Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:43, курсовая работа
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Введение
Глава 1. Физическая культура в начальной школе.
Морфо-функциональные и психологии особенности младших школьников
Физическая активность детей младшего школьного возраста
Урок физической культуры в начальной школе
Глава 2. Подвижные игры.
2.1. Подвижные игры в учебном процессе (характеристика, классификация)
2.2. Особенности методики использования подвижных игр
2.3. Организация и проведение урока физической культуры с использованием подвижных игр с дидактической направленностью
Глава 3.
Физическое развитие
Функциональные показатели
Все физические качества
Количество пропусков
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направление на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Обязательными условиями построения занятий п подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную «школу» мяча. Очень важно, чтобы этой «школой» овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног [КП, 189].
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма в целом. Ценность подвижных игр в том, что они, основываясь на различных видах жизненно необходимых движений, могут быть реализованы в самых разнообразных условиях.
Подвижные игры в учебном процессе начальной школы применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи о всем изучаемым на уроках учебным материлом как на уроках физической культуры, так и на других уроках и во внеурочное время. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьниов, дисциплинированность класса, а также условия, в которых урок проводится.
Учащихся надо учить играть: практически показывая им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактическе действия, применяемые в разлиных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре для лучшей подготовки к учению, к практической деятельности.
Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению ванейших функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.
Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Точные правила упорядочивают взаимодействия играющих, устранят случаи излишнего возбуждения, благоприятсно влияют на проявление полоительных эмоций у игроков.
Особенность методики проведения подвижных игр на уроках остоит в первую очередь в том, что меду подвижными играми и другими упранениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность.
Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, моно проводить, например, с целью разминки перед упранениями, котоыре связаны со значительными мышечными напряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойных игр. Подвиные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания,точности движений, могут затруднять последующее успешное выполнение подобных упражнений.
При объяснении условий и задач подвижной игры существует ряд особенности, которые отражены в таблице:
Место учащихся при объяснении подвижной игры |
Место учителя при объяснении подвижной игры |
Требования к местонахождению учителя |
|
учитель находится внутри круга |
Необходимо при перемещении учителя видеть всех учеников |
|
Вместе с учащимися |
|
|
На короткой стороне овала |
|
|
Место учителя перед шеренгой |
|
|
Между шеренгами или за шеренгами |
|
|
Сбоку от колонны или сбоку спереди |
|
|
Перед колоннами со стороны невысоких |
|
|
Место учителя на возвышении (на скамейке) |
Учащиеся должны хорошо видеть и слышать объяснение |
|
Учитель находится лицом к окнам |
|
|
Учитель стоит лицом к солнцу |
|
|
Учитель стоит лицом к своим учащихся |
Учащиеся не должны отвлекаться на присутствие посторонних групп людей на площадке |
Учитель должен видеть всех своих учеников и все ученики должны видеть своего учителя во время объяснения учебного задания и правил игровых действий |
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха [7, c.15].
Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проводить на уровне непроизвольного запоминания (в частности в игре), чем произвольно.
Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура ещё слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также ещё не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).
Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры – перебежки, "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения.
Внимание детей в младшем школьном возрасте не достаточно устойчиво в связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долгого сосредоточенного внимания. Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры, не дослушав часто объяснение до конца, предлагают свои услуги на ту или иную роль в игре.
В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что значительно расширяет их умственный кругозор. Например, игры, "Гуси-лебеди", "Два мороза", "Совушка". В этот период в играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения [23, c.34].
Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.
Подвижные игры детей младшего школьного возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод ..Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек; игры с
элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры -эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры-забавы «<Ладушки», «Коза рогатая» и др.» содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.1
2.2. Особенности методики использования подвижных игр
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств. По определению современных педагогов, «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (Л.В. Бьтеев, Е.М. Геллер, И.М. Коротков, М.Н. Жуков).
Подвижная игра с правилами - это активная деятельность ребенка, характерuзующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!» и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др.
Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, еще не зная, как надо учиться, Ш.А. Амонашвили отмечает, что «...назначение класса для шестилеток - готовить детей к роли учеников», задача педагога – помочь маленькому человеку быстрее адаптироваться в новой для него обстановке.
Как показывает практика, большинство учителей применяют, в основном, репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы обучения. Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, используются :в педагогической практике в сфере воспитания. К таким недостаточно используемым средствам относится подвижная игра.
И. Лапытов рекомендует в начальных классах подвижные игры включать в каждый урок, а также уделять большое внимание распределению игр в течение всего учебного года.2
Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей шестилетнего возраста видится нами в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащuмися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному" овладению элементами учебной деятельности в будущем.
Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определенным признакам (по степени сложности содержания; по возрасту занимающихся с учетом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упpaжнeний, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение) игры с непосредственной борьбой «соперников»).
Информация о работе Подвижные игры как средство оздоровления младших школьников