Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации - трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Педагогические технологии
1.1 Сущность педагогической технологии
1.2 Виды педагогических технологий
1.3 Классификация образовательных технологий
2. Здоровьесберегающие педагогические технологии
2.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции
2.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
2.3 Средства здоровьесберегающих технологий
2.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики
2.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.1Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.2 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы
3.2.2 Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
3.2.3 Создание комфортных условий для занятий физкультурой
3.2.4 Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Из определения здоровье сберегающих  образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения  ЗОТ в образовательный процесс  является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы  и семьи, с учётом приоритета в  данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая  основа этого - мотивация на ведение  здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность  в вопросах здоровья и здорового  образа жизни. Как добиться успеха в  жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к  культуре здоровья, за ответами на все  эти вопросы ребёнок, подросток  обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих  технологий, как основного инструмента  педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью[8].

 

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

3.1 Здоровьесберегающие технологии  в физическом воспитании

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей  ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте  реализации здоровьесберегающих  технологий на уроках физической  культуры должна включать знакомство  с результатами медицинских осмотров  детей, их учет в учебно-воспитательной  работе; помощь родителям в построении  здоровой жизнедеятельности учащихся  и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей  физической, эмоциональной, нагрузки  при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода  к образовательному процессу, который  гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического  климата в коллективе[9].

3.2 Особенности организации учебной  деятельности в условиях здоровьесберегающей  педагогики

3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной  работы

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной  работы, создания здоровьеохранных условий  развития ребенка необходимо строить  образовательный процесс на диагностической  основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно  с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с  инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими нарушения  опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета  индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Экраны  здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам  и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной  и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния  здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой  глубокий анализ и учет здоровья детей  в проводимых мероприятиях позволяют  решить задачу - сохранения жизненной  энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния  каждого ребенка[10].

А так же должны быть:

строгие дозированные физические нагрузки;

использование методики чередования  интенсивности и релаксации в  обучении;

использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

соблюдение гигиенических требований;

благоприятный эмоциональный настрой;

создание комфортности[9].

3.2.2 Создание условий для заинтересованного  отношения к учебе

Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая  комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих  технологий при организации учебно-воспитательного  процесса.

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации  здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и  текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной  период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель  должен внести в индивидуальные задания  соответствующие коррективы. Принципиально  важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался  с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов  освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после  получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В  таком случае нарушается системность  в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как  бы оторванным от предыдущего, самостоятельным  и даже надуманным[11].

3.2.3Создание комфортных условий  для занятий физкультурой

Соблюдения санитарно-гигиенических  норм

рациональное освещение зала;

исключение монотонных звуковых раздражителей;

влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

наличие туалетов и умывальников в  раздевалках девочек и мальчиков;

наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший  возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

наличие у каждого учащегося  сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке  физической культуры в зале и соответствующей  формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности  на уроке.

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности  15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

1. Учет диагноза здоровья в  физкультурно-оздоровительной работе

2. Индивидуальный подход в закаливании  дошкольников

3. Учет типа конституции ребенка  в процессе физического воспитания

4. Проявление типологических особенностей  нервной системы в мышечной  деятельности

5. Взаимосвязь типа нервной системы  и уровня двигательной активности  ребенка

6. Гендерный подход в физическом  воспитании

7. Взаимосвязь индивидуальных и  возрастных особенностей развития  двигательных качеств

8.Учет индивидуальных показателей  физической подготовленности[10]

3.2.4 Включение в процесс занятий  элементов активного отдыха

Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока  физкультуры - на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления  и восстановление умственной работоспособности  активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных  чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий  длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и  другое[11].


Информация о работе Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание