Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ 5
1.1. Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов 12
Вывод по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ 18
2.1. Методики и база исследования волевых качеств подростков 19
2.2. Результаты исследования волевых качеств спротсменов – легкоатлетов 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
При изучении выдержки замечено, что у юношей чаще она слабо развита (94,72%). У девушек эта характеристика отличается более яркой выраженностью. Сильно развитую выдержку имеют 34,61% девушек.
Единственный фактор, по которому у юношей выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью юношей почти вдвое больше чем девушек (юношей - 42,1%, девушек – 26,92%).
Таблица 5
Самооценка силы воли
Сила воли слабая |
Сила воли средняя |
Сила воли сильная | |
Юноши |
5,26% |
89,48% |
5,26% |
Девушки |
7,69% |
73,07% |
19,24% |
Чтобы проанализировать самооценку волевых качеств студентов-спортсменов мы использовали методику «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», которая базируется на оценке уровня развития волевых качеств: стремления у цели, настойчивости и напористости, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Таблица 6
Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов
Название показателя |
Юноши |
Девушки |
Критические значения P≤0,05 |
Смелость и решительность (выраженность) |
21,3 |
20,025 |
0,016 |
Смелость и решительность (генерализованность) |
22,45 |
18,475 |
0,000 |
Настойчивость и упорство (выраженность) |
20,275 |
17,975 |
0,001 |
Настойчивость и упорство (генерализованность) |
21,425 |
19,525 |
0,001 |
Инициативность и самостоятельность (выраженность) |
22,925 |
19,75 |
0,000 |
Инициативность и самостоятельность (генерализованность) |
18,125 |
22,375 |
0,000 |
Самообладание и выдержка (выраженность) |
16,025 |
21,575 |
0,000 |
По шкале «Целеустремленность» в обеих группах средний уровень по показателю выраженности, что доказывает наличие у спортсменов ясных целей и задач, способность намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий и корректировать решаемые задачи. По шкале «Смелость и решительность» спортсмены показали средний показатель выраженности, что демонстрирует способность спортсменов самостоятельно и во время находить и принимать взвешиваемые решения, вопросы и задачи, возникающие в процессе деятельности, не опасаясь брать на себя ответственность, активно действовать, рисковать. Что касается показателя генерализованности, мы имеем не высокий уровень у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта и средний уровень у спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, это показывает, что у первых данные волевые качества менее широко проявляются в других различных жизненных ситуациях и видах деятельности, чем у вторых.
По шкале «Настойчивость и упорство» результаты спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, на среднем уровне, как по выраженности, так и по генерализованности. Это показывает, что эти спортсмены проявляют волю во время достижения намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные промахи и неудачи, а также о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Говоря о спортсменах, занимающихся неагрессивными видами спорта, отметим, что по показателю выраженности их результаты на низком уровне (17,9). Это демонстрирует, что им сложнее, чем первым выдержать все неудачи и поражения, а также перенести нарастающее утомление во время соревнований, в то время как в других сферах, они справляются с этим лучше, о чем свидетельствует средний показатель по генерализованности (19,5).
По шкале «Инициативность и самостоятельность» средний уровень выраженности (19,7) и средний генерализованности (22,3) у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей. Спортсмены же, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют низкий уровень по показателю генерализованности (18,1) и средний по показателю выраженности (22,9), это означает, что в других сферах деятельности они, по сравнению со спортсменами, занимающимися неагрессивными видами спорта, проявляют рассматриваемое волевое качество значимо хуже.
По шкале «Выдержка и самообладание» спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, показали средний уровень. Об этом свидетельствуют результаты выраженности (21,5) и генерализованности (19,4) качеств. Это показывает способность управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях повышенного эмоционального возбуждения или подавленности, сильного утомления, непредвиденных трудностей, промахов и других негативных факторов. У спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта низкий уровень и по показателю выраженности (16), и по показателю генерализованности (18,6), это показывает то, что им трудно проявлять выдержку и самообладание, как в спорте, так и в других сферах деятельности.
Результаты теста отличаются от результатов наблюдения количественно, а не качественно. Согласно результатам исследования сила воли у девушек развита сильнее, чем у юношей. С сильно развитой силой воли девушек почти в 4 раза больше, чем юношей (девушки – 19,24%, юноши – 5,26%). У большинства юношей сила воли находиться на среднем уровне развития (89,48%). Большая часть девушек также имеют среднюю степень развития силы воли. Однако результаты эксперимента показали, что с низким уровнем волевого усилия девушек больше, чем юношей.
Выполненнвя работа дополняет представление о психологии волевых процессов и качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Следовательно, проведенный анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.
Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила определить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов - легкоатлетов выявили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в списках источников.
Полученные результаты позволят улучшить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).
Полученные результаты необходимы для тренеров, командных психологов и спортсменов.
В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и полтона их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.
Форма волевой активности спортсменов различна и имеет свои специфические признаки в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта преобладают такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых – целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах – целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.
Всевозможные данные о личностных особенностях спортсменов-легкоатлетов демонстрируют нам существенные различия в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непосредственно связана с преодолением спортсменами – легкоатлетов различных препятствий. Преодоление этих трудностей зависит от выраженности волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она выражается в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое. Поэтому необходимо развивать слабые качества.
Одним из общих компонентов воли спортсмена – легкоатлетов считается моральный, который формируется в процессе воспитания. Чувство долга, ответственность за порученное задание, самоотдача – то, что характеризует нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральная часть воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной жизненной ситуации, но и показывает, ради чего проявляется воля. Воля может быть также инструментом в эгоистичных стремлениях человека.
Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов у спортсменов - легкоатлетов.
Исходя из этого, дальнейший анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.
Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила выявить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов определили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в литературе.
Вышеизложенные результаты позволят обогатить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).
Полученные результаты могут быть полезны для тренеров, командных психологов и спортсменов.
Шкала социально – психологической адаптированности
Значения ступеней шкалы:
Совершенно ко мне не относится – 1
Не похоже на меня – 2
Возможно, не похоже на меня – 3
Затрудняюсь ответить – 4
Возможно, похоже на меня – 5
Это про меня – 6
Точно похоже на меня – 7.
Шкала социально – психологической адаптированности
Я испытываю внутреннюю скованность, когда с кем-нибудь разговариваю.
Мне не легче, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я открываюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
Информация о работе Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов