Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ 5
1.1. Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов 12
Вывод по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ 18
2.1. Методики и база исследования волевых качеств подростков 19
2.2. Результаты исследования волевых качеств спротсменов – легкоатлетов 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой».
Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы». Это утверждение имеет мало общего с реальностью.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое состоит как бы из трех слоев. Снизу лежат природные способности — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит насколько выражено каждое волевое качества.
При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками — типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным — и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость — в большей мере мотивацией, в частности — потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое.
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.
В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение.
Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
1) энергия — динамическая
сила — интенсивность; это качество
определяется трудностью
2) мастерство — контроль
— дисциплина; это качество подчеркивает
регулирование и контролирование
волей других психических
3) концентрация —
4) решительность — быстрота — проворность проявляются в принятии решения;
5) настойчивость — стойкость — терпение;
6) инициатива — отвага — решимость на поступки; это склонность к риску;
7) организация — интеграция
— синтез; воля выступает здесь
как организующее звено
В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих отношения к «силе воли» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.
В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность.
Исследования проблемы волевой подготовки спортсменов охватывают следующий круг вопросов:
1) психологическая структура произвольных действий;
2) характеристика волевых качеств личности и условий их формирования;
3) анализ процесса воспитания волевых качеств спортсмена.
Большое значение в психологии спорта приобретает вопрос о структуре произвольных действий. Это значение определяется тем, что все физические упражнения, составляющие содержание любого вида спорта, являются по своему существу произвольными действиями. Всякое произвольное действие является сложным рефлекторным действием. С субъективно-психологической точки зрения всякое произвольное действие связано с наличием волевого усилия, направленного на преодоление тех или иных трудностей или препятствий. Все указанные структурные моменты произвольного действия имеют место при выполнении любого спортивного упражнения, связанного с теми или иными трудностями[26].
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определенного усилия. Наиболее отчетливое волевое усилие выступает тогда, когда воспитанник должен принять решение, проявить инициативу.
Можно определить волевое усилие, как существенный момент волевого акта, находящий свое выражение в обеспечении принятия решения и в приведении этого решения в действие, причем интенсивность усилия прямо пропорциональна затруднениям, которые приходится при этом преодолевать.
Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показал, что для психологического анализа волевых качеств и процесса их формирования необходимо выделять следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные».
К «объективным» можно отнести те трудности, которые воспитываются спортсменом в связи со специфическими для спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть в совершенстве данным видом спорта. Эти трудности непосредственно обусловлены (детерминированы) особенностями данного вида спортивной деятельности и лишь опосредованно (вторично) – особенностями личности данного спортсмена.
В спортивной практике, чаще всего встречаются следующие виды «объективных» препятствий:
1) Необходимо выполнять упражнения с наиболее точной координацией движений.
2) Необходимо при выполнении упражнения использовать максимальную мышечную силу.
3) Необходимо выполнять упражнение с максимально быстротро.
Психологические механизмы трудностей, связанных с необходимостью проявлять максимальную силу и быстроту, заключаются в закрепившихся и ставших привычными динамическими особенностях выполнения упражнения данным спортсменом. У него в следствии длительной тренировки может возникнуть очень стойкий стереотип нервно-мышечных процессов, соответствующих привычному уровню силы и быстроты движений.
Необходимость выполнить упражнение с большей силой и скоростью связана с ломкой такого стереотипа, что и переносится спортсменом как определенная трудность, на преодоление которой он идет без желания, с большим трудом. Не смотря на то, что фактически у него имеется резерв быстроты и силы, спортсмен его не использует, выполняя упражнение по привычке, на пониженном уровне.
Необходимость мобилизовать силовые и скоростные усилия точно в требуемый момент выполнения упражнений, не опережая и не опаздывая с их применением, точно распределять применение этих усилий во времени, уметь вести борьбу на разных уровнях мышечного напряжения, диктуемых условиями выполнения упражнения[26].
