Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
1.1 Исторический экскурс………………………………………………….6
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет…………………..8
1.3 Виды подвижных игр и их классификация…………………………10
1.4 Методика проведения подвижны игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………17
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка….22
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка………………..24
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы
Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять бег.
У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.
Поскольку дыхательные пути
еще продолжают развиваться у
детей 5-7 лет, и по размерам значительно
уже, чем у взрослых, в помещениях,
где находятся дети, должен соблюдаться
температурный режим. Иначе его
нарушения могут привести к заболеваниям
органов дыхания еще в детском
возрасте. Размеры и строение дыхательных
путей ребенка дошкольного
В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и воспитатели должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1.3 Виды подвижных игр и их классификация
Подвижная игра - это одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в их содержании (бега, прыжков, метании, бросков, передач и ловли мяча). Эти двигательные действия мотивированы игровым сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий на пути достижения цели игры.
Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели. Форма подвижной игры -
это организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально, добиваясь своего личного интереса, в других группами коллективно, отстаивая интересы своей группы, своей команды. Также различны построения участников для игры (врассыпную, в круг, в шеренгу). Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: образность, самостоятельность действий, направленная на достижение цели, ограничиваемая правилами, исполнение отдельных ролей в игре согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры, внезапность, изменчивость ситуации, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры, сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создаёт высокий эмоциональный тонус.
В теории и методике физического воспитания подвижные игры принято делить на элементарные и сложные.
Элементарные подвижные игры представляют собой инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т. д.).
Двигательные действия устанавливаются
правилами игры, выполнение которых
требует от играющих соответствующего
инициативного поведения в
Элементарные подвижные игры в свою очередь делятся на сюжетные, бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих детей, уточняют код игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах детского сада.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек - перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами индивидуального и группового соревнования («Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др.). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто быстрее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относят также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с цепью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.
Спортивные игры - это высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивны игр является сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки и тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих детей, определённую площадку, инвентарь. К спортивным (сложным) играм относят городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и пр. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры классифицируются по определенным признакам:
1. Классификация по количеству участников в подвижной игре:
а) индивидуальные (одиночные) подвижные игры,
б) коллективные (групповые) подвижные игры.
2. По степени сложности содержания подвижной игры: от самых простых к более сложным (полуспортивным).
3. По возрасту детей с учетом возрастных особенностей.
4. По видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).
5. По физическим качествам,
преимущественно проявляемым в
игре (игры , преимущественно
6. Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для тога или иного вида спорта.
7. В зависимости от взаимоотношений играющих:
а) игры, в которых игроки
не вступают непосредственно в
б) игры с ограниченным вступлением
в соприкосновение с «
в) игры с непосредственной борьбой «соперников».
8. По форме организации
игр (игры на занятии, на
празднике, на улице, в
9. С учетом сезона и
места работы (игры летние, зимние,
в помещении, на снеговой
Подвижные игры также могут быть классифицированы по уровню психофизической нагрузки:
а) подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой;
б) подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой;
в) подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой;
г) подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой.
Подвижные игры классифицируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса, физической подготовленности детей, их психофизического развития, индивидуальных особенностей личности ребенка, показателей функциональных проб сердечнососудистой системы и пр.
Для более детального распределения
игр с целью решения
Подвижные игры относятся к играм с правилами. Подвижные игры - это игры с готовым содержанием, являющимся непременным компонентом игры, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определенны задач обучения и воспитания детей. Обучающие задачи реализуются в них через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. д.).
Игры с правилами занимают
определенное место в развитии детской
игровой деятельности. Процесс развития
игры как явления раскрывается в
работах Д. Б. Эльконина и А. Н.
Леонтьева. Закон развития игры заключается
в постепенном превращении
Появление ролевых игр предопределяет появление игр с правилами. В первых играх ребенок учится воспроизводить действия, характерные для взятой роли, выполнять обязанности в соответствии с этой ролью, подчинять свое поведение определенным правилам. На этой основе возникает возможность осознания самого принципа игрового правила. Основным содержанием собственно игр с правилами являются задача и правила, а уже не роль и игровая ситуация, например: «Горелки», «Лапта», «Чье звено скорее соберется» и т. п.
Для обучения детей подчинению правилам содержащееся в обычных играх правило опирается на роль и воображаемую игровую ситуацию. Ребенку легче понять необходимость выполнения правил, если вносятся специальные атрибуты, делающие детей «кошками», «мышками», «автомобилем» и др. Именно таким путем удается переместить игры с правилами на дошкольный возраст. Из этого понятно, почему в работу с детьми дошкольного возраста включены именно сюжетные подвижные игры.
Развитие игр с правилами заключается во все большем выделении и осознании детьми игровой задачи. Овладеть правилом - это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, подчинять его определенной задаче. В сюжетных подвижных играх задача выступает V непосредственно в связи с игровой ролью, она еще не осознана как принцип игры.
Игры с правилами, к которым относятся подвижные игры, возникают на более позднем этапе развития детских игр. Впервые сюжетные подвижные игры включены в работу с детьми третьего года жизни, т. е. в том возрастном периоде, когда уже появилась сюжетно-ролевая игра.
При сравнении деятельности
детей в сюжетно-ролевых и
Суть подвижной игры заключается в выполнении разнообразных движений в различных ситуациях. Смысл сюжетно-ролевой игры составляет предметная деятельность детей и отражение отношений между партнерами.
В сюжетно - ролевых играх смысловым центром служит роль. Для ее осуществления и создается игровая ситуация и игровые действия. За каждой ролью скрываются известные правила деятельности или общественного поведения. В подвижных играх роли сопутствуют друг другу. Правила игры четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила игры определяют время выполнения двигательных действий и требования к точности и быстроте.
1.4 Методика проведения подвижных игр с детьми
старшего дошкольного возраста
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движении.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития детей 5 - 6 лет