Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
1.1 Исторический экскурс………………………………………………….6
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет…………………..8
1.3 Виды подвижных игр и их классификация…………………………10
1.4 Методика проведения подвижны игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………17
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка….22
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка………………..24
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Повышение двигательной активности
у детей дошкольного возраста
в подвижных играх будет
- работа по повышению двигательной активности будет строиться поэтапно с использованием разнообразных форм, методов и средств;
- дети дошкольного возраста
будут обладать достаточным
- систематически будут
применяться игры
- учет индивидуально - дифференцированного подхода при обучении дошкольников подвижным играм;
- при проведении подвижных
игр будут использоваться
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3 - 4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стоянке на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно:
• увеличивать дозировку
(повторность и общую
• усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине);
• сменить сигнал (вместо словесного - звуковой или зрительный);
• провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке);
• усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать).
К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенна в старших группах.
Для проведения подвижных игр надо соблюдать определенные правила:
- для игры на свежем
воздухе выбирают площадку с
земляным или травяным
- в холодное время года
взрослый ограничивает
- к игре допускаются дети в спортивной обуви или обуви без каблуков;
- при ознакомлении с игрок четко произносят слова текста;
- взрослый распределяет роли в сюжетны играх;
- перед проведением игр
с бегом взрослый напоминает
и следит за правилами
- взрослый следит за признаками утомления детей.
Задача взрослого заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Все эти качества будут необходимы им в будущей жизни.
Подвижные игры для всех возрастов: доступны, успешны, активны, коммуникативны, результативны, поэтому их использование доставляет не только радость детям, но и большую пользу их общему, а особенно физическому развитию.
1.5 Значение подвижной игры в формировании личности ребёнка
В формировании разносторонне
развитой личности ребенка подвижным
играм отводится важнейшее
Большое значение имеют подвижные
игры и для нравственного
В подвижных играх
Подвижная игра готовит ребенка
к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают
их в определенной последовательности,
совершенствуют свои двигательные навыки,
необходимые для будущей
В процессе игры происходит
не только упражнение в уже имеющихся
навыках, их закрепление и
Игры должны проводиться под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Использование сюжетных подвижных игр для оптимизации двигательной активности предусматривает умелое руководство ими.
Приступая к работе с детьми,
воспитатель анализирует
Воспитателю важно правильно
выбрать игру, учесть время и место
ее проведения, количество играющих, имеющиеся
у них двигательные навыки, двигательный
опыт. До проведения некоторых сюжетных
игр воспитатель проверяет
Таким образом, подвижная игра способствует оптимизации двигательной активности ребенка, учитывая влияние подвижной игры на организм ребенка и потому что ребенок, входя в образ, беря на себя определенную роль, более точно выполняет движения персонажа, становится более активным. В то же время, четко следуя правилам игры, дети постоянно сдерживают себя, или заставляют себя двигаться, мгновенно реагируя на сигнал.
1.6 Роль родителей в физическом воспитании ребёнка
Не во всех семьях уровень организации физической культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой времени. Они радуются, если их ребенок с утра до вечера занят умственным трудом, музыкой, рисованием. А ведь недостаточность двигательной активности создает предпосылки к ослаблению организма, к развитию всевозможных заболеваний. Обычно это сказывается на здоровье позднее, после 25- 3а лет, когда исправить положение бывает значительно труднее.
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития детей 5 - 6 лет