Подвижные игры для детей начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, реферат

Описание работы

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Содержание работы

1. Подвижные игры – важная часть физического воспитания 3
1.1. Сущность понятия подвижные игры. 3
1.2. Значения подвижных игр в жизни ребенка. 4
1.3. Классификация подвижных игр. 6
1.3. Подбор подвижных игр. 9
1.4. Методика проведения подвижных игр. 11
2. Вариативность подвижных игр. 15
2.1. Подвижные игры на открытом воздухе. 15
2.2. Подвижные игры в залах с использованием мяча. 21
2.3. Подвижные игры на внимание. 30
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Подвижные игры.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 
Кафедра педагогики и методики начального образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Реферат 
 
на тему: « Подвижные игры для детей начальной школы» 

 

 

 

 

 

 

 

 
Выполнила: 
студентка ИПП о/о ПН-31 
А.В. Питателева 
 
Проверила: 
И.Н. Камских 

 

 

 

 

 

 

 

 
Йошкар-Ола 
2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подвижные игры – важная часть физического воспитания

 

 

    1. Сущность понятия подвижные игры.

 

Игра с давних пор  была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего  поколения.

Игра — относительно самостоятельная деятельность детей  и взрослых. Она удовлетворяет  потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и  физических сил.

Подвижная игра относится  к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели [5, С.7].

Игра – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой  человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать  действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [12, С. 620-621]

Особенностью применения подвижных игр является то, что  самостоятельность действий учащихся включает на ряду с выполнение двигательных действий (в соответствии с правилами игры) и самоконтроль и самооценку своих игровых действий. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение ее итогов, коллективный или индивидуальный разбор выполнения игровых действий [14].

 

    1. Значения подвижных игр в жизни ребенка.

 

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое  их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное  освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влиянием игровых условий превращаются в умения, значительно расширяющие возможности их применения в самых различных целях и сочетаниях.

Под влиянием присущего  игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества, очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигательной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при активном сотрудничестве играющих. Суть игры — борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведением играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость.

Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и полнее изучить своих воспитанников. В дальнейшем детей специально ставят в условия, в которых необходимые положительные качества совершенствуются наиболее активно. С помощью игр проводится в жизнь ведущий принцип коммунистического воспитания — «в коллективе, для коллектива и через коллектив».

Исключительно велико и  оздоровительное значение игр. Разнообразная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Одновременно с непосредственным влиянием нагрузки играющие подвергаются воздействию и естественных сил природы: солнца, воздуха, воды [2, С. 64-65].

В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач общей физической подготовки, а кроме того, имеет вспомогательное значение в изучении учебного материала по физической культуре в разделах: гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, а также в спортивных тренировках. Одновременно он служит важным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств.

Правильно организованные подвижные игры должны оказать благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и лёгких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. При проведении игр необходимо следить за физическими нагрузками. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки. Однако нельзя доводить участников игр до переутомления.

Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Это достигается путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывала бы у них положительные эмоции. Такие эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организма (в частности на нервную систему), а также на самочувствие и поведение учащихся. Вместе с тем проявление отрицательных эмоций в играх (обида, страх, гнев и др.) нарушает нормальный ход нервных процессов, вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить ученику моральное, эмоциональное и физическое удовлетворение.

При проведении подвижных игр необходимо полнее использовать их возможности для формирования у учащихся положительных черт характера, волевых качеств, а также воспитания нравственности. При правильном распределении игровых ролей между учащимися (с учётом физической подвижности, способностей и интересов каждого) они приучаются к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки, привыкают помогать своим товарищам, если это требуется по ходу игр. В зависимости от качества выполнения роли тот или другой участник подвижных игр может заслуживать поощрение или, наоборот, порицание. Известно, что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Таким образом, подвижные игры — один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога [9].

Таким образом, игры позволяют добиваться разностороннего воздействия и как следствие — гармоничного воспитания.

 

1.3. Классификация подвижных игр.

 

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные  игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются  и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.

Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную  и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками  для организации их досуга [5, С. 7-8]

Взаимоотношения между  играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы — некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр — переходных.

Некомандные игры могут  быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих и игры с поочередным участием (эстафеты).

Командные игры различают  и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная  классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры:

    • имитационные (с подражательными движениями),
    • с перебежками,
    • с преодолением препятствий,
    • с мячом,
    • с палками и другими предметами,
    • с сопротивлением,
    • с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку  (танцы,  пение). [2, С. 63-64]

Также широко используются следующие классификации подвижных игр.

Классификация игр по сложности (Кожухова Н.Н.):

Элементарные  игры

  • Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребёнок. Это игры преимущественно коллективные. Народные игры относятся к сюжетным.
  • Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели.
  • Игры с элементами соревнования
  • Игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребёнок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)
  • Игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки) требуют определённых условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.
  • Игры- забавы побуждают детей к двигательной активности.

 

Сложные игры

  • Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движений, быстроты двигательной реакции [8].

Итак, можно сказать, что  в наше время тщательным образом  рассматривается вопрос подвижных  игр при воспитании и развитие младших школьников и как следствие  создается множество различных  подвижных игр.

 

    1. Подбор подвижных игр.

 

Необходимый подбор игр  для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные  игры, составленные самостоятельно или  взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру, а на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно - сосудистой системы. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.

У школьников в этом возрасте преобладает  предметно - образное мышление. Подвижные  игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникам возможность  драматизации, проявления творческой активности.

Заметно выражена у мальчиков и девочек этого возраста потребность к совершенствованию речевого аппарата, в связи с чем в программу включено немало игр с речитативом. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений, чувства времени и пространства.

Учащиеся 3- го класса начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач, в частности  умения владеть мячом: передача, ловля, выбивание. В занятия включаются игры с комбинированными действиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелазаниями и прочим.

Характер подвижных игр у  младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с  водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты, без больших длительных напряжений.

Информация о работе Подвижные игры для детей начальной школы