Подвижные игры для детей начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, реферат

Описание работы

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Содержание работы

1. Подвижные игры – важная часть физического воспитания 3
1.1. Сущность понятия подвижные игры. 3
1.2. Значения подвижных игр в жизни ребенка. 4
1.3. Классификация подвижных игр. 6
1.3. Подбор подвижных игр. 9
1.4. Методика проведения подвижных игр. 11
2. Вариативность подвижных игр. 15
2.1. Подвижные игры на открытом воздухе. 15
2.2. Подвижные игры в залах с использованием мяча. 21
2.3. Подвижные игры на внимание. 30
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Подвижные игры.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Количество участников: от 12 до 24 человек.

Описание игры

Участников игры лучше  распределить на команды, число которых  должно быть не менее трех. Для этой игры ведущий должен попросить ребят  разуться. Обувь ребят необходимо собрать и перемешать в одной  куче — это «станция». Необходимо также определить расстояние от старта до «станции». Команды должны выстроиться в колонны и встать у линии старта. Участники должны по очереди подбежать к «станции», быстро найти свою обувь и обуться. Потом, уже в обуви, добежать до своей команды и передать эстафету следующему. Выигрывает та команда, участники которой умеют быстро обуваться!

 

«Путаница»

Еще одна игра, которая  очень нравится детям дошкольного  и младшего школьного возраста. Эта  игра тренирует гибкость ума и  тела, тренирует опорно-двигательный аппарат и мускулатуру, а также позволяет организму быстрее адаптироваться к возрастающим физическим нагрузкам. Игра улучшает физические характеристики ребенка. Количество участников: от 4 до 12 человек.

Описание игры

Перед началом игры необходимо выбрать водящего. После этого  он на время выходит или отворачивается, можно также завязать ему глаза плотной лентой или платком. Все остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. После этого они стараются всячески «запутаться». Для этого можно перешагивать через руки, пролезать под чьими-либо сцепленными руками, но нарушением правил игры становится размыкание рук. Когда возвращается ведущий, игроки уже образовали запутанную «скульптуру». А ведущий должен распутать эту «путаницу». При этом участники игры не должны пострадать: вывихнуть или переломать конечности.

«Классики»

Самая любимая игра для  девочек. Проводится на свежем воздухе. Для игры потребуется мел, кубик  или камешек, устойчивая обувь. Игра тренирует вестибулярный и опорно-двигательный аппараты, ловкость, смекалку, меткость, повышает уровень владения своим телом.

Количество участников: от 5 до 10 человек.

Описание игры

На ровной поверхности  следует расчертить поле, состоящее  из нескольких квадратов величиной 0,5 х 0,5 м так, чтобы они составляли общую площадь в виде таблицы. В ней может быть, например, 10 ячеек. Один ряд этой таблицы состоит из квадратов, пронумерованных от 1 до 5, после пятого в нисходящем порядке следуют квадраты от 6 до 10. В итоге получается, что первый квадрат находится на одном уровне с десятым. Далее берется камешек или кубик, и участники должны бросать его по очереди так, чтобы попасть в нужный квадрат, не выходя за очерченные границы. Разберем ход игры на примере одного игрока. Он бросает камешек в первый квадрат. Камешек не вылетел за пределы квадрата. Игрок прошел первый уровень и прыгнул в первый квадрат, затем бросает камешек во второй квадрат, но с исходной позиции — то есть со старта — и так по порядку. Таким образом, игрок должен пройти путь от первого квадрата до последнего. Если игрок отпрыгал удачно, не заступая границ очередного квадрата, и попал в следующий по порядку квадрат, то за ним остается право хода. Если же он, кидая камешек в очередной раз, промахнулся, то право хода передается другому участнику. Считается, что ход сделан впустую. И так получается, что игра проходит в виде соревнования.

 

«Чур у дерева»

Данная игра считается  одним из многочисленных вариантов  известных всем «уголков». Проводят ее на свежем воздухе, желательно на местности, где есть деревья и трава. Действие игры направлено на развитие ловкости, силы, смекалки. Что касается ее физического воздействия на организм ребенка, то она тренирует вестибулярный и опорно-двигательный аппараты, развивает выносливость и гибкость.

Количество участников: от 5 до 10 человек.

Описание игры

Среди участников игры выбирается водящий. Все, кроме водящего, становятся у деревьев. Водящий старается встать по центру между всеми остальными игроками. Участники игры, стоящие у деревьев, начинают меняться местами, перемещаясь от дерева к дереву. Задача водящего — осалить их, пока игрок не подбежал к дереву и не сказал следующие слова: «Чур у дерева!». В том случае, если водящий успел кого-либо осалить, то этот игрок становится водящим. Соответственно водящий встает на его место у дерева.

 

«Пчелы»

Динамичная игра, которая проводится на свежем воздухе. Она развивает выносливость, ловкость, скорость реакции, а также увеличивает уровень двигательной активности. Игра также способствует сплочению детского коллектива.

Количество участников: от 5 до 15 человек.

Описание игры

Все участники должны выбрать по считалке «цветок» и потом  разделиться на две команды: «сторожей» и «пчел». «Сторожа», сцепившись крепко за руки, ходят вокруг «цветка» и  поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком  печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые —

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

«Пчелы» тем временем стремятся попасть в круг, а  «сторожа» стараются им помешать: то подымают, то опускают руки. Если хотя бы одной «пчеле» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», которые не смогли уберечь «цветок», разбегаются в разные стороны. «Пчелы» же бегут вслед за ними, стремясь «ужалить» их — дотронуться до них рукой.

«Пятнашки», или  «Догонялки»

Эта игра очень динамичная и интересная. Детей привлекает быстрой сменой ролей. Проводится на свежем воздухе. Игра тренирует опорно-двигательный аппарат, мышечную систему ребенка. Повышает степень физической выносливости, развивает смекалку, память, ловкость.

Количество участников: от 5 до 20 человек.

Описание игры

Участники игры выбирают водящего — пятнашку. Далее все разбегаются в разные стороны, а водящий старается их поймать. Тот, до кого пятнашка дотронется рукой, становится водящим.

Игра имеет множество  вариантов, которые отличаются от исходного лишь небольшим усложнением условий и правил игры. Например, «Пятнашки с домом». От обычных отличается тем, что по краям площадки, где проводится игра, рисуют два круга — это «домики». Тот, кого преследует водящий, может спастись в том случае, если успеет забежать в «домик» [15, С. 64-108]

 

    1. Подвижные игры в залах с использованием мяча.

 

Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует  и отзывается на движение, может  быть послушным и озорным, он —  яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.

Всем известно, как  велико значение подвижной игры для  ребенка — это школа управления собственным поведением, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, благополучное эмоциональное состояние. Игры с мячом  занимают особое место среди подвижных игр.

Мяч — совершенная  геометрическая фигура, не имеющая  ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Ребенок, играя, выполняет  разнообразные манипуляции с  мячом: целится, отбивает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций.

Упражнения с мячами  различного веса и размера развивают  не только крупные, но и мелкие мышцы  обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Игры с мячом коллективного  характера воспитывают положительные  нравственно-волевые черты у детей: приучают преодолевать эгоистические  побуждения, воспитывают выдержку. Ребенок постепенно усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды [4].

«Пионербол»

Пионербол - командная игра, требующая от 3 до 8 игроков в каждой команде.

Для игр необходим  волейбольный мяч и волейбольная площадка.

Вначале с помощью  жеребьевки определяется, подача какой  команды будет первой.

Команды встают по обе  стороны от сетки, игрок подающей команды берет мяч и отходит  в дальний конец своей площадки.

Далее идет подача — игрок  старается перекинуть мяч через сетку. Если ему это удалось, игроки команды-противника пытаются поймать мяч и перебросить обратно.

Игрок, поймавший мяч, может сделать с ним в руках  не более 3 шагов по направлению к  сетке. Также внутри одной команды  можно сделать одну передачу.

Игроки пытаются бросить  мяч так, чтобы команда соперников его не смогла поймать.

Команды перекидывают мяч  до тех пор, пока он не коснется земли  на площадке соперника. Команда, не сумевшая поймать мяч, или отправившая  мяч за пределы площадки, проигрывает очко.

Игра продолжается до 15 очков, после чего команды меняются площадками [11].

«Мяч капитану»

Количество играющих: 10—20 человек.

Место: площадка, зал.

Педагогическое значение игры. Она способствует приобретению навыков владения мячом, воспитывает быстроту ориентировки, коллективизм, настойчивость и решительность действий.

Подготовка. В противоположных углах поля двумя линиями (с расстоянием 1 м) очерчивают секторы для капитанов. Играющих делят на две команды. Каждая выбирает своего капитана. Капитаны встают в эти секторы.

Описание игры. Начинают ее с подбрасывания мяча в центре поля между двумя игроками из разных команд. Овладевшая мячом команда старается с помощью передач приблизиться к сектору своего капитана и передать ему мяч. В это время другая команда пытается помешать этому, завладеть мячом и передать его своему капитану. За каждую удачную попытку командам засчитывается одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Правила. 1. Ни один из играющих не имеет права заступать за линию секторов.

2. Мяч считается правильно переданным, если капитан поймал его не выходя из сектора и с лёта (а не после отскока от стены или играющих).

3. Нельзя бегать с мячом. Разрешается сделать только два шага.

4. Не разрешается также вести мяч.

5. Мяч, вышедший за пределы поля, вбрасывает противоположная команда.

6. Если защитник для перехвата мяча, направленного капитану, входит в сектор, то мяч засчитывается нападавшей команде.

7. В борьбе за мяч не разрешается захватывать и толкать соперника. За нарушение пострадавший выполняет штрафной бросок: с расстояния 6—7 м бросает мяч капитану, которого охраняет только один защитник.

Методические указания. Игру следует проводить после предварительного разучивания с занимающимися приемов ловли и передачи мяча (волейбольного или баскетбольного). Необходимо подготовить отличительные повязки. В ходе игры следует чаще обращать внимание играющих на ошибки и объяснять их.

 

 «Перестрелка»

Количество играющих: 20—25 человек.

Место и инвентарь: зал, площадка, один волейбольный мяч.

Педагогическое значение игры. Здесь, как в любой командной  игре, необходима высокая согласованность действий участников. Игра способствует закреплению и совершенствованию навыков в метании мяча, развитию быстроты ориентировки и реакции, воспитывает коллективизм и взаимопомощь.

Подготовка. Играющих делят на две команды. Площадку разделяют линией на две половины. На противоположных сторонах площадки намечают две линии (в 2—3 м от стены зала).

Играющие располагаются  внутри поля, каждая команда на своей стороне.

Описание игры. Одна из команд по жребию получает мяч. По сигналу ее игроки начинают пятнать мячом игроков, находящихся на противоположной стороне. Те стараются избежать попадания мячом, не выходя за пределы поля. Отскочивший от площадки или игрока мяч они ловят и, в свою очередь, начинают пятнать соперника. Запятнанный игрок выходит из игры. Выигрывает команда, сумевшая быстрее выбить соперников.

Правила. 1. Запятнанным  считается игрок, в которого мяч  попадет с лёта.

2. Нельзя переступать за линии площадки.

3. Ловить мяч разрешается, но если он не будет пойман, то игрок считается запятнанным.

4. Нельзя бегать с мячом в руках (без мяча можно свободно передвигаться).

Методические указания. В каждой команде следует назначить капитана. Длина поля не должна быть слишком большой — это затруднит действия играющих. Способы бросков лучше определить заранее и добиваться, чтобы ребята применяли их. Нельзя разрешать бросать мяч сильно и в  голову убегающих.

Варианты: 1. Запятнанные  переходят в плен за линию на стороне соперника. Их можно выручить, перебросив им мяч.

  1. Броски в игроков разрешаются только из двух-трех точек на средней линии. В этих точках мяч игрокам можно передавать.

 

 «Борьба  за мяч»

Количество играющих: около 20 человек.

Место и инвентарь: зал, площадка, большой мяч.

Педагогическое значение игры. Она является подготовительной к баскетболу и гандболу. Играющие усваивают технические и тактические элементы этих спортивных игр.

Подготовка. Для игры используют разметку баскетбольного поля. Играющих делят на две команды. Выбирают капитанов. Каждая команда надевает майки или повязки одного цвета.

Описание игры. По сигналу  руководителя капитаны команд разыгрывают  мяч. Команда, овладевшая мячом, старается  сохранить его у себя и сделать  при этом возможно больше передач. Другая команда, наоборот, прилагает усилия, чтобы отобрать мяч и не дать возможности сделать много передач. Овладев мячом, эта команда, в свою очередь, старается сохранить мяч у себя. Игра продолжается определенное время или до указанного" количества очков. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Информация о работе Подвижные игры для детей начальной школы