Педагогические доровьезберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть влияние применения физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры на здоровье учащихся 5 – 7 классов.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.
3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся 5 – 7 классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий 6
Сущность здоровьесберегающих технологий в
процессе физического воспитания
Принципы здоровьесберегающих технологий
Средства, методы и приемы здорвьесберегающих
технологий
Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих
технологий
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры 21
2.1. Организация уроков физической культуры в 5 – 7 классах
2.2. Роль учителя физической культуры в сохранении
и укреплении здоровья учащихся
2.3. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 43

Файлы: 1 файл

Диплом Андрея Бажулина.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

- наличие туалетов  и умывальников в раздевалках  девочек и мальчиков;

- наличие аптечки;

- спортивный инвентарь  по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

- наличие у каждого  учащегося сменной спортивной  обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

 Использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

 Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

 Организация уроков физической культуры в 7 «А» классе на основе физкультурно-оздоровительных технологий.

 - строгие дозированные физические нагрузки;

- использование методики  чередования интенсивности и  релаксации в обучении;

- использование принципа  наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

- учёт физической подготовленности  детей и развития физических  качеств;

- построение урока  с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических  требований;

- благоприятный эмоциональный  настрой;

- создание комфортности.

В Приложении 3 приведен план-конспект урока (Спортивные игры. Баскетбол в 7 «А» классе»).

 Цель урока: формирование и развитие двигательных навыков.

Задачи: 1. оздоровительные:

 - развитие быстроты, ловкости, координация скоростно-силовых

 способностей;

 - овладение шкалой движений.

 2. образовательные:

 - обучить технике передачи мяча в движении,

 - закрепить ведение мяча в движении,

 - закрепить технику броска мяча в кольцо.

 3. воспитательные:

 - воспитание дисциплинированности на уроке,

 - доброжелательного отношения к товарищам,

 - воспитание бережного отношения к школьному.

Оборудование (инвентарь): Баскетбольные мячи по количеству детей, фишки-ориентиры.

Место занятий: спортивный зал.

Используемые технологии: здоровьесберегающая (физкультурно-оздоровительная), игровая, дифференцированного обучения.

 Перед началом занятий была проведена беседа по соблюдению техники безопасности на уроке.

 В подготовительной части провели общеразвивающие упражнения на месте. Данные упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

 В основной части урока применялись упражнения на развитие ловкости, выносливости, быстроты.

 В заключительной части урока использовали подвижные игры на внимание.

 В Приложении 4 представлен план-конспект урока по гимнастике (аэробике).

 Цель урока: укрепление  здоровья учащихся, совершенствование техники акробатических упражнений.

 Задачи: 1. - совершенствование  техники акробатических упражнений;

 - совершенствование техники акробатических комбинаций.

 - развитие физических качеств, способствовать формированию

 правильной осанки.

 2. образовательные:

 - прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта.

 - создать благоприятные условия для воспитания самоконтроля и

 самооценки достигнутых результатов.

 3. воспитательные:

 - воспитание у учащихся самостоятельности,

 дисциплинированности;

 - доброжелательного отношения к товарищам;

 - воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

В основной части использовались упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия, передвижение по гимнастической стенке; беговые упражнения не высокой интенсивности; дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной гимнастики, эстафеты на развитие ловкости.

Из проведенных анализах уроков можно сделать вывод, что  применение физкультурно-оздоровительных  технологий на уроках физической культуры укрепляет здоровье учащихся, позволяет развивать ловкость, выносливость, гибкость и др. качества. Увлекшись, учащиеся не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные ученики активно включались в игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

 Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований учащиеся были внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

 Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры и проведение дополнительных занятий и внеклассных мероприятий сделало процесс обучения более интересным, создало у учащихся бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей.

 В конце учебного процесса учитель физической культуры проводит комплексную диагностику физического здоровья учащихся. В Приложении 5 представлены данные о состоянии здоровья учащихся 5-7 классов в конце учебного года. Из диаграммы, размещенной в Приложении 6, видно, что уже 69% учащихся 5-7 классов можно считать здоровыми, а 31% учеников имеют различные отклонения в здоровье. Анализируя результаты опыта, можно отметить, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

  1. Повысить успеваемость и посещаемость предмету физическая культура.
  2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
  4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в  процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения Это позволило нам сделать вывод, что уроки физической культуры в 5-7 классах выступают как эффективное средство развития познавательных интересов учащихся на уроке физической культуры и как средство формирования высокого уровня физического развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5 - 7 классах и их влияние на здоровье учащихся.

