Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:19, дипломная работа
Цель работы: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть влияние применения физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры на здоровье учащихся 5 – 7 классов.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.
3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся 5 – 7 классов на уроках физической культуры.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий 6
Сущность здоровьесберегающих технологий в
процессе физического воспитания
Принципы здоровьесберегающих технологий
Средства, методы и приемы здорвьесберегающих
технологий
Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих
технологий
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры 21
2.1. Организация уроков физической культуры в 5 – 7 классах
2.2. Роль учителя физической культуры в сохранении
и укреплении здоровья учащихся
2.3. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 43
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ленинградский
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Допущен к защите
Зав. учебно-методическим отделом
/________________/В.В. Стелилю
подпись
Выпускная квалификационная работа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Студент 4-ф гр.
Специальность 050720.52 / / А.Ю. Бажулин
Физическая культура подпись
Руководитель
Преподаватель физической
культуры / / М.В.Еретин
подпись
Пикалёво, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий 6
процессе физического воспитания
технологий
технологий
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры 21
2.1. Организация уроков физической культуры в 5 – 7 классах
2.2. Роль учителя физической культуры в сохранении
и укреплении здоровья учащихся
2.3. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 43
Введение
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому, на уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель работы: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть влияние применения физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры на здоровье учащихся 5 – 7 классов.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.
3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся 5 – 7 классов на уроках физической культуры.
4. Исследовать практическое применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры в 5 – 7 классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что здоровьесберегающие технологии могут быть эффективными, если правильно определены методы и средства, а также раскрыты принципы их применения на уроках физической культуры.
Теоретическая база исследования. Вопросами, применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А.М., Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и литературы, эксперимент, статистическая обработка данных.
База исследования: начальная школа МБОУ «СОШ № 2» г. Пикалево.
Новизна исследования состоит в следующем:
- определена эффективность здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5 – 7 классах;
- экспериментально доказано,
что применение
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в практической работе для организации работы на уроках физической культуры, способствующих укреплению здоровья школьников, улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, а также формированию у подростков интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где отражена актуальность, сформулирована цель исследования и поставлены задачи исследования, намечены основные пути их реализации.
В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, этапы процесса обучения.
Во второй главе описывается
организация учебной
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
Список литературы представлен
перечнем литературных источников, использованных
при составлении выпускной
Приложение содержит практический материал исследования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий
Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано вызывать интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического воспитания и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни (24, с. 98).
Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении уроков физкультуры и их влияние на всестороннее развитие личности. Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться в том случае, если школьник познает себя как личность, знает свои возрастные особенности, физические способности и их влияние на свое здоровье.
Большое место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельности. Сюда входит поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.
Очень важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Здоровьесберегающие технологии как раз и предполагают комплексный подход к укреплению здоровья учащихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:
- проведение комплексной диагностики;
- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- пропаганда здорового образа жизни;
- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми (4, с. 35).
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (4, с. 190). При этом должны выполняться как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе (4, с. 191-192).
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, кабинетов «горного воздуха» и т.п.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. (10, с. 135).
По характеру действия
различают следующие