Подвижные игры для детей начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, реферат

Описание работы

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Содержание работы

1. Подвижные игры – важная часть физического воспитания 3
1.1. Сущность понятия подвижные игры. 3
1.2. Значения подвижных игр в жизни ребенка. 4
1.3. Классификация подвижных игр. 6
1.3. Подбор подвижных игр. 9
1.4. Методика проведения подвижных игр. 11
2. Вариативность подвижных игр. 15
2.1. Подвижные игры на открытом воздухе. 15
2.2. Подвижные игры в залах с использованием мяча. 21
2.3. Подвижные игры на внимание. 30
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Подвижные игры.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественного  поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за свое место и общий порядок в коллективе. В этом возрасте по сравнению с дошкольным дети уже могут сдерживаться, подчиняться в играх общим правилам поведения, оценивать поступки других. Иначе говоря, они уже имеют определенный опыт общения и совместной деятельности в коллективе сверстников. Однако у ребят еще слабо развита способность к умственному анализу, несмотря на то, что многие из них уже умеют ответственно относиться к своим поступкам, скрывать переживания, проявлять чувство товарищества.

Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед уроком или тренировкой. Важен также учет степени трудности игры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью класса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.

На выбор игры для урока или  тренировочного занятия влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какой инвентарь имеется  в распоряжении руководителя.

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда  игра применяется впервые и педагог  не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в  ходе состязания. Вот почему на первых порах необходимо при подготовке к любой новой игре составлять конспект, включая его в разработку урока или тренировочного занятия.

В обязанность руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нее места, обеспечение игры инвентарем [7].

 

1.4. Методика проведения подвижных игр.

 

Подготовительный  этап. Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:

1. Познакомиться с  требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое  оборудование и материалы перед  ее началом.

2. Учесть уровень развития  детей, их таланты, умения и  неумения.

3. Предлагать только  те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5. Быть готовым к  участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.

6. Помогать детям, которые  не совсем компетентны и не  столь координированны, как их  сверстники, поручая им задания  или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7. Объяснять правила  каждой игры вовремя и разрешить  детям один или большее количество  раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8. Давать детям отдых  между играми в соответствии  с их возрастом и возможностями.

9. Выбирать игры с  учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей [3].

Организация играющих - важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. 

Объясняя игру, преподаватель  должен стремиться занять такое место, с которого бы все могли его видеть и слышать. Если игра проходит в кругах, то он встает в 1—2 м от середины круга, при построении в шеренги он занимает место перед строем и т. д. Определение водящих и капитанов осуществляется различными способами: по назначению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. Выбор того или иного способа определяется конкретной   обстановкой.

Весьма важно правильно  распределить силы играющих по командам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной маршировкой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую помощь преподавателю. Особенно важно иметь помощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети могут быть судьями, счетчиками очков или времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назначают освобожденных детей (с ослабленным здоровьем) и наиболее авторитетных среди ребят учеников. В этом случае надо иметь в виду специальную подготовку организаторов игр — ее необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе.

Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться. Не следует затягивать объяснения. Дети с нетерпением ожидают начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию [2, С. 69-70].

Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем решающий момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагогического результата.

В руководство игрой  входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всех игр.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.

Руководителю важно  следить за психологической атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать  пререканий, грубости, следует спрашивать помошников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели - важная задача руководителя.

Не менее важно следить  за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание игры может вызвать отрицательную реакцию.

Подведение  итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой и подводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

Объективный обзор игры со стороны учителя приучает школьников к правильной самооценке. К разбору полезно привлекать помощников из числа занимающихся. Это приучает критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес к дальнейшему участию в играх.

Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры - один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников [7].

  1. Вариативность подвижных игр.

 

 

    1. Подвижные игры на открытом воздухе.

 

Важное место в укреплении здоровья занимают естественные факторы  природы - солнечные лучи, воздух и  вода, которые при правильном использовании  укрепляют здоровье и закаляют организм.

         Активный отдых детей на свежем воздухе -  необходимое условие для успешной учёбы ребёнка, важнейший элемент в режиме его дня, средство закаливания.

         Закаливание воздухом - наиболее  доступная процедура. Её можно  проводить даже во время сна  летом при открытых окнах, а в холодное время года – при открытой форточке. Свежий, прохладный и чистый воздух, температура около +18оС во время ночного сна благоприятно действует на кожные сосуды и дыхательные пути, повышая сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Закаляться можно во время прогулок, походов, катания на коньках, ходьба на лыжах, любых гимнастических упражнений и спортивных игр, выполняемых на свежем воздухе. Самая простая закаливающая процедура – воздушные ванны. Их лучше начинать принимать летом при температуре воздуха не ниже +20оС в безветренную погоду в легкой спортивной форме с открытыми шеей, грудью, руками и ногами. В зимнее время воздушные ванны принимаются в комнате при открытой форточке [13].

 

«Поймай меня!»

Веселая подвижная игра, которую лучше всего проводить на свежем воздухе.

Количество участников: от 5 до 15 человек.

Описание игры

Перед началом занятия  ведущий должен нарисовать две линии  мелом (расстояние между границами  должно составлять не менее 10 м). Затем игроки выстраиваются в произвольном порядке за одной чертой, ведущий занимает место в центре площадки. По команде игроки быстро бегут через площадки, стремясь достигнуть черты раньше, чем их поймает ведущий. «Отловленные» участники выбывают из игры. Победителем считается последний непойманный игрок, он становится ведущим, и занятие продолжается.

 

«Болото»

Данная игра развивает  координацию движений, внимание, помогает ребенку научиться концентрировать  свое внимание на первостепенных задачах.

Количество участников: от 4 до 7 человек.

Описание игры

Дети должны разделиться  на команды, хотя это и не обязательно. Играющим выдается по две картонки (можно использовать обычную бумагу, газеты и проч.). Суть игры сводится к следующему: передвигаясь (перепрыгивая, перешагивая или перебегая) по этим картонкам-»кочкам», с одной на другую, нужно как можно быстрее перебраться через «болото».

 

«Зайцы и  морковка»

Данная игра проводится на свежем воздухе или в просторном спортзале с нескользким полом.

Количество участников: от 5 до 12 человек.

Описание игры

К проведению игры следует подготовиться. На земле нужно прочертить круг диаметром 8–10 м. В этот круг — «огород» — кладут 10 морковок или любых других предметов — «овощей». Далее следует выбрать водящего-»пугало», который должен будет ловить игроков-»зайцев».

По команде ведущего «зайцы»  могут вбегать в круг и воровать морковь, «пугало» должно их ловить. Пойманный  «заяц» выбывает из игры. Но «пугало» имеет  право ловить «зайцев» только тогда, когда они находятся в «огороде». За пределами круга их ловить нельзя.

 

 «Охота на оленя»

Эта игра проводится на свежем воздухе. Она захватывает и увлекает детей любого возраста. Ее действие направлено на развитие сообразительности, ловкости, смекалки, логики, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Количество участников: от 4 до 20 человек.

Описание игры

Для начала игры следует подготовить  заранее оговоренные предметы, которые  станут указателями и зададут  направление поиска. Это могут  быть клочки бумаги, веревки, камушки  и т. п. Далее выбирается водящий — «олень». Его задача — убежать в «лес». Убегая, он по дороге разбрасывает те самые указатели-подсказки, о которых говорилось выше. При это он старается всячески запутать свои следы. По следам «оленя» через некоторое время — не больше десяти минут — в погоню бросаются «собаки». Они должны отыскать спрятавшегося «оленя» и «выстрелить» — попасть в него шишкой или снежным комком. Они имеют право использовать только три выстрела. Если «собаки» промахнутся, то они выходят из игры. Продолжительность игры участники фиксируют самостоятельно.

«Сандалик»

Игру лучше проводить  на свежем воздухе в виде эстафеты между командами. Игра очень веселая, увлекательная и даже озорная, поэтому  дети воспримут ее с большим воодушевлением. Игра развивает быстроту реакции, сообразительность, ловкость, а также благотворно действует на физическое состояние ребенка.

Информация о работе Подвижные игры для детей начальной школы