Оздоровительно-профилактической физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:36, реферат

Описание работы

Оздоровительно-профилактической физической культуре в последнее время отводится важное место в процессе оздоровления нации. Она включает в себя не только систематические целенаправленные занятия физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем питания, психической регуляции, формирования индивидуального стиля жизни, воспитания активной жизненной позиции и т. п.

Файлы: 1 файл

Кардинальным фактором.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

Интенсивность физической нагрузки должна варьировать в зависимо-сти от возраста: ЧСС (уд/мин)

Возраст (лет)

30-39

40-49

50-59

60-69

Максимально допустимая (95-100%)

185

180

170

160

Большая (80-90%)

174

170

161

152

Средняя (70-80%) оптимальная

152

149

141

135

Минимальная (60-70%) пороговая

141

138

132

126


здоровья их соотношение с нагрузочными ФУ может быть как 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

9. Использование игровых средств и музыки, вызывающих положи-тельные эмоции во время занятий и позволяющих легче переносить на-грузки.

10. Применение инвентаря, отягощений, упражнений в парах, гимна-стических снарядов и т.п.

11. Изменение интервалов отдыха между упражнениями.

12. Вариативность использования состояния и характера поверхности мест занятий (асфальт, грунт, песок, вода, лес, подлесок и т.п., рельеф ме-стности - длина и крутизна спусков и подъемов).

13. Учет погодных условий и температуры воздуха (солнце, дождь, ветер, снег, жара, холод и др.).

14. Упрощение правил игры, изменение размеров площадки и харак-теристик инвентаря, увеличение или уменьшение числа участников и т.п. в спортивных и подвижных играх.

15. Применение музыкального и звукового дозирования длительности и интенсивности выполнения упражнений.

При правильном дозировании физической нагрузки ее суммарный объем должен соответствовать адаптационным возможностям занимаю-щихся: слабые физические нагрузки малоэффективны, чрезмерные – вред-ны. Поэтому они должны быть оптимальными или чуть меньше оптималь-ных, определяться при врачебно-педагогическом контроле за реакцией ор-ганизма на нагрузку. Если всей группе дается одинаковое задание, то при выборе величины физической нагрузки нужно ориентироваться на самых слабых. В целом, оздоровительная эффективность ФУ зависит от порого-вой величины ЧСС - 90-110 уд/мин. и оптимальной ЧСС - 110-150 уд/мин. с учетом возраста и физического состояния занимающихся. Рациональный двигательный режим взрослого человека основан на средних нагрузках при ЧСС 110-140 уд/мин, частоте занятий в неделю – 2- 3, длительности – 45-60 минут. Результатом правильного дозирования нагрузки является фи-зическая тренированность человека - способность организма ком-фортно переносить физические нагрузки, обеспечивать свободное ды-хание, желание продолжать занятия и успешно справляться со стрес-совыми ситуациями.

Все содержание физкультурно-оздоровительных занятий планируется в следующих документах: программе физкультурно-оздоровительных за-нятий на 2-3 года, плане-графике распределения учебно-тренировочного материала на год, поурочном плане-графике распределения учебного мате-риала на месяц или три месяца, планах-конспектах на каждое занятие.

 

Пирогова, Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособ-ность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. – Киев: Здоров’я, 1986. – С. 110.

 

Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.

 

Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурма-нов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2003. – С. 23–53, 40–50, С. 264–272; 367–391.

16. Холодов, Ж.К. Теория и методика  физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – С. 40–64, 52–64, 436-464.

 

 

 

 

Контроль в физической культуре и спорте

Контроль – это операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над динамикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно составлять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки.

Основным источником информации об эффективности тренировочного процесса является педагогический контроль, в котором учитываются и другие сведения, например,  
данные врачебных наблюдений.

Педагогический контроль – это процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса, это:

  • состояние спортсмена;

  • тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спортсменов при их выполнении;

  • уровень технической подготовленности;

  • спортивные результаты.

Основное в педагогическом контроле – это оценка состояния, характерного для спортсмена в определенный момент тренировочного процесса.

В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогического контроля над состоянием спортсмена: поэтапный, текущий, оперативный контроль.

Поэтапный контроль, цель которого – оценить перманентное состояние спортсмена в течение относительно длительного времени: недель, месяцев; эта форма контроля дает информацию о степени подготовленности спортсмена на том или ином этапе круглогодичного процесса; на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планируются результаты выступлений;

Текущий контроль, цель которого – определить колебания в состоянии спортсмена  
в микроциклах тренировки.

Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка того состояния, в котором в данный момент находится спортсмен.

При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить:

  • материалы комплексного обследования спортсменов по широкой программе с использо-ванием специальной аппаратуры;

  • результаты контрольных испытаний, соревнований, прикидок;

  • итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменами и анализ их дневников;

  • данные диспансерного обследования.

При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются:

  • данные педагогических наблюдений за поведением спортсменов на тренировках

и соревнованиях;

  • результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений;

  • стандартные испытания – эталоны (тесты) для определения специальной работоспо-собности спортсмена;

  • данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия;

  • некоторые аппаратурные методы срочной информации о состоянии спортсмена.

Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфическими для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для ряда видов спорта.

Наиболее распространенными методами получения объективной информации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые с помощью специальной аппаратуры  
и тестирование. Изучаются главным образом функциональное состояние организма спортсменов,  
их психические функции, специальная работоспособность.

Для оценки функционального состояния применяются пульсометрия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миотонометрия, рефлексометрия.

Специальная работоспособность исследуется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологической стоимости работы.

С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается также переносимость спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведенческих реакций спортсменов используются главным образом психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа и др.

Информация о технике выполнения движений получается с помощью кино- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеханического анализа, а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях.

Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета, дневниках. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение тренировочных заданий в определенных количественных мерах.

В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются необходимые справочные данные о спортсменах, спортивные достижения, индивидуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направленность и содержание занятий.

В дневник спортсмена заносятся его анкетные данные, спортивная биография, контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер,  
дата, продолжительность тренировки, количество и характер проделанной работы.  
Ежедневно отмечается самочувствие до и после тренировки (пульс, аппетит, настроение и др.). Оценивается воздействие восстановительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, в дальнейшем суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап, период.

В отдельных документах – протоколах, отчетах, специальных учетных формах – накапливается информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний.

Совершенствование контроля тренировочного процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального планирования современного процесса тренировки. Помощь в этом оказывает компьютерная техника.

К задачам контроля общей физической подготовки относятся:

  • обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека;

  • укрепление здоровья;

  • создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

Основные виды физической подготовки - специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

Специальная физическая подготовка – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств, специфичных для конкретных видов спорта или конкретных видов труда по профессии.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений.

Спортивная подготовка – длительный педагогический процесс, направленный на использовании всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

В процессе педагогического контроля также проверяется и психологическая подготовка спортсмена.

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Информация о работе Оздоровительно-профилактической физической культуре