Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа
За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации - трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.
Введение
1. Педагогические технологии
1.1 Сущность педагогической технологии
1.2 Виды педагогических технологий
1.3 Классификация образовательных технологий
2. Здоровьесберегающие педагогические технологии
2.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции
2.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
2.3 Средства здоровьесберегающих технологий
2.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики
2.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.1Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.2 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы
3.2.2 Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
3.2.3 Создание комфортных условий для занятий физкультурой
3.2.4 Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Заключение
Список использованных источников
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики
оздоровления способствует принцип
цикличности. Он заключается в повторяющейся
последовательности занятий, что улучшает
подготовленность ребенка к каждому
последующему этапу обучения. Формирование
двигательных умений и навыков, двигательные
способности ребенка, функциональные
возможности организма
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения[5]
2.3 Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной
2.оздоровительные силы
3.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности
относятся такие двигательные действия,
которые направлены на реализацию задач
здоровьесберегающих
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам
Носятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка
Помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических
2.4 Этапы процесса обучения в
условиях здоровьесберегающей
В процессе обучения в соответствии
с идеями здоровьесберегающих
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое
2. Создать элементарные
3. Добиться выполнения
4. Предупредить непонимание
Решение этих задач осуществляется
поочередно. Представления об элементарных
правилах здоровьесбережения формируются
в результате объяснения педагогом,
восприятия показываемых движений комплексов
физкультминуток, просмотра наглядных
пособий, анализа собственных мышечных
и других ощущений, возникающих при
первыхпопытках выполнения комплексов,
наблюдений за действиями других учащихся.
Все это создает
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1. Уточнить представление об
элементарных правилах
2. Добиться сознательного
3. Формирование практически
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).
Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.
3. Этап закрепления
знаний, умений и навыков по
здоровьесбережению и
Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1. Добиться стабильности и
2. Добиться выполнения правил
здоровьесбережения в
3. Обеспечить вариативное
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях совершенствования
2.5 Значимость
Уже ни для кого не секрет, что получение образования связано с потерей здоровья в той или иной мере.
Широкое внедрение технических
средств и компьютерных технологий
в учебный процесс, обусловило возросшую
интенсивность информационного
потока - это с одной стороны. С
другой стороны, ограниченное время
на переработку и усвоение информации,
необходимость заучивания больших
объемов материала, перегруженность
учебных программ в сочетании
с несовершенным режимом
Информация о работе Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание