Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ - ЛЕГКОАТЛЕТОВ 5
1.1. Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке 6
1.2. Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов 12
Вывод по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ 18
2.1. Методики и база исследования волевых качеств подростков 19
2.2. Результаты исследования волевых качеств спротсменов – легкоатлетов 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

машин курсач.docx

— 86.14 Кб (Скачать файл)

При изучении выдержки замечено, что у юношей чаще она слабо развита (94,72%). У девушек эта характеристика отличается более яркой выраженностью. Сильно развитую выдержку имеют 34,61% девушек.

Единственный фактор, по которому у юношей выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью юношей почти вдвое больше чем девушек (юношей - 42,1%, девушек – 26,92%).

Таблица 5

Самооценка силы воли

 

Сила воли

слабая

Сила воли

средняя

Сила воли

сильная

Юноши

5,26%

89,48%

5,26%

Девушки

7,69%

73,07%

19,24%


 

Чтобы проанализировать самооценку волевых качеств студентов-спортсменов мы использовали методику «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», которая базируется на оценке уровня развития волевых качеств: стремления у цели, настойчивости и напористости, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

 

 

 

Таблица 6

Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов

Название показателя

Юноши

Девушки

Критические значения P≤0,05

Смелость и решительность (выраженность)

21,3

20,025

0,016

Смелость и решительность (генерализованность)

22,45

18,475

0,000

Настойчивость и упорство (выраженность)

20,275

17,975

0,001

Настойчивость и упорство (генерализованность)

21,425

19,525

0,001

Инициативность и самостоятельность (выраженность)

22,925

19,75

0,000

Инициативность и самостоятельность (генерализованность)

18,125

22,375

0,000

Самообладание и выдержка (выраженность)

16,025

21,575

0,000


 

По шкале «Целеустремленность» в обеих группах средний уровень по показателю выраженности, что доказывает наличие у спортсменов ясных целей и задач, способность намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий и корректировать решаемые задачи. По шкале «Смелость и решительность» спортсмены показали средний показатель выраженности, что демонстрирует способность спортсменов самостоятельно и во время находить и принимать взвешиваемые решения, вопросы и задачи, возникающие в процессе деятельности, не опасаясь брать на себя ответственность, активно действовать, рисковать. Что касается показателя генерализованности, мы имеем не высокий уровень у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта и средний уровень у спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, это показывает, что у первых данные волевые качества менее широко проявляются в других различных жизненных ситуациях и видах деятельности, чем у вторых.

По шкале «Настойчивость и упорство» результаты спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, на среднем уровне, как по выраженности, так и по генерализованности. Это показывает, что эти спортсмены проявляют волю во время достижения намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные промахи и неудачи, а также о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Говоря о спортсменах, занимающихся неагрессивными видами спорта, отметим, что по показателю выраженности их результаты на низком уровне (17,9). Это демонстрирует, что им сложнее, чем первым выдержать все неудачи и поражения, а также перенести нарастающее утомление во время соревнований, в то время как в других сферах, они справляются с этим лучше, о чем свидетельствует средний показатель по генерализованности (19,5).

По шкале «Инициативность и самостоятельность» средний уровень выраженности (19,7) и средний генерализованности (22,3) у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей. Спортсмены же, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют низкий уровень по показателю генерализованности (18,1) и средний по показателю выраженности (22,9), это означает, что в других сферах деятельности они, по сравнению со спортсменами, занимающимися неагрессивными видами спорта, проявляют рассматриваемое волевое качество значимо хуже.

По шкале «Выдержка и самообладание» спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, показали средний уровень. Об этом свидетельствуют результаты выраженности (21,5) и генерализованности (19,4) качеств. Это показывает способность управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях повышенного эмоционального возбуждения или подавленности, сильного утомления, непредвиденных трудностей, промахов и других негативных факторов. У спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта низкий уровень и по показателю выраженности (16), и по показателю генерализованности (18,6), это показывает то, что им трудно проявлять выдержку и самообладание, как в спорте, так и в других сферах деятельности.

Результаты теста отличаются от результатов наблюдения количественно, а не качественно. Согласно результатам исследования  сила воли у девушек развита сильнее, чем у юношей. С сильно развитой силой воли девушек почти в 4 раза больше, чем юношей (девушки – 19,24%, юноши – 5,26%). У большинства юношей сила воли находиться на среднем уровне развития (89,48%). Большая часть девушек также имеют среднюю степень развития силы воли. Однако результаты эксперимента показали, что с низким уровнем волевого усилия девушек больше, чем юношей.

