Особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение особенностей физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции.
Объектом нашего исследования является тренировочный процесс легкоатлетов в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования - физическая подготовка легкоатлетов в беге на короткие дистанции.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы дать определение физической подготовке, определить её место в тренировочном процессе легкоатлетов в беге на короткие дистанции.
2. Рассмотреть и раскрыть особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции.
3. Изучить комплекс упражнений для физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. 3
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. 3
1.2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 6
1.3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 9
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. 9
2.1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. 9
2.2. КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. 12
ВЫВОДЫ. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 15

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

3. Упражнения на снарядах: перекладине, гимнастической стенке  и коне (или на скамейке).

4. Круговая тренировка.

1.3. СПЕЦИАЛЬНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Цель СФП — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде. Для каждого вида легкой атлетики СФП будет различной. Упражнения по своей структуре и характеру  должны быть близки к тем видам, которые  изучаются в данное время или  в которых спортсмен собирается соревноваться. Решение вопроса  о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распределение  их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи. Начинающим юным спортсменам  основное внимание необходимо уделить  ОФП и лишь по мере их спортивного  роста постепенно повышать удельный вес СФП [8].

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В  БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.

2.1. ОСОБЕННОСТИ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ  В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.

К бегу на короткие, или спринтерские, дистанции относится бег на 60, 100, 200, 400 м. В программу Олимпийских  игр включаются дистанция 100, 200 и 400 м и эстафеты 4 X 100 и 4 X 400 м. Школьники  соревнуются на дистанциях от 30 до 400 м в зависимости от возраста.

Спринтерский бег отличается высокой скоростью (до 11,0— 11,5 м/с), большой  мощностью и быстротой движений.

Быстрый бег был известен еще в древности. На Олимпийских  играх в Древней Греции спортсмены соревновались в беге на 1 и 2 стадия, что примерно соответствовало нашему бегу на 100 и 200 м.

В наше время спринтерский бег стал непременным видом программы  любых легкоатлетических соревнований, в том числе и Олимпийских  игр. В течение длительного времени  сильнейшими в спринте были американские спортсмены.

Достижение высоких результатов  в беге на короткие дистанции невозможно без достаточной разносторонней и специальной физической подготовленности, особенно без достаточно высокого уровня развития быстроты, силы и скоростно-силовых  качеств, а также координационных  способностей.

Согласно принятому в  последнее время делению в  многолетней подготовке юных бегунов  на короткие дистанции выделяют условно  три этапа: этап предварительной  подготовки (дети 10—12 лет); этап начальной  спортивной специализации (подростки 13—15 лет); этап углубленной спортивной тренировки (юноши и девушки 16 — 17 лет).

В процессе предварительной  подготовки юных спринтеров решаются следующие задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; обучение основам техники выполнения широкого комплекса общеразвивающих упражнений; воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом вообще и легкой атлетикой в особенности.

Основные средства тренировки: общеразвивающие упражнения; элементы акробатики (кувырки, стойки, перевороты и др.); упражнения на гимнастических снарядах (подъемы, подтягивания, висы, упоры, махи, качи и др.); различные  прыжковые упражнения и прыжки; различные  бросковые упражнения и метания; широкий комплекс упражнений cкopocтно-силового характера; пробежки по прямой (в гору, под уклон) с различной скоростью на отрезках 20—60 м; различные подвижные игры. 

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой и контрольный.

Необходимо учитывать  общие методические положения, свойственные тренировке юных спринтеров на этапе  предварительной подготовки.

Упражнения, развивающие  преимущественно быстроту движений, требуют большого нервного напряжения. По этой причине комплексы упражнений на быстроту следует включать в начало тренировки, сразу же после разминки (т. е. в то время, когда степень  возбуждения центральной нервной  системы оптимальна). После комплексов упражнений, развивающих быстроту, целесообразно включать в тренировку подвижные игры, закрепляющие это  качество.

Упражнения, развивающие  силу, целесообразнее всего включать во вторую половину тренировки, так  как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности обеспечивающих систем организма — дыхания, кровообращения и др. Как и в предыдущем случае, комплексы силовых упражнений подкрепляются  подвижными играми с элементами силовой  борьбы.

На этапе начальной  спортивной специализации основными  задачами в тренировке являются: укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие; постепенный переход к  целенаправленной подготовке в избранном  виде легкой атлетики; обучение технике различных видов легкоатлетич еских упражнений и многоборная подготовка.

Основные средства тренировки на этом этапе: бег на отрезках до 200- 300 м с различной скоростью; подвижные  игры и игровые упражнения; общеразвивающие  упражнения; элементы акробатики (кувырки, перевороты и др.) гимнастические упражнения на снарядах, различные прыжки и  прыжковые упражнения; различные  бросковые упражнения и метания; специально подготовительные упражнения спринта и барьериста.

Все эти упражнения выполняются  с помощью игрового, повторного, равномерного, кругового, контрольного и соревновательного методов  тренировки.

2.2. КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ  НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.

Представленные данные подтверждают, что в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации наблюдается концентрация определенных нагрузок на различных мезоциклах круглогодичной тренировки. Это обстоятельство позволяет  подразделить тренировочные нагрузки на группы и программы в соответствии с характером их воздействия на организм, биоэнергетикой во время выполнения упражнения, педагогическим эффектом выполнения упражнений. Для спринтеров высокой квалификации основными  тренировочными программами являются:

1-я программа (J4) - упражнения аэробной направленности. Кроссовый бег до 30 минут. Бег на отрезках свыше 400 м со скоростью ниже 80 % (ЧСС - 120-130 уд/мин).

