Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации - трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Педагогические технологии
1.1 Сущность педагогической технологии
1.2 Виды педагогических технологий
1.3 Классификация образовательных технологий
2. Здоровьесберегающие педагогические технологии
2.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции
2.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
2.3 Средства здоровьесберегающих технологий
2.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики
2.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.1Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании
3.2 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
3.2.1 Реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы
3.2.2 Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
3.2.3 Создание комфортных условий для занятий физкультурой
3.2.4 Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Учет технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации  развивающих видов деятельности детей.

В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению  задач разных типов. Характерно при  этом, что количество решенных задач  для научения знаниям, умениям и  мышлению не имеет принципиального  значения.

В целостной технологии организации  учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных  задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В  ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в  осмысливании предмета в целом[4].

Универсальным исходным методом и  основой технологии организации  развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку  всецело согласуется с принципом  приоритета субъект - субъектных отношений  в общем объеме отношений педагогического  процесса. Овладевая конкретной технологией  организации развивающих видов  деятельности детей, важно иметь  в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить  закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и  в завершение перерастать в требование-принцип.

Технология организации развивающей  деятельности школьников по типу рефлексивного  управления в отличие от авторитарного  предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального  оценивания, осуществляемых в общей  системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию  педагогического процесса как решение  учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников

1.3 Классификация образовательных  технологий

В классификации образовательных  технологий, можно выделить следующие  группы:

1. Технология управленческой деятельности.

2. Технологии организации учебного  процесса.

3. Технологии организации познавательной  деятельности учащихся.

4. Технологии воспитательной работы.

5. Частнопредметные технологии.

6. Коррекционные технологии для  детей с временными затруднениями  в учебе и поведении.

7. Коррекционные технологии для  детей с проблемами в умственно  и физическом развитии.

Технология управленческой деятельности - функциональная технология, технология программно-целевого планирования, информационные технологии.

Технология организации учебного процесса - это:

а) изменение структуры учебного заведения;

б) технологии селективной дифференциации: профильные классы, классы с углубленным  изучением предмета;

в) технологии организации учебного процесса: технология Дальтон, технологическая  модель индивидуального обучения, технология проектов;

г) технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических  единиц, технология реализации умственных действий(П.Я.Гальперина), технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенкова).

Технология организации познавательной деятельности учащихся- это:

а) технология личностной ориентации педагогического сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили, технологии развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (целостная система  обучения);

б) технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проблемного  обучения, технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированого обучения (технологии полного усвоения материала, блочные  технологии, модульные технологии), технология коллективного способа  обучения;

в) технология эффективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутрипредметной дифференциации и обязательного уровня обучения.

Технология организации воспитательного  процесса - коллективная творческая деятельность (объединения разных видов деятельности и сочетания форм, средств, способов действия педагогов и учащихся), игровая (освоение ребенком различных  социальных ролей и норм поведения  в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей), технология проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы  и самостоятельности в определении  целей своего развития).

Частнопредметные технологии - технология Диалога культур, технология совершенствования  общеучебных умений, технология на основе эффективных уроков, технология поэтапного обучения предмету и др.

Коррекционные технологии - собственно коррекционные (применение этих технологий позволяет ребенку догнать в  развитии сверстников, компенсационные (включение ребенка в общественную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые  позволяют исключить использование  тех механизмов деятельности, которые  восстановлены быть не могут - слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индивидуальные адаптационные  занятия, занятия по общесоматическому  и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здоровье ребенка). Среди перечисленных технологий отсутствует термин “здоровьесберегающие технологии”, т.к. эта педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В  то же время, это понятие объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные  технологии - это знакомые большинству  педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных  проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что  учебно-образовательный процесс  осуществляется по здоровьесберегающим  образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.[5]

Основополагающие приоритеты для  педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически  достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность  лечебно-профилактических мер, а  форма развития психофизических  возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный  подход - основное средство оздоровительно-развивающей  работы с учащимися.

 

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Понятие о здоровьесберегающих  технологиях, их функции

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как  обеспечить сохранение, укрепление и  восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и  успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей  системы, стратегической целью которой  является формирование гармонично развитой личности.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего  учебно-воспитательного процесса  по формированию культуры здоровья  обучающихся:

-приобретение и усвоение знаний  о том, как сохранить свое  здоровье и предупредить его  нарушение;

-формирование духовно-нравственных  качеств личности (ответственности,  честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков  безопасной, здоровой жизни; воспитание  культуры здоровья (поведения, питания,  общения, быта, труда, отдыха и  т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной  культуры, патриотизма, национального  самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета  и негативного отношения к  табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию  деструктивных религиозных культов  и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров  поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях  физической культурой, закаливании  и совершенствовании физических  способностей и возможностей  организма человека;

-формирование культуры взаимодействия  с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую  медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи  знаний о здоровой семье, роли  родителей и воспитании здоровых  детей.

2. Целостность учебно-воспитательного  процесса

Целостность предполагает, что все  аспекты учебно-воспитательного  процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся.

Это длительный процесс, он не может  носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.

Целостность также означает, что  здоровую жизнь человека мы рассматриваем  в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и  обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования

3. Обновление содержания образования  и использование здоровье сберегающих  технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования -- это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое  нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей  образовательной среды и использование  ее педагогических возможностей

Здоровьесберегающая образовательная  среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе  будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного  созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности  и учет индивидуально-личностных  возможностей обучающихся в условиях  конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически  здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому  развитие двигательной активности как  фактора укрепления здоровья нужно  рассматривать главным образом  как социальную защиту интересов  развивающейся личности применительно  к новым социально-экономическим  условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников  образовательного процесса в  разнообразные формы деятельности  по сохранению и укреплению  здоровья

Образование будет выполнять функцию  укрепления здоровья подрастающего  поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.[6]

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего  заинтересованное и творческое отношение  к работе всего педагогического  сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого  в каждом образовательном учреждении.

 

2.2 Принципы здоровье сберегающей  педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные

общественные потребности. Они  выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические

принципы, выражающие специфические  закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы - это  основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с  общими целями здоровьесберегающих  образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована  с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого  интереса, осмысленного отношения к  познавательной деятельности. Повышению  сознательности и активности способствует применение педагогом специальных  методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая  оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок  учится самостоятельно и творчески  решать задачи познавательного характера.

Принцип активности - предполагает в  учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности - обязывает строить  процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов  чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции  сенсорных систем, участвующих в  познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода  обучения в общеобразовательной  школе обеспечивает принцип систематичности.

Информация о работе Педагогическое здоровьесберегающее физическое воспитание