В первой главе рассмотрели здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, этапы процесса обучения. Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств, такие как, средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Методы здоровьесберегающих технологий обучения – это способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Во второй главе рассмотрели  организацию учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих  технологий на уроках физической культуры, основные формы организации обучения, технология организации урока физической культуры, роль учителя физической культуры в укреплении здоровья учащихся. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Для этого очень важно, чтобы учитель правильно организовал урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Мы проанализировали эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах. Анализ показал, что применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры очень эффективно. Упражнения, игры, задания по физической культуре могут доставлять учащимся удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических способностей, силы, быстроты, ловкости, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у учащихся, также повышать интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.

Гипотеза исследования: здоровьесберегающие технологии могут быть эффективными, если правильно определены методы и средства, а также раскрыты принципы их применения на уроках физической культуры, - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник.

3-е издание дополн. и перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 289 с.

  1. Барчуков И.С. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2008. - 347с.
  2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. – М.: КноРус, 2011. - 432 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
  4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2008. - 381 с.
  5. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2012. - 217с.
  6. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». Учебное пособие, 3-е изд. переработанное. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 279 с.
  7. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. – М.: «ФОРУМ», 2009. - 208 с.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. - 528 с.
  9. Кузнецов В. С., Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспитания и спорта: учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480с.
  10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 98-102с.
  11. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. Учебное пособие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2008. – 224 с.
  12. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем. Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с.
  13. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: Физическая культура, 2005. - 372с.
  14. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. – СПБ.: Лань, 2003. – 160с.
  15. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика,практика. Учебное пособие. – М.: Издательство Физкультура и спорт, 2006. – 312 с.
  16. Николаев В. Г. Возрастная анатомия человека: учебн. пособие. – Ростов н/Д : Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. – 328 с.
  17. Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. 4-е изд. переработанное. –  М.: Просвещение , 2008. - 305 с.
  18. Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. – М.: Просвещение, 2006. – 316 с.
  19. Родионов А.В. Теория и методика спорта: психическая подготовка спортсмена: учебное пособие для училищ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2007. — 238с.
  20. Савостьянов А.М. Физическое здоровье школьника. Уроки культуры здоровья. – М.: Просвещение, 2009. – 235 с.
  21. Учебник Физическая культура. 5-7 классов. Под общей редакцией В.И. Ляха. 5-е изд. – М. Просвещение, 2009. - 285 с.
  22. Физическая культура и здоровый образ жизни. Учебное пособие. – М.: Издательство МГСУ «Союз», 2005. – 250с.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007. – 387 с.

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Состояние здоровья учащихся 5-7 классов

 

Паспорт здоровья учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год

 

класс

Всего учащихся

освобождены

нарушение

невроз

заболевания

здоровые дети

проч. болез

в классе

подгот.

группа

основн.

группа

спец.

группа

осанки

зрения

жкт

сс

22

1

18

1

2

4

1

-

3

2

8

2

24

2

22

-

-

6

-

1

2

1

11

3

22

2

18

1

1

3

-

-

3

1

12

2

21

1

20

-

-

5

1

-

2

2

9

2

23

1

21

-

1

3

2

1

2

2

9

3

22

2

19

-

1

5

1

1

3

1

8

2

итого

134

8

120

2

4

19

3

2

9

4

57

10


 

 

 

Приложение 2.

 

Диаграмма состояния здоровья учащихся 5-7 классов

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

План — конспект урока на тему:

Спортивные игры. Баскетбол.

 

Организационная информация

Вид урока

Спортивные игры. Баскетбол.

Дата проведения

05.03.2013

Класс

7 «А»

ФИО учителя должность

Бажулин А.Ю.

Методическая информация

Цель урока

Укрепление здоровья обучающихся, формирование и развитие двигательных навыков.

Задачи урока

1. оздоровительные:

- развитие быстроты, ловкости, координация, скоростно-силовых способностей,

- овладение шкалой  движений.

2. образовательные:

- обучить технике передачи  мяча в движении,

- закрепить ведение  мяча в движении,

- закрепить технику  броска мяча в кольцо.

3. воспитательные:

- воспитание дисциплинированности  на уроке,

- доброжелательного отношения  к товарищам,

- воспитание бережного  отношения к школьному имуществу.

Место проведения

Спортивный зал.

Оборудование

Баскетбольные мячи по количеству детей, фишки-ориентиры

Информация о работе Педагогические доровьезберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах