Подвижная игра как средство всестороннего развития детей 5 - 6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
1.1 Исторический экскурс………………………………………………….6
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет…………………..8
1.3 Виды подвижных игр и их классификация…………………………10
1.4 Методика проведения подвижны игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………17
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка….22
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка………………..24
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мельникова_тема.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять  бег.

У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.

Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у  детей 5-7 лет, и по размерам значительно  уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться  температурный режим. Иначе его  нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском  возрасте. Размеры и строение дыхательных  путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому  нарушения температурного режима и  влажности воздуха в помещении  приводят к заболеваниям органов  дыхания.

В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и воспитатели должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

1.3 Виды подвижных игр и их классификация

 

Подвижная игра - это одно из важных средств всестороннего  воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижных  игр является ярко выраженная роль движений в их содержании (бега, прыжков, метании, бросков, передач и ловли  мяча). Эти двигательные действия мотивированы игровым сюжетом (темой, идеей). Они  направляются на преодоление различных  трудностей, препятствий на пути достижения цели игры.

Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет  (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели. Форма подвижной игры -

это организация действий участников, предоставляющая возможность  широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально, добиваясь своего личного интереса, в других группами коллективно, отстаивая интересы своей группы, своей команды. Также различны построения участников для игры (врассыпную, в круг, в шеренгу). Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны: образность, самостоятельность действий, направленная на достижение цели, ограничиваемая правилами, исполнение отдельных ролей в игре согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры, внезапность, изменчивость ситуации, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры, сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создаёт высокий эмоциональный тонус.

В теории и методике физического  воспитания подвижные игры принято  делить на элементарные и сложные.

Элементарные  подвижные игры представляют собой инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т. д.).

Двигательные действия устанавливаются  правилами игры, выполнение которых  требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

Элементарные подвижные  игры в свою очередь делятся на сюжетные, бессюжетные, игры-забавы и  аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих детей, уточняют код игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого  вида используются во всех возрастных группах детского сада.

Бессюжетные подвижные  игры типа ловишек - перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами индивидуального  и группового соревнования («Чье звено  скорее соберется», «Кто первый через  обруч к флажку» и др.). Элементы соревнования побуждают к большей  активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени  предмет», «Кто быстрее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание  как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится  выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относят также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с цепью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.

Спортивные игры - это высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивны игр является сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки и тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих детей, определённую площадку, инвентарь. К спортивным (сложным) играм относят городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и пр. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры классифицируются по определенным признакам:

1. Классификация по количеству  участников в подвижной игре:

а) индивидуальные (одиночные) подвижные игры,

б) коллективные (групповые) подвижные игры.

2. По степени сложности  содержания подвижной игры: от  самых простых к более сложным (полуспортивным).

3. По возрасту детей с учетом возрастных особенностей.

4. По видам движений, преимущественно  входящим в игры (игры с элементами  общеразвивающих упражнений, игры  с бегом, игры с прыжками  в высоту, в длину с места  и с разбега, игры с метанием  в подвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

5. По физическим качествам,  преимущественно проявляемым в  игре (игры , преимущественно способствующие  воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

6. Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для тога или иного вида спорта.

7. В зависимости от  взаимоотношений играющих:

а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение  с «противником»;

б) игры с ограниченным вступлением  в соприкосновение с «противником»;

в) игры с непосредственной борьбой «соперников».

8. По форме организации  игр (игры на занятии, на  празднике, на улице, в свободной  деятельности).

9. С учетом сезона и  места работы (игры летние, зимние, в помещении, на снеговой площадке, на льду и т. д.)

Подвижные игры также могут  быть классифицированы по уровню психофизической  нагрузки:

а) подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой;

б) подвижные игры с умеренной  психофизической нагрузкой;

в) подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой;

г) подвижные игры с тренирующей  психофизической нагрузкой.

Подвижные игры классифицируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса, физической подготовленности детей, их психофизического развития, индивидуальных особенностей личности ребенка, показателей  функциональных проб сердечнососудистой системы и пр.

Для более детального распределения  игр с целью решения поставленных педагогических задач в различны условиях работы учитывается целый  ряд признаков одновременно. Основные из них: возраст и подготовленность детей, проявление тех или иных морально-волевых  и физических качеств в данной игре, взаимоотношения играющих.

Подвижные игры относятся  к играм с правилами. Подвижные игры - это игры с готовым содержанием, являющимся непременным компонентом игры, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определенны задач обучения и воспитания детей. Обучающие задачи реализуются в них через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. д.).

Игры с правилами занимают определенное место в развитии детской  игровой деятельности. Процесс развития игры как явления раскрывается в  работах Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева. Закон развития игры заключается  в постепенном превращении ролевых  игр с воображаемой ситуацией  в игры с правилами. Игры с открытой игровой ролью, воображаемой ситуацией  и скрытым правилом создают предпосылку  для перехода к играм с открытыми  правилами и скрытыми воображаемой ситуацией и ролью. В самом  названии игр с правилами проявляется  их связь с игровой ролью: «Кошки и мышки» , «Воробушки и автомобиль»  и т. п.

Появление ролевых игр  предопределяет появление игр с  правилами. В первых играх ребенок  учится воспроизводить действия, характерные  для взятой роли, выполнять обязанности  в соответствии с этой ролью, подчинять  свое поведение определенным правилам. На этой основе возникает возможность  осознания самого принципа игрового правила. Основным содержанием собственно игр с правилами являются задача и правила, а уже не роль и игровая  ситуация, например: «Горелки», «Лапта», «Чье звено скорее соберется» и т. п.

Для обучения детей подчинению правилам содержащееся в обычных  играх правило опирается на роль и воображаемую игровую ситуацию. Ребенку легче понять необходимость выполнения правил, если вносятся специальные атрибуты, делающие детей «кошками», «мышками», «автомобилем» и др. Именно таким путем удается переместить игры с правилами на дошкольный возраст. Из этого понятно, почему в работу с детьми дошкольного возраста включены именно сюжетные подвижные игры.

Развитие игр с правилами  заключается во все большем выделении  и осознании детьми игровой задачи. Овладеть правилом - это значит овладеть своим поведением, научиться управлять  им, подчинять его определенной задаче. В сюжетных подвижных играх задача выступает V непосредственно в связи  с игровой ролью, она еще не осознана как принцип игры.

Игры с правилами, к  которым относятся подвижные  игры, возникают на более позднем  этапе развития детских игр. Впервые  сюжетные подвижные игры включены в  работу с детьми третьего года жизни, т. е. в том возрастном периоде, когда  уже появилась сюжетно-ролевая  игра.

При сравнении деятельности детей в сюжетно-ролевых и сюжетных подвижных играх обнаруживается их различная направленность. В сюжетно-ролевых играх основные усилия ребенка направлены на развертывание содержания. Чем больше у ребенка знаний и умений, тем содержательнее игра. В подвижных играх содержание определено, она дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в них является решение двигательной задачи.

Суть подвижной игры заключается  в выполнении разнообразных движений в различных ситуациях. Смысл сюжетно-ролевой игры составляет предметная деятельность детей и отражение отношений между партнерами.

В сюжетно - ролевых играх смысловым центром служит роль. Для ее осуществления и создается игровая ситуация и игровые действия. За каждой ролью скрываются известные правила деятельности или общественного поведения. В подвижных играх роли сопутствуют друг другу. Правила игры четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила игры определяют время выполнения двигательных действий и требования к точности и быстроте.

 

1.4 Методика проведения подвижных игр с детьми

старшего дошкольного  возраста

 

Подвижная игра относится  к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движении.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития детей 5 - 6 лет