Необходимость выполнять упражнение максимально длительно, на фоне постоянно нарастающего физического утомления. Психологические механизмы этого рода трудностей связаны с появлением охранительного торможения, субъективно воспринимаемого спортсменом как чувство усталости.
Необходимость выполнять упражнение, несмотря на появление в момент его выполнения иногда сильной и ярко выраженной боли.
Необходимость выполнять упражнение при неблагоприятных сторонних условиях.
Необходимость не теряться при возникновении внезапных и неожиданых препятствий и трудностей. Волевые усилия в такие случаи характеризуются быстрой ориентировкой в вновь возникших непредвиденных обстоятельствах и в мгновенной перегруппировке своих действий в соответствии с требованиями новой ситуации. Другой характер носят «субъективные» трудности. Основу их составляет личный взгляд спортсмена к специфическим особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д. Они определяются прежде всего особенностями личности данного спортсмена и не зависят напрямую от особенностей самого вида спорта. Их отличительной особенностью является наличие явно выраженных отрицательных эмоциональных состояний, оказывающих негативное влияние на моторные функции спортсмена, снижающих их эффективность.
В спортивной практике, по мнению П.А. Рудика, наиболее часто встречаются следующие виды «субъективных» препятствий[26]:
1) Всевозможные виды страха, связанные, не с объективными особенностями упражнения, а с субъективными переживаниями, детерминируемые личным неудачным имевшимся у спортсмена опытом.
2) Смущение, вызываемое непривычной обстановкой соревнований, присутствием большого количества людей, их негативными реакциями на выступление спортсмена и т. п. Смущение чаще всего наблюдается при отсутствии у спортсмена систематического опыта участия в различных соревнованиях.
3) Неуверенность в своих силах, негативные мысли о том, что выступление будет неудачным, не смотря на старания.
4) Присущие данному спортсмену болезненные реакции на неудачные выступления. У некоторых спортсменов даже не большие неудачи вызывают не желание преодолевать данную трудность, изучать ее особенности и причины и понимать свои ошибки. [26].
В основе психологических механизмов «субъективных» трудностей лежат так называемые психологические барьеры, т.е. сильные астенические эмоции, условно рефлекторно связанные с возникновением определенных раздражителей (вид снаряда, боязнь противника, трепетное отношение к реакции зрителей и т. д.). Действие этих барьеров на поведение спортсмена очень многообразно:
1) соответствующие отрицательные эмоциональные реакции выступают в роли своеобразных охранительных реакций на возникающую ситуацию, вызывая тем самым выраженные тормозные процессы по отношению к необходимым спортивным действиям;
2) они отличаются явно выраженным диффузным характером: начавшись в одном очаге возбуждения, они широко распространяются, охватывая все большее и большее число нервных центров и систем, в том числе имеют воздействие и на вегетативную нервную систему. Это приводит к общему нарушению двигательных функций, разрушению установившихся в процессе тренировки правильных координации, снижению динамики нервно-мышечных процессов и т. д.
Волевая подготовка – часть психологической подготовки, которая является целостной реакцией, составной частью тренировочного процесса. Но она не охватывает всей многогранности психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета различных компонентов психики привели к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках непосредственно подготовки, а не тренировочного процесса[26].
Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования черт, необходимых спортсмену, может получить свою определенность, а значит, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Психологическая подготовка осуществляется лишь путем «оттачивания» навыков, направленных на обеспечение необходимого состояния спортивной формы (или тренированности). Тренировка всегда связана с воспитанием и привитием необходимых спортсмену морально-волевых качеств – силы воли, воли к победе, целеустремленности, самообладания, упорства, твердости в борьбе с трудностями, решительности, смелости, уверенности в себе, способности к проявлению волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, дисциплинированности и т. п. Эти волевые качества формируются в процессе тренировки не как какие-то абстрактные способности, а как связанные с конкретными условиями спортивной деятельности [26].
Информация о работе Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов