Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ 5
1.1. Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов 12
Вывод по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ 18
2.1. Методики и база исследования волевых качеств подростков 19
2.2. Результаты исследования волевых качеств спротсменов – легкоатлетов 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

машин курсач.docx

— 86.14 Кб (Скачать файл)

 

Вывод по первой главе

 

1. В каждом виде спорта  наличие и устойчивость проявления  основных волевых признаков и  широта их проявления в различных  жизненных ситуациях и спортивной  деятельности детерминирована по-разному.

2. Структура волевой активности  спортсменов неодинакова и имеет  свои специфические особенности  в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют  такие волевые качества как  целеустремленность, решительность  и смелость; в скоростно-силовых  – целеустремленность, инициативность  и самостоятельность, решительность  и смелость; в единоборствах –  целеустремленность, выдержка и  самообладание, настойчивость и  упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.

3. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов- легкоатлетов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами – легкоатлетов  различных трудностей. Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое.

4. Одним из общих компонентов воли спортсмена – легкоатлетов является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование – вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Воля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТИСТОВ

 

2.1. Методики  и база исследования волевых  качеств подростков

 

Для подтверждения теоретических высказываний, выдвинутых в теоретической части курсовой работы мною было проведено экспериментальное исследование развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Базой исследования послужили 15 студентов спортсменов – легкоатлетов  в возрасте 16-19 лет.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Шкала социально –  психологической адаптированности

Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.

Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.).  Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны (См. Приложение 1).

Шкала предъявляется обследуемым в виде  списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.

2. Тест «Самооценка силы  воли»

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.

Оценка волевых качеств проводится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не свойственно данному субъекту (см. Приложение 2).

Показатели волевых качеств спортстменов:

Признаки дисциплинированности:

  • сознательное выполнение заведенного в данной деятельности порядка (соблюдение требований, выполнение трудовых поручений в отведенное время, выполнение всех правил в спорте и т.д.);
  • добровольное выполнение правил, принятых в коллективе;
  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник, собрание и т.п.)
  • соблюдение хорошего поведения при смене обстановки.

Признаки самостоятельности:

  • выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного надзора со стороны (самостоятельное выполнение учебного, трудовое задание и т.п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);
  • умение отстоять свою точку зрения, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение идти к цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной на данный момент деятельности;
  • умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
  • умение держать себя в руках во время конфликтных ситуаций (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в несвойственной обстановке.

3. Опросник  «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и предприимчивости, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.

 

 

2.2. Результаты  исследования волевых качеств спортсменов – легкоатлетов

 

Рассмотрим результаты исследования

Таблица 2

Общие показатели

Коэффициент

Низкий

< 39

Норма

39 - 44

высокий

> 45

Юноши

21,05%

5,26%

73,69%

Девушки

15,38%

11,53%

73,09%


 

Соотношение юношей и девушек на уровни социально – психологической адаптированности примерно одинакова. На  низком уровне юношей несколько больше (юноши – 21,05%, девушки – 15,38%). Можно сказать, личность юношей менее развита, чем у девушки.

Таблица 3

Отдельные факторы социально – психологической адаптированности.

 

Юноши

девушки

Низкий показатель

< 50

Норма

50 - 65

Высокий показатель      > 65

Низкий показатель

< 50

Норма

50 - 65

Высокий показатель      > 65

Принятие других

15,78%

42,1%

42,1%

11,53%

34,61%

53,84%

Принятие себя

10,62%

42,1%

47,26%

3,84%

15,38%

80,76%

Эмоциональный комфорт

21,05%

47,26%

31,57%

15,38%

34,61%

50%

Ожидание внутреннего контроля

63,15%

31,57%

26,31%

15,38%

30,76%

53,84%

Доминирование

42,1%

15,78

21,05%

34,61%

23,07%

42,30%

«Уход от проблем»

5,26%

36,84%

57,89%

0%

34,61%

65,39%


 

По результатам исследования спортсменам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию. Это подтверждается исследованием,  в  факторе «принятие других». Среди  юношей 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девушек 88,47% с такими – же показателями. Принимающих себя юношей 89,38%, а девушек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% юношей и 84,62% девушек.

Изучение доминирования продемонтрировали, что девушки наиболее самостоятельные. Большей части юношей необходим внешний контроль, в то время, как таких девушек 15,38%. По последнему показателю и у юношей и у девушек показатели не очень высокие. Большинство подростков (юноши – 57,89%, девушки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется страхом к принятию жизненно важных решений и недостаточной самостоятельностью.

Методы изучения волевых качеств показаны в таблице 4.

Таблица 4

Психолого-педагогическое наблюдение силы воли

 

Юноши

Девушки

Очень слабо развито

Слабо развито

Сильно развито

Очень слабо развито

Слабо развито

Сильно развито

Общая оценка

31,57%

68,42%

0%

19,23%

76,92%

3,84%

Дисциплина

26,31%

73,68%

0%

11,53%

80,76%

7,69%

Самостоятельность

42,1%

57,89%

0%

23,07%

57,69%

19,23%

Настойчивость

31,57%

68,42%

0%

23,07%

57,69%

19,23%

Выдержка

31,57%

63,15%

5,26%

26,92%

38,46%

34,61%

Организованность

63,15%

26,31%

10,51%

34,61%

46,14%

19,23%

Решительность

10,51%

47,36%

42,1%

3,84%

69,23%

26,92%

Инициативность

42,1%

57,89%

0%

30,76%

61,53%

7,69%


 

Наблюдение показало, что волевые качества у юношей и девушек сильно расходятся. В общей оценке, сильно развитых волевых качеств у юношей меньше, а у девушек небольшой процент (3,84%).

Среди тестируемых не выявлено юношей с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девушек наличие данных качеств составляет  7,69%, 19,23%, 19,23%, 7,69% соответственно.

Информация о работе Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов