Подвижные игры для детей начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, реферат

Описание работы

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Содержание работы

1. Подвижные игры – важная часть физического воспитания 3
1.1. Сущность понятия подвижные игры. 3
1.2. Значения подвижных игр в жизни ребенка. 4
1.3. Классификация подвижных игр. 6
1.3. Подбор подвижных игр. 9
1.4. Методика проведения подвижных игр. 11
2. Вариативность подвижных игр. 15
2.1. Подвижные игры на открытом воздухе. 15
2.2. Подвижные игры в залах с использованием мяча. 21
2.3. Подвижные игры на внимание. 30
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Подвижные игры.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Правила. 1. Нельзя бегать с мячом (делать больше трех шагов) и  заступать за линии  площадки.

2. Нельзя задерживать игроков руками, толкать их и т. д.

3. Перехваченный мяч вводят в игру из-за линий.

4. Нельзя передавать мяч одним и тем же игрокам более двух раз.

5. При каждой новой передаче капитан команды обязан назвать счет.

Методические указания. При большом количестве играющих нужно создать четыре команды, играющие на своих половинах поля. Судить игру должны помощники, а руководитель следит за счетом и временем игры. Организуя действия играющих, важно обратить их внимание на правильную игру в защите, основанную на держании определенного игрока.

 

«Эстафета с элементами баскетбола»

Количество играющих: 30—40 человек.

Место и инвентарь: зал, площадка, несколько баскетбольных  мячей.

 

Педагогическое значение игры. Эстафета способствует закреплению навыков ловли, передачи, ведения мяча и бросков в кольцо. Она может быть использована в уроке и на занятиях секции баскетбола.

Подготовка. Играющих делят  на несколько команд и располагают  в колоннах на противоположных сторонах площадки. Каждая команда получает мяч.

Описание игры. По команде  направляющие быстро ведут мяч к  противоположному щиту и бросают в кольцо. Подобрав мяч после отскока, они ведут его обратно и передают следующему участнику, а сами встают за последним игроком в колонну. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету и наберет наибольшее количество очков.

Правила. 1. Ведение начинается только с линии площадки.

2. Очко засчитывается за попадание мяча в кольцо.

3. За нарушение правил ведения и передвижение с мячом назначается штрафное очко.

Методические указания. Эстафета может быть использована при  изучении ведения мяча и бросков в кольцо. Бросающим можно давать несколько попыток забросить мяч в кольцо. За каждой командой должен наблюдать судья-счетчик очков.

Передачи и броски мяча должны выполняться обусловленными способами [2, С. 64-67].

«Мяч на полу»

Подготовка. Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

Содержание игры. По сигналу  руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Выигрывают те, кто  ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу. 2. Осаленный по ногам  водящий сразу же идёт на место  осалившего его. 3. Осаливать можно  не выше коленей. 4. Первый водящий не считается проигравшим [10].

 

«Передача мячей в колоннах»

Задача: воспитание быстроты реакции, внимания

Инвентарь: мяч

Место проведения: спортзал

Подготовка. Играющие делятся на несколько групп – команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах – по мячу или другому предмету.

Содержание. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.

Правила.

1. игра начинается только по сигналу руководителя ;

2. передавать мяч можно над головой, а не другим способом ;

3. уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру.

4. за каждое нарушение начисляются штрафные очки.

 

«Охотники и утки»

Задача: развитие ловкости

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: спортзал

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых – ''охотники'' – становится по кругу (перед чертой), вторая – ''утки'' – входит в середину круга. У ''охотников'' волейбольный мяч.

Содержание. По сигналу ''охотники'' начинают выбивать ''уток'' из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. ''Утки'', бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая ''утка'' покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной ''утки'', после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить ''уток'' за меньшее время.

Правила.

1. во время броска мяча запрещается заступать за черту.

2. находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками.

3. игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока нельзя бросать в лицо.

 

«Подвижная цель»

Задача: развитие быстроты реакции, ловкости

Инвентарь: волейбольный мяч

Место проведения: спортзал

Подготовка. Участники образуют большой круг (стоят в двух-трех шагах друг от друга). Перед носками игроков можно провести линию. Выделяется водящий который  выходит в середину круга.

Содержание. По сигналу руководителя дети стараются прямым попаданием попасть в водящего волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увертывается.

Правила:

1. в ходе игры бросающим мяч не разрешается заступать ногой за черту

2. не засчитывается попадание в игрока после отскока мяча от земли

3. если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры

4. попадание в голову не засчитывается.

 

«Салка и  мяч»

Задача: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание чувства коллективизма

Инвентарь: баскетбольный мяч

Место проведения: спортзал

Содержание. Игроки бегают по площадке и спасаясь от преследования  водящего, передают друг другу баскетбольный  мяч. Задача состоит в том, чтобы  в конечном итоге послать мяч  игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя.

Правила:

1. водящему разрешается  в ходе игры салить мяч на  лету, перехватывая его. Если он  сумел это сделать, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча [1].

 

 

    1. Подвижные игры на внимание.

 

Подвижные игры на внимание, которые можно использовать: во время уроков для смены деятельности, на переменах и просто в жизни ребенка.

 

«Карлики, великаны»

Количество игроков: любое

Описание игры

Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что  есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом — вот такие они крохотные.

А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные. Детям эта игра ведущего очень  нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост - «великаны» и садятся на четвереньки - «карлики».

Когда ребята научились  правильно выполнять команды, ведущий  предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный.

Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и  «Великаны!». Все остальные мои  команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, - выбывает из игры.

Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова  «карлики» и «великаны» заменяет на похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

 

 

«По алфавиту»

Количество игроков: любое

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам  за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена  расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

 

«Карлсон сказал»

Количество игроков: любое

Все участники встают. Дети выполняют различные движения по команде (поднять руки вверх, опустить руки, сделать хлопок, повернуть направо и т.п.). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых будет предваряться словами: ''Карлсон сказал''. Например, Карлсон сказал: ''Поднимите левую руку вверх'' – дети выполняют движение. ''Опустите левую руку вниз'' – движение выполнять не надо. Сделавшие ошибку садятся. Соответственно в конце игры остаётся самый внимательный.

 

«Делай как  я»

Количество игроков: любое

Все участники стоят. Ведущий делает комбинацию движений, а остальные должны ее повторить. Кто не справился садиться. Потом  комбинация удлиняется на одно движение. И так пока не останется самый  внимательный.

 

 

 

«Летает, плавает или прыгает»

Количество игроков: любое

Ведущий называет животное, птицу или рыбу, а ребенок должен своими движениями их изобразить.

 

«Запретное движение»

Количество игроков: любое

Ведущий показывает движения, которые остальные должны повторять. Кроме одного, показанного заранее. Тот, кто повторит «запретное движение», прекращает игру.

 

«Самые внимательные»

Количество игроков: любое

Ведущий произносит команды, которые остальные должны выполнить. К примеру, «земля» - руки вниз, «вода» - руки в стороны, «воздух» - руки вверх, «огонь» - руки вытянуты вперед. Кто ошибется, выбывает.

 

«Хлоп и топ»

Количество игроков: любое

Ведущий произносит фразу, если она правильная, нужно хлопнуть в ладоши. Если неправильная – топнуть.

Например:

«Земляника растет на дереве» - нужно топнуть

«Зимой идет снег» - нужно  хлопнуть.

 

«Руки вверх!»

Количество игроков: любое

Дополнительно: монетка

Игроки разбиваются  на две команды и садятся за стол напротив друг друга. Одна команда  получает монетку. Участники должны быстро передавать её под столом.

Внезапно ведущий из другой команды говорит: "Руки вверх!". Участники тут же поднимают руки вверх, причём руки у всех сжаты в  кулаки. "Руки вниз!" - командует  ведущий, и игроки кладут руки на стол ладонями вниз. Тот, у кого в этот момент находится монетка, старается незаметно прикрыть её ладонью. Противники совещаются, у кого монетка. Если отгадали, то монетка переходит к ним. Не угадали - игру продолжает та же команда.

 

«Не зевай!»

Количество игроков: любое

Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой.

Игроки должны делать все так, как они видят и  не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. 50 подвижных игр для развития способностей у учеников младщих классов // Генерация документов [Электронный ресурс] - http://gendocs.ru/50+_подвижных_игр_для_развития_способностей_у_учеников_младщих_классов?page=3 - (дата обращения – 19.06.2013)
  2. Гурович, Л.И. Спортивные и подвижные игры 2-е изд-е / Л.И. Гурвич, Г. П. Иванова, Н. М. Люкшинов, Г. С. Ласин, Ю. И. Портных и др. — М.: ФиС, 1977. — 382 с
  3. Ерещенко, Ю.А. Организация подвижных игр // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/organizatsiya-podvizhnykh-igr - (дата обращения - 19.06.2013)
  4. Ефремова, О.Н. Игры с мячом // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/igry-s-myachom - (дата обращения - 19.06.2013)
  5. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов /  М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  6. Игры на внимание детей // Беременность и роды, развития и воспитание детей [Электронный ресурс] - http://my-sunshine.ru/igry-na-vnimanie-dlya-detei - (дата обращения - 19.06.2013)
  7. Клецкова, Н.В. Методика проведения игр / Подвижные игры в начальной школе // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/podvizhnye-igry-v-nachalnoy-shkole - (дата обращения - 19.06.2013)
  8. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.-320 с.
  9. Кузьмин, Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся // Физическая культура в школе - 2008. - № 6. - 20 с.
  10. Мяч на полу / Подвижные игры // ФизкультУРА [Электронный ресурс] - http://fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/10 - (дата обращения - 19.06.2013)
  11. Пионербол // Босичком. Игры для детей [Электронный ресурс] - http://bosichkom.com/игры-для-детей/пионербол - (дата обращения - 19.06.2013)
  12. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
  13. Сидорова, Н.П. Роль занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья // Комитет по образованию и молодежной политике [Электронный ресурс] - http://www.ivakomobr.ru/municipalnaya_obrazovatelnaya_sistema/doshkolnoe_obrazovanie/detskij_sad_15_rucheyok/sidorova_np/rol_zanyatij_fizkulturoj_i_sportom_dlya_ukrepleniya_zdorovya/ - (дата обращения - 19.06.2013)
  14. Ткачева, В.И. Оценка учебных достижений младших школьников по физической культуре // Сборник примерных норм оценки учебных достижений начальной школы / В.И. Стражев, О.Е. Лисйчиков, Г.Д. Дылян, В.И. Ткачева и др. – Бел.: Аверсэв, 2000. – 58 с.
  15. Шамина, А.В. Лучшие игры ля детей на свежем воздухе / А.В. Шамина. – М.: РИПОЛ классик, 2007 – 256 с.

Информация о работе Подвижные игры для детей начальной школы