Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ 5
1.1. Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов 12
Вывод по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ 18
2.1. Методики и база исследования волевых качеств подростков 19
2.2. Результаты исследования волевых качеств спротсменов – легкоатлетов 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
1. В каждом виде спорта
наличие и устойчивость
2. Структура волевой активности
спортсменов неодинакова и
3. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов- легкоатлетов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами – легкоатлетов различных трудностей. Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое.
4. Одним из общих компонентов воли спортсмена – легкоатлетов является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование – вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Воля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека.
Для подтверждения теоретических высказываний, выдвинутых в теоретической части курсовой работы мною было проведено экспериментальное исследование развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Базой исследования послужили 15 студентов спортсменов – легкоатлетов в возрасте 16-19 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Шкала социально – психологической адаптированности
Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.
Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны (См. Приложение 1).
Шкала предъявляется обследуемым в виде списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.
2. Тест «Самооценка силы воли»
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
Оценка волевых качеств проводится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не свойственно данному субъекту (см. Приложение 2).
Показатели волевых качеств спортстменов:
Признаки дисциплинированности:
Признаки самостоятельности:
Признаки настойчивости:
Признаки выдержки:
3. Опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и предприимчивости, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.
Рассмотрим результаты исследования
Таблица 2
Общие показатели
Коэффициент |
Низкий < 39 |
Норма 39 - 44 |
высокий > 45 |
Юноши |
21,05% |
5,26% |
73,69% |
Девушки |
15,38% |
11,53% |
73,09% |
Соотношение юношей и девушек на уровни социально – психологической адаптированности примерно одинакова. На низком уровне юношей несколько больше (юноши – 21,05%, девушки – 15,38%). Можно сказать, личность юношей менее развита, чем у девушки.
Таблица 3
Отдельные факторы социально – психологической адаптированности.
|
Юноши |
девушки | ||||
Низкий показатель < 50 |
Норма 50 - 65 |
Высокий показатель > 65 |
Низкий показатель < 50 |
Норма 50 - 65 |
Высокий показатель > 65 | |
Принятие других |
15,78% |
42,1% |
42,1% |
11,53% |
34,61% |
53,84% |
Принятие себя |
10,62% |
42,1% |
47,26% |
3,84% |
15,38% |
80,76% |
Эмоциональный комфорт |
21,05% |
47,26% |
31,57% |
15,38% |
34,61% |
50% |
Ожидание внутреннего контроля |
63,15% |
31,57% |
26,31% |
15,38% |
30,76% |
53,84% |
Доминирование |
42,1% |
15,78 |
21,05% |
34,61% |
23,07% |
42,30% |
«Уход от проблем» |
5,26% |
36,84% |
57,89% |
0% |
34,61% |
65,39% |
По результатам исследования спортсменам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди юношей 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девушек 88,47% с такими – же показателями. Принимающих себя юношей 89,38%, а девушек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% юношей и 84,62% девушек.
Изучение доминирования продемонтрировали, что девушки наиболее самостоятельные. Большей части юношей необходим внешний контроль, в то время, как таких девушек 15,38%. По последнему показателю и у юношей и у девушек показатели не очень высокие. Большинство подростков (юноши – 57,89%, девушки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется страхом к принятию жизненно важных решений и недостаточной самостоятельностью.
Методы изучения волевых качеств показаны в таблице 4.
Таблица 4
Психолого-педагогическое наблюдение силы воли
Юноши |
Девушки | |||||
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито |
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито | |
Общая оценка |
31,57% |
68,42% |
0% |
19,23% |
76,92% |
3,84% |
Дисциплина |
26,31% |
73,68% |
0% |
11,53% |
80,76% |
7,69% |
Самостоятельность |
42,1% |
57,89% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Настойчивость |
31,57% |
68,42% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Выдержка |
31,57% |
63,15% |
5,26% |
26,92% |
38,46% |
34,61% |
Организованность |
63,15% |
26,31% |
10,51% |
34,61% |
46,14% |
19,23% |
Решительность |
10,51% |
47,36% |
42,1% |
3,84% |
69,23% |
26,92% |
Инициативность |
42,1% |
57,89% |
0% |
30,76% |
61,53% |
7,69% |
Наблюдение показало, что волевые качества у юношей и девушек сильно расходятся. В общей оценке, сильно развитых волевых качеств у юношей меньше, а у девушек небольшой процент (3,84%).
Среди тестируемых не выявлено юношей с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девушек наличие данных качеств составляет 7,69%, 19,23%, 19,23%, 7,69% соответственно.
Информация о работе Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов