Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:19, дипломная работа
Цель работы: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть влияние применения физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры на здоровье учащихся 5 – 7 классов.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.
3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся 5 – 7 классов на уроках физической культуры.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий 6
Сущность здоровьесберегающих технологий в
процессе физического воспитания
Принципы здоровьесберегающих технологий
Средства, методы и приемы здорвьесберегающих
технологий
Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих
технологий
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях
здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры 21
2.1. Организация уроков физической культуры в 5 – 7 классах
2.2. Роль учителя физической культуры в сохранении
и укреплении здоровья учащихся
2.3. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 43
1.4. Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики (2, с. 95).
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями, представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
1) Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2) Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
3) Добиться выполнения
элементарных правил
4) Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представлении о элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1) Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2) Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3) Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Данные задачи могут
решаться одновременно. Эффективность
обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального
подбора методов, приемов и средств обучения.
Используя методы активного обучения,
необходимо в комплексе с ним широко применять
наглядность, направленную на создание
ощущений здорового образа жизни. Метод
словестного воздействия меняет свои
формы, ведущими становятся анализ и разбор
правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс
разнообразных средств (средства двигательной
направленности; оздоровительные силы
природы; гигиенические факторы).
Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1)Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
2)Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3) Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу: в целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, тренинги.
ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В современной школе урочная форма обучения является основной. Эта форма предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В нашей стране уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю и имеют 45 минутную продолжительность (кроме учащихся первых классов) (6, с. 98).
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса (17, с. 155).
Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки: в форме беседы; в форме лекции; в форме экскурсии; самостоятельной работы учащихся; лабораторных и практических работ; сочетания различных форм занятий (24, с. 135).
Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов: вводные; первичного ознакомления с материалом; образования понятий, установления законов на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные (24, с. 136).
В бесконечном потоке
множества уроков можно отметить
известную повторяемость и
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений (20, с. 56).
Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы на уроке была достигнута главная цель обучения.
2.1. Организация уроков физической культуры в 5 – 7 классах
На уроках физической
культуры применяются здоровьесберегающи
1) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2) Деятельность учителя
в аспекте реализации
3) Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4) Обеспечение такого
подхода к образовательному
В настоящее время, к здоровьесберегающим образовательным технологиям, применяемым на уроках физической культуры в 5 – 7 классах относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья (22, с. 177).
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. По данным НИИ педиатрии, учащиеся 5 – 7 класса: 14 % детей практически здоровы; 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями (11, с. 78).
Основные современные требования, применяемые к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока
(время, затраченное
- в содержательной части урока
должны быть включены вопросы,
связанные со здоровьем
- количество видов учебной
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть
использовано не менее 2-х
- обучение должно производиться
с учетом ведущих каналов
- должен осуществляться
- необходимо формировать
- необходимо осуществлять
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в урок
- необходимо для увеличения
работоспособности и
- необходимо производить
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, поэтому возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся, создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.
Контрольные испытания, задания, тестирования и должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.