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Выполненнвя работа дополняет представление о психологии волевых процессов и качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Следовательно, проведенный анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.

Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила определить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов - легкоатлетов выявили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в списках источников.

Полученные результаты позволят улучшить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).

Полученные результаты необходимы для тренеров, командных психологов и спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и полтона их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.

Форма волевой активности спортсменов различна и имеет свои специфические признаки в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта преобладают такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых – целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах – целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.

Всевозможные данные о личностных особенностях спортсменов-легкоатлетов демонстрируют нам существенные различия в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непосредственно связана с преодолением спортсменами – легкоатлетов различных препятствий. Преодоление этих трудностей зависит от выраженности волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она выражается в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое. Поэтому необходимо развивать слабые качества.

Одним из общих компонентов воли спортсмена – легкоатлетов считается моральный, который формируется в процессе воспитания. Чувство долга, ответственность за порученное задание, самоотдача – то, что характеризует нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральная часть воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной жизненной ситуации, но и показывает, ради чего проявляется воля. Воля может быть также инструментом в эгоистичных стремлениях человека.

Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов у спортсменов - легкоатлетов.

Исходя из этого, дальнейший анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.

Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила выявить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов определили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в литературе.

Вышеизложенные результаты позволят обогатить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).

Полученные результаты могут быть полезны для тренеров, командных психологов и спортсменов.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. : Сов. энцикл., 2010.- с. 90-91.
  2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 2011.-с- 22
  3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 2011.- №1.- с. 32-35.
  4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 2012
  5. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 2010. -с. 225
  6. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 2011. –с.9
  7. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 2011.- с.42
  8. Джемс У. Психология.-М., 2012.  –с.98.
  9. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.-Ташкент, 2011.-с.47
  10. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы  психологии воли.- Рязань, 2011.- 199 -с. 7-9.
  11. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 2011.- с. 19-23.
  12. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.
  13. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989.-с. 36
  14. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2
  15. Макунина О.А. Психология спорта. Самооценка волевых качеств студентов спортивных специализаций // ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск. – 2008. – 120 с.
  16. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости).- Киев, 1991.- с.16
  17. Мюнстерберг Г. Психология и учитель.-М., 1997.-с. 17
  18. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.57
  19. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3
  20. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека.-Л., 1989.-с.35
  21. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности.-М., 1978. -с. 15
  22. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984.-с. 62
  23. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.
  24. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СП., 1999.-с.34-78
  26. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. -с. 26
  27. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13
  28. Селиванов В.И. Избранные психологические труды.-Рязань, 1992.-с.194
  29. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с. 3-23.
  30. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. -с. 32
  31. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994.- с.38

 

 

Приложение 1

Шкала социально – психологической адаптированности

Значения ступеней шкалы:

Совершенно ко мне не относится – 1

 Не похоже на меня – 2

 Возможно, не похоже на меня – 3

 Затрудняюсь ответить – 4

 Возможно, похоже на меня – 5

 Это про меня – 6

 Точно похоже на меня – 7.

 Шкала социально –  психологической адаптированности

Я испытываю внутреннюю скованность, когда с кем-нибудь разговариваю.

Мне не легче, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я открываюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.

Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.

