Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации - трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Педагогические технологии
1.1 Сущность педагогической технологии
1.2 Виды педагогических технологий
1.3 Классификация образовательных технологий
2. Здоровьесберегающие педагогические технологии
2.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции
2.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
2.3 Средства здоровьесберегающих технологий
2.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики
2.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.1Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.2 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы
3.2.2 Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
3.2.3 Создание комфортных условий для занятий физкультурой
3.2.4 Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

педагогическое здоровьесберегающее  физическое воспитание

Введение

1. Педагогические технологии

1.1 Сущность педагогической технологии

1.2 Виды педагогических технологий

1.3 Классификация образовательных  технологий

2. Здоровьесберегающие педагогические  технологии

2.1 Понятие о здоровьесберегающих  технологиях, их функции

2.2 Принципы здоровьесберегающей  педагогики

2.3 Средства здоровьесберегающих  технологий

2.4 Этапы процесса обучения в  условиях здоровьесберегающей педагогики

2.5 Значимость здоровьесберегающих  технологий в педагогической  деятельности

3. Здоровьесберегающие технологии  в физическом воспитании

3.1Здоровьесберегающие технологии  в физическом воспитании

3.2 Особенности организации учебной  деятельности в условиях здоровьесберегающей  педагогики

3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной  работы

3.2.2 Создание условий для заинтересованного  отношения к учебе

3.2.3 Создание комфортных условий  для занятий физкультурой

3.2.4 Включение в процесс занятий  элементов активного отдыха

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Известно, что здоровье - один из важнейших  компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального  и экономического развития любой  страны.

За последние годы физкультура  и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к  ним со стороны общества. Это и  популяризация спорта в средствах  массовой информации - трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в  газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные  пособия и т.п. В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование  на уроках игр и занимательных  упражнений, оказывающих стимулирующее  воздействие на развитие познавательного  интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать  своеобразным эпицентром активизации  обучения, формирования активности школьника  и его положительного отношения  к учению, к учителю, к школе, к  соучастникам своей деятельности, к  процессу и результатам своего труда.

Проблема формирования интереса к  учению в истории русской педагогической мысли и практике обучения изучалась  многими дидактами прошлого (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег). Изучению проблемы физического  развития в обучении отводятся и  современные исследования (Ф.Н. Голоболин, Н.В. Кузьмина, В.Г. Ананьева, Г.И. Щукина и многие другие).

Центральным вопросом отечественной  дидактики в проблеме познавательного  интереса учащихся является отыскание  таких средств и методов, которые  возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе ученика, располагали  бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его  учение. А обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления  и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса.

Здоровьесбережение и ее роль в  учебном процессе рассматривается  и учителями, и учеными различно. М.А. Данилов, например, видел в занимательности  роль побудителя школьника к учению; Б.П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н.И. Гамбург использование занимательности  считает средством повышения  качества обучения. В исследовании Г.И. Щукиной занимательность - важный стимул возбуждения интереса к предмету.

Актуальностью курсовой работы являетсярешение  проблем и вопросов, связанных  с использованием здоровьясберегающих  технологий в процессе физического  воспитания для повышения интереса к урокам физкультуры .

Цель работы: изучить здоровьесберегающие  технологии на уроках физкультуры, особенности  организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей  педагогики на уроках физкультуры.

Объект: процесс обучения детей  в условиях здоровьесбережения.

Предмет исследования: здоровьесбережение как средство для повышения интереса к урокам физкультуры, для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность, виды, классификацию  педагогических технологий

2. Изучить, принципы, средства, здоровьесберегающей  технологии.

3. Ознакомится с здоровьесберегающими  технологиями в физическом воспитании, изучить особенности организации  учебной деятельности в условиях  здоровьесберегающей педагогики  на уроках физкультуры

Практическая значимость заключается  в том, что материал данной курсовой работы может использоваться студентами и преподавателями в качестве методологического пособия, для  организации занятий по физической культуре в условиях здоровьесбережения.

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Сущность педагогической технологии

Педагогическая технология - это  строго научное проектирование и  точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий. Поскольку  педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться  как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в  их объективной взаимосвязи, где  всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие  «методика» выражает процедуру использования  комплекса методов и приемов  обучения и воспитания безотносительно  к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление  к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным  педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут  быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий: технология разрабатывается под  конкретный педагогический замысел, в  основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности; технологическая цепочка  педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму  конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную  деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов  индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать  достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми  школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические  процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов  деятельности[1].

Педагогическая технология взаимосвязана  с педагогическим мастерством. Совершенное  владение педагогической технологией  и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов  прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому  его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными  параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут  проявляться их профессионализм  и педагогическое мастерство.

Современными исследователями  доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере  образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего  ту или иную технологию. Поэтому  личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной  технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей  деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.[2]

Необходимо применять технологический  подход к процессу осуществления  педагогом самоанализа своей  профессиональной деятельности, в частности  ее гуманистической направленности. Структура технологической карты  самоанализа гуманистической направленности деятельности педагога состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей (табл. 1).

Таблица 1. Технологическая карта

 

Этапы

Конкретизация

 

Концептуальная основа

научиться смотреть на учебный  процесс и его участников как  на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?»

 

Содержательная часть

цель гуманистической  модели образования, принципы, способы  реализации можно представить в  виде сравнительной таблицы (таблица 2)

 

Процессуальная часть

Необходимо внимательно  прочитать содержание таблицы, продумать  и проанализировать свою деятельность, выяснить для себя - работаете ли Вы в русле парадигмы, суть которой  обозначается словами «гуманизация образования»

 
     

Таблица 2. Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного  и гуманистического образования

 

Традиционное образование

Гуманистическое образование

 

Человек - средство

Человек - цель

 

Приобщение человека к  науке и производству

Приобщение человека к  полноценной самостоятельной жизни  в демократическом обществе

 

Формирование знаний, умений и навыков

Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

 

Усвоение образца деятельности

Опыт творческой деятельности

 

Механизмы трансляции и репродукции

Механизмы творчества

 

Заранее запрограммированы  все действия человека

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

 

Ориентация на среднестатистического  обучаемого

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

 

Оценка результата деятельности

Учет индивидуальных особенностей

 

Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных  требований

Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

 

Давление на личность через  коллектив

Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей

 

Фетишизация одной теории обучения

Свобода личности

 

Соответствие конечного  результата цели

Психология творчества

 

В основе категория деятельности

Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)

 

Негативное отношение  к части учащихся

В основе категория взаимодействия

 

Стремление к коррекции  поведения и личности

Позитивное отношение  ко всем учащимся

 

Универсальность требований

Коррекция поведения и  отдельных черт личности с сохранением  целостности личности учащегося

 

Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и  преподавателя уязвимыми и беззащитными

Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий  и разный)

 

Общение происходит в рамках стабильных ролей

Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности

 
     

1.2 Виды педагогических технологий

Соответственно этапам решения  педагогической задачи вне зависимости  от их содержания и временных рамок  можно различать взаимосвязанные  общие и частные технологии. К  общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его  осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Одним из решающих условий успешного  протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение  прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные  между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств  и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования  педагогического процесса можно  представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная)[3].

Технологию непосредственного  осуществления педагогического  процесса можно представить как  совокупность последовательно реализуемых  технологий передачи информации, организации  учебно-познавательной и других видов  развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования  и корригирования хода педагогического  процесса, его текущего контроля. Центральное  место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла  и проекта функционирования педагогического  процесса.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического  процесса может быть представлено взаимосвязанной  системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач  деятельности; создание условий для  принятия задач деятельности коллективом  и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов  осуществления педагогического  процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его  эффективного протекания; использование  необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка  хода педагогического процесса.

Информация о работе Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание