Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
1.1 Исторический экскурс………………………………………………….6
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет…………………..8
1.3 Виды подвижных игр и их классификация…………………………10
1.4 Методика проведения подвижны игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………17
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка….22
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка………………..24
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы
Подвижная игра как средство
всестороннего развития детей 5 - 6 лет
г. Серпухов 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
Основная часть
1.1 Исторический экскурс………………………………………………….6
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет…………………..8
1.3 Виды подвижных игр и их классификация…………………………10
1.4 Методика проведения подвижны
игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка….22
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции еще далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.
Правильная организация
физического воспитания детей в
повседневной жизни обеспечивает выполнение
двигательного режима, необходимого
для здорового физического
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
• повышению устойчивости
организма к различным
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности
отдельных органов и
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном
режиме детей принадлежит
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре -- как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Изучение психолого-
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванные заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40 °/о старших дошкольников имеют уровень развития двигательной активности ниже среднего. По данным М. Руновой двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-б0 °/о естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей.
Основная часть
1.1 Исторический экскурс
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые - педагоги (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Я.А. Коменский - высоко оценивал роль игр, "состоящих в движении", для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума».
К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
Основатель российской системы
физического воспитания П. Ф. Лесгафт
отводил игре большое место, определяя
игру как упражнение, при помощи
которого ребенок готовится к
жизни. Игры он рассматривал как одно
из действенных средств
В. Г. Марц стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры. Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх - до спортивной игры.
А. С. Макаренко. По его мнению,
игры - средство подготовки ребенка
к жизни, переходная ступень к
трудовой деятельности. В играх у
детей воспитывается
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостны, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. «Подвижная игра -- это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанны с обязательными для всех играющих правилами».
По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра -- относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовны и физических сил».
В.Л.Страковская считает,
что «подвижная игра - это средство
пополнения ребенком знаний и представлений
об окружающем мире, развития мышления,
ценны морально-волевых
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым и др.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А. И. Быковой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Л. В. Артамоновой и др.
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет
Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.
В дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.
В 5-б лет опорно-двигательный аппарат еще до конца не окреп. Носовая перегородка еще также не окрепла, поэтому при проведении игр и во время занятий на физкультуре детям следует быть особенно острожными. Ведь даже незначительные повреждения носа или уха могут обратиться в травму.
Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.
Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.
К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим; подошва не должна быть жесткой. Плоскостопие может развиться у детей с избыточной массой тела.
У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.
В период дошкольного возраста
идет интенсивный процесс развития
центральной нервной системы. В
головном мозге увеличиваются лобные
доли, окончательное разделение нервных
элементов в так называемых ассоциативных
зонах позволяет проводить
В дошкольном возрасте у
детей активизируются основные процессы
нервной системы торможение и
возбуждение. При активизации процесса
торможения ребенок с большей
охотой следуют установленным
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития детей 5 - 6 лет