  1. Я предъявляю к себе высокие требования.
  2. Я критичен к себе, часто сам себя ругаю.
  3. Я часто чувствую себя униженным.
  4. Я не считаю, что могу понравится кому – либо из девушек (юношей).
  5. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.
  6. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
  7. Я сам виноват в своих проблемах.
  8. Я ответственный человек. На меня можно положиться.
  9. Я чувствую безнадежность. Все напрасно.
  10. Я во многом придерживаюсь взглядам, правилам и убеждениям моих сверстников.
  11. Я принимаю для себя большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
  12. Я не имею своих собственных убеждений и правил.
  13. Мне трудно возвращаться от мечтаний в реальность. В моих мечтах все по - другому
  14. Я зол на весь мир, я на всех нападаю, огрызаюсь, никому ни даю спуску. Мне трудно сдерживать себя.
  15. Самоконтроль для меня не проблема. Я умею управлять своим поведением.
  16. Я подвержен смене настроения: вдруг  находит уныние, хандра.
  17. Меня никогда не интересовало то, что касается других людей. Я сосредоточен только на своих проблемах.
  18. Чаще всего люди мне нравятся.
  19. Мне всегда было очень легко выражать свои чувства.
  20. Даже если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает одиноко.
  21. Мне часто хочется спрятаться, я часто чувствую себя не в своей тарелке.
  22. Мне очень легко найти общий язык с окружающими. Для меня это не проблема.
  23. Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.
  24. Я оптимист и всегда верю в лучшее.
  25. Я не податливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
  26. Я очень критично отношусь к людям, и считаю возможным судить их, если они поступают на мой взгляд не правильно.
  27. Мне редко приходится и удается действовать самостоятельно, я подвержен чужому влиянию.
  28. Я нравлюсь большинству людей, которые меня знают.
  29. Я хорошо выгляжу, у меня красивая фигура, лицо, я привлекателен (привлекательна).
  30. Я чувствую себя беспомощным, мне необходимо, чтобы кто-то обязательно был рядом со мною.
  31. Я сам могу принять решение и твердо ему следовать.
  32. Мне сложно самому принять решение, часто мне их навязывают посторонние люди.
  33. Я часто чувствую себя виноватым, даже когда это не так.
  34. Мне совершенно не нравится то, что окружает меня.
  35. Я доволен.
  36. Мне трудно  организовать себя и сосредоточится.
  37. Я чувствую безразличие ко всему, что меня окружает.
  38. Я чувствую себя спокойно и уравновешенно.
  39. Я часто чувствую себя обиженным.
  40. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
  41. Мои чувства часто меня подводят, поэтому я не доверяю им.
  42. Мне очень сложно быть самим собой.
  43. Прежде чем что-либо сделать, я всегда обдумываю свои поступки. Разум прежде всего. Я очень редко полагаюсь на свои чувства.
  44. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Словом, не отличаюсь реалистичностью.
  45. Я считаю что все люди разные и стараюсь принять каждого таким, какой он есть, я очень терпеливый по отношению к окружающим меня.
  46. Я редко думаю о своих проблемах.
  47. Я интересный и привлекательный как личность человек.
  48. Я очень стесняюсь и часто замыкаюсь в себе.
  49. Я очень часто многое забываю. Чтобы довести дело до конца мне необходимы напоминания.
  50. Я настороженно веду себя с теми, кто относится ко мне очень хорошо.
  51. Я ничего из себя не представляю. Я никто.
  52. Мне очень важно то, что подумают обо мне окружающие.
  53. Для меня важно чтобы меня хвалили.
  54. Я презираю себя сейчас.
  55. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
  56. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.
  57. Я не чувствую к себе уважения.
  58. По своей натуре я лидер и люблю оказывать влияние на других.
  59. В целом я хорошо отношусь к себе.
  60. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
  61. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.
  62. Когда нужно действовать я долго не могу приять решение.
  63. Я в какой то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.
  64. Я удовлетворен собой.
  65. Я неудачник. Мне не везет.
  66. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
  67. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.
  68. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)
  69. Я часто боюсь поражения, меня одолевают страхи перед началом какого-либо действия.
  70. Я чувствую себя намного лучше других, ощущаю свое превосходство.
  71. Меня ничего не тревожит, на душе у меня легко и свободно.
  72. Я умею упорно работать.
  73. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.
  74. Я чувствую тревогу, напряжение, беспокойство.
  75. Следует основательно настоять, чтобы заставить меня что-либо делать.
  76. Я чувствую неуверенность в себе.
  77. Мне часто приходится защищать и оправдывать своё поведение. Я через чур уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими, мною многие манипулируют.
  78. Я умный.
  79. Я бессилен и безнадежен. Я не верен своему слову, часто его нарушаю. Я ничего собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.
  80. Я всегда полагаюсь на собственные возможности, никогда не рассчитываю ни на чью помощь.
  81. Я чувствую себя очень скованно, часто стесняюсь.
  82. Я не такой как все, отличаюсь от окружающих.
  83. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
  84. Мне все в себе хорошо понятно. Я себя хорошо понимаю и знаю.
  85. Я человек открытый для общения с любыми людьми.Я легко схожусь с людьми.
  86. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
  87. Я ничего не представляю из себя. Меня никто не принимают всерьез. Меня в лучшем случае просто терпят.
  88. Мне кажется что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли. Меня это тревожит.

Информация о работе Особенности формирования волевых качество у спортсменов – легкоатлетов