Используется:

• на общеподготовительном этапе -1-2 раза в неделю;

• на специально-подготовительном этапе - 1 раз в неделю;

• в соревновательном периоде - 1 раз в неделю (до 15 мин или  как средство восстановления после  соревнований).

2-я программа (J3) - упражнения аэробно-анаэробного направленности. Бег 100-300 м со скоростью 90-81%.

Используется:

• на общеподготовительном этапе - до 3-4 раз в неделю;

• на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

• в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю.

3-я программа (J2) - упражнения анаэробно-гликолити ческой направленности. Бег 100-300 м со скоростью 100-91 %.

Используется:

• на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю;

• на специально-подготовительном этапе -до 2 раз в неделю;

• в соревновательном периоде - 1 раз в неделю.

4-я программа (J1) - упражнения алактатно-анаэробной направленности. Бег до 80 м со скоростью 100-96%.

Используется:

• на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю;

• на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

• в соревновательном периоде - 2-3 раза в неделю (с учётом участия  в соревнованиях).

5-я программа: ССП - упражнения скоростно-силовой подготовки (прыжковые упражнения и упражнения с отягощением). Здесь необходимо отметить, что в изучаемой литературе (Хоменков JI.C., 1987; Озолин H I Воронкин В.И., Примаков Ю.Н., 1989, и др.) не предусматривается выделение скоростно-силовой подготовки в самостоятельную программу. Однако для наглядного отображения всей тренировочной нагрузки спринтеров мы решили проанализировать и выделить данную подготовку легкоатлетов в отдельную программу.

Используется:

• на общеподготовительном этапе - по 2 раза в неделю;

• на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

• в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю.

Для эффективного построения тренировочного микроцикла следует  учитывать воздействие на спортсмена различных по величинe и направленности нагрузок, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важным являются сведения о кумулятивном эффекте различных нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений. При планировании двух или трёх занятий с различными нагрузками в день необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обуславливающие.

Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к  реакциям трёх типов:

• первому, выраженному тренировочному эффекту с максимальным ростом тренированности;

• второму, незначительному  тренировочному эффекту или полному  его отсутствию;

• третьему, переутомлению  спортсмена.

Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл  входит оптимальное число занятий  с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с  занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту  тренированности, возникает реакция  второго типа. И, наконец, злоупотребление  большими нагрузками или нерациональность их чередования может привести к  переутомлению спортсмена, т.е. вызвать  реакцию третьего типа.

На основании полученных данных представляется возможным рассматривать  подготовку спринтера как выполнение определенных тренировочных программ. При этом каждая программа в недельном  микроцикле может выполняться большим, средним и малым объёмами.

ВЫВОДЫ.

Исходя из изученного материала  по теме: «особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции», можно сделать следующие выводы:

1. В процессе многолетних  занятий легкоатлет, как и любой  другой спортсмен, проходит техническую,  физическую, тактическую, теоретическую  и морально-волевую подготовку. На  первом этапе подготовки основное  внимание уделяется освоению  техники легкоатлетических упражнений.

На втором — наряду с  обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной  задачей становится развитие двигательных качеств.

2. Подготовительный период  перед соревнованиями имеет следующие  задачи: повышение общей физической  подготовленности; развитие двигательных  качеств для избранного вида  спорта (СФП); овладение техникой; освоение  элементов тактики; воспитание  морально-волевых качеств; повышение  уровня теоретической подготовленности.

3. Мы изучили комплекс  упражнений для физической подготовки  легкоатлетов в беге на короткие  дистанции, и на основании полученных  лапных представляется возможным  рассматривать подготовку спринтера  как выполнение определённых  тренировочных программ. При этом  каждая программа в недельном  микроцикле может выполняться  большим, срелним и малым объёмами.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алабин В. Г. Исследование  средств и методов начальной  спортивной подготовки детей  и подростков. Автореф, канд. дисс. М., 1966.

1. Алабин В. Г. Начальная  спортивная подготовка юного  легкоатлета. Минск, 1972

2. Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДНД999

3. Бальсевич В. К. Исследование  основных параметров движений  в беге на скорость и некоторые  пути совершенствования в технике  бегунов на короткие дистанции.  Автореф. канд. дисс. М., 1965. •

4. Бальсевич В. Физическая  культура для всех и для  каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

5. Богатырев Е. Легенды  и были о «королеве». - М.: Физкулы  ура и спорт, 1985.

6. Бриедис А. А. Подвижные  игры. Л., 1961.

7. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер  X., Трогш Ф. Тесты в спортивной  практике. М., 1968.

8. Вайцеховский С.М. Книга  тренера . М., 1971.

9. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура  студентов вузов. М.: Финансы и  статистика, 1993.

10. Геллер Е.М. Спортландия.  Минск, 1969.

11. Гилмор Г. Бег ради  жизни. М., 1970.

12. Гойхман П., Трофимов  О. Легкая атлетика в школе. - - М.: Физкультура и спорт, 1972.

13. Горбунов В. Подружись  с «королевой». М., 1970.

14. Готовцев П.И., Дубровский  В.Л. Самоконтроль при завятиях  физической культурой. М.: Физкультура  и спорт, 1991.

15. Донской Д. Движения  спортсмена. М., 1965:

16. Егер К, Оелыплегель  Г. Юным спортсменам о тренировке. - М.: Физкультураи спорт, 1975.

17. Залесский М., Рейзер  JI. Путешествие в страну бега.- М.: Физкультура и спорт, 1987.

Информация о работе Особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции