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.

       Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

        - ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

        - создание условий для использования  физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических, а также научно- исследовательских разработок и технологий;

       - содержание спортивных сооружений, находящихся в собственности РФ;

        - создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан;

          - создание условий для увеличения  количества детско-юношеских спортивных школ;

        - организацию     физкультурно-оздоровительных  и спортивно- массовых мероприятий;

         - организацию лицензирования деятельности в области физической

культуры  и спорта;

       - поддержку      внешнеэкономических      связей физкультурно-спортивных  мероприятий29.

Информация о работе Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте