Подвижные игры как средство оздоровления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Физическая культура в начальной школе.
Морфо-функциональные и психологии особенности младших школьников
Физическая активность детей младшего школьного возраста
Урок физической культуры в начальной школе
Глава 2. Подвижные игры.
2.1. Подвижные игры в учебном процессе (характеристика, классификация)
2.2. Особенности методики использования подвижных игр
2.3. Организация и проведение урока физической культуры с использованием подвижных игр с дидактической направленностью

Глава 3.
Физическое развитие
Функциональные показатели
Все физические качества
Количество пропусков

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим более правильному отбору их в различных условиях работы: по характерной ГПIОТНОС (игры большой, средней, малой подвижности), с учетом времени года, по форме организации занятий «игры на перемене, игры на уроке и др.).

Подвижные игры на переменах М. Геллер предлагает класифицировать по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Его наблюдения позволили выделить три степени нагрузки: малую,

Задача создания наиболее рациональной системы воспитания и обучения, понимание значения здоровья ребенка, идущего в школу определяют изучение физического развития. детей в качестве одного из приоритетных направлений в методике использования подвижной игры в обучении младших школьников. С точки зрения физического воспитания, физическое развитие рассматривается как процесс развития физических способностей. Н.В. Зимкин при этом обращает внимание и на развитие двигательных умений и навыков.

В.П. Станкиониене отмечает, что в педагогическом отношении физическое развитие является и совершенствованием форм и строения организма под воздействием воспитания. По В.А. Шишкиной физическое развитие является процессом изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной, клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

При применении методики использования подвижной игры в обучении младших школьников ученик должен осознать, что в игре он составляет слова-предложения при ходьбе или, бросая мяч партнеру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, - всё это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и др.

Тезаурус понятия «Подвижная игра с дидактической направленностью» содержит два основных структурных компонента: а) мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации учения, являющейся основой формирования познавательного интереса); б) операционный компонент (научить учащихся организовывать свою совместную дидактически-подвижную деятельность в соответствии с учебной (дидактической и двигательной) задачей для получения детьми информации в ходе совместной дидактически-подвижной деятельности. Этот процесс совершается на основе сравнения результатов игры с её целью.

 

Мотuвацuонный компонент включает:

разъяснение детям цели подвижной игры с дидактической направленностью (стратегическая (на год) и тактическая (на урок»; задачи дидактической подвижной игры; среднюю, большую. К первой степени Е.М. ГеJШеротносит игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко второй степени - до 180%, к третьей - свыше 180% ударов в минуту. Кроме того, выделяют три степени интенсивности двигательной деятельности:  высокая (частота сердечных сокращений повышается на 90% от исходного показателя); средняя: (от 70 до 90 %) и низкая: (до 70%).

С.В. Хрущёв использует пять зон интенсивности для группировки

подвижных игр: низкая (до 130 уд/мин.);. средняя (до 150 уд/мин.); большая (155-175 уд/мин.); высокая (175-185 уд/мин.); максимальная (185-200 уд/мин.). По двигательной активности и объёму классифицирует игры Б.А. Мирончук. Дозирование игр по времени встречается в исследованиях А,А. Бриедис. Л.В. Бьшеевой и И.М. Коротковым игры распределяются: по степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным; по возрасту детей с учётом возрастных особенностей; по преимущественным видам движений; по преимущественным физическим качествам; игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих.

Профессор B.Г: Яковлев, объединив отдельные группировки игр, предложил свою классификацию коллективных подвижных игр, исходя из принципа взаимоотношений и взаимодействий участников. Чёткая и достаточно полная классификация подвижныx игр B.Г Яковлева состоит из 4 ступеней. Высшей ступенью классификации является характер организации играющего коллектива.

Игры делятся на два типа - игры без разделения на команды и игры с разделением на команды. Далее следуют целевые установки совместных действий играющих (без водящих, с водящим, без вступления в контакт с «противником», вступлением участников в соприкосновение с «противником»). Затем группировка игр в зависимости от активных действий участников( единоборство участников, борьба за свою команду). Четвёртую ступень характеризуют типичные движения и их разновидности в играх(действия, связанные с выполнением подражательных движений, действия на ловкость, действия, связанные с короткими перебежками и др.).

Игра не исчерпала ещё своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников. Прежде, чем ребенок сможет извлечь пользу из обучения, ему необходимо .развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, любознательным. Он должен научиться достичь цели и проигрывать. Ему необходимо научиться получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении учащихся начальных классов

 

- , основные элементы подвижной  игры с дидактической направленностью, выраженные во взаимозависимости, взаимопомощи, индивидуальной ответственности, коммуникативности, совместной оценке. Важно помнить, что у шестилетних школьников начинают активно формироваться общественного поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе; принципы деятельности в подвижной игре с дидактической направленностью, выраженные в сознательности и активности; планирования; постепенности «от знакомых игр к незнакомым»; соответствия возрастным, психологическим и физическим особенностям; доступности и индивидуализации; систематичности в закреплении приобретенных знаний, умений и навыков; связи с жизнью; сюжет подвижной игры с дидактической направленностью, включающий в себя целевую установку действий играющих и развитие игрового конфликта.

Операционный компонент состоит из следующих частей: педагогические требования к организации подвижной игры с дидактической направленностью (подготовка к проведению игры; оgганизация играющих; руководство процессом игры; подведение итогов). Особенности физического и психического развития школьников диктуют учителю методику организации дидактических.подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она ещё не закончена; дидактический материал, наглядность, инвентарь к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью а) по цели деятельности как тренировочный, познавательный, творческий; б) по уровню как информативность, объем, абстрактность); методический инструментарий к использованию в подвижнoй игре с дидактической направленностью (приемы работы по развитию речи; приемы работы с дидактическим материалом; приемы индивидуальной работы; приемы управления вниманием); педагогический инструментарий к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (ситуация успеха; эффект ожидания; условия демонстрации «Я»; поощрение и порицание; оценка действий и поступков учащихся и другие); учебное содержание с межпредметной связью в подвижной игре с дидактической направленностью (обучение грамоте и чтение; математика; человек и мир); характер взаимодействия в подвижной игре с дидактической направленностью (без разделения на команды; переходные и командные; с разделением на команды), преимущественное проявление физических качеств в подвижной игре с дидактической направленностью; двигательные действия в содержании подвижной игры с дидактической направленностью. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта; интенсивность подвижной игры с дидактической направленностью (низкаЯ (до 130 уд/мин.); средняя (130-150 уд/мин.); большая (150-170 уд/мин.) ; высокая (170 уд/мин. и более). В основе предлагаемой нами классификации лежит положение об игре как деятельности, направленной на развитие двигательного и познавательного аспекта интересов детей. Любую двигательную деятельность школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворённый радостью движения, познаёт более эффективно и без ущерба для своего здоровья.

Таким образом, подвижная игра с дидактической направленностью - это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей: первой условной цели, добровольно установленной сaмuми играющими (достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать соперника или убежать от него), параллельно физическому развитию решить задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром)- вторая цель.

Осуществление межпредметных связей физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами таким образом

может являться эффективным средством закрепления учебного

материала по обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим.

В основу методики положены идеи о всестороннем развитии личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения, а также основные принципы воспитания и обучения младших школьников. Их воплощение осуществляется путём повышения интереса школьников к учебным занятиям, активизации их мыслительной деятельности, возможности личностного выражения в каждой подвижной игре, стимулирование сознательного отношения к участию в подвижных играх.

Из всего многообразия умственных процессов младших школьников можно выделить наиболее влияющие на эффективность урока: восприятие, память, внимание, волю, эмоциональность.

Физические упражнения, имитационные движения, подвижные игры с дидактической направленностью способствуют запоминанию, например, стихотворного текста, и, наоборот:. проговаривание в такт движениям ускоряет процесс формирования двигательного навыка. Концентрация внимания учащихся во время подвижных игр (например, на точность выполнения упражнений с мячом), способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы. Положительные эмоции, которые возникают во время выполнения физических упражнений и подвижных игр, обеспечивают решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, формированием

способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения. Эмоции, чувства не только возникают в деятельности (в подвижной игре, например), но и активно изменяют её результаты. Чтобы лучше ориентироваться в подборе упражнений и игр, учителю важно знать физиологические особенности детей, поскольку всё зависит от индивидуальных особенностей конкретных учеников конкретного класса.

При разработке методики обучения подвижным играм с дидактической направленностью использована основная идея теории учебной деятельности - воспитания творческого мышления путем использования содержательного обобщения (от общего к частному). Сначала школьники получают знания на уроках по общеобразовательным предметам, затем эти знания на этапе закрепления изученного материала по предметам общеобразовательного цикла программы применяются в конкретных играх с целью их закрепления как на уроках физической культуры, так и на уроках по общеобразовательным предметам.

 

При выборе подвижной игры учителю следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников всокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

Игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.3

 

2.3. Организация и проведение  урока физической культуры с  использованием подвижных игр  с дидактической направленностью

В соответствии с основными положениями теории учебной деятельности на первом этапе обучения шестилетние школьники на уроке физической культуры «Путешествие глубже понять суть игры, её особенности, значение игры в процессе обучения и гармонического развития личности. На уроках физической культуры игры эффективны в конце основной части, что составляет 38-40 % общего времени урока. На уроках по предметам общеобразовательного цикла игры применимы на15- 2е минутах 1и 4 уроков расписания; во вторник, среду, четверг. В остальные учебные дни рекомендовано использование игр средней (130-150 УД/МИ.f:IJнсиИзкой (до 130уд/мин) интенсивности нагрузки. Поскольку труднее дается усвоение программного материала детям с низкой работоспособностью, что характеризуется их недостаточной учебной активностью, они быстро утомляются, большое внимание должно уделяться именно этой категории школьников. Ознакомлeниe с новыми играми осуществляется во внеурочное время: на переменах, спортивном часе в группе продленного дня. для урока физической культуры, который составляет основу физичecкoгo воспитания, обеспечивая его разносторонность, предлагается особая методика проведения. На уроках физической культуры с использованием подвижных игр у младших школьников важно стремиться к решению следующих задач: повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физичecкoe, психическое развитие и здоровье детей; повысить функ- циональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения; обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого ученика. Успешное решение поставленных задач требует изменения общепринятого характера проведения уроков физической культуры у :tvUIадших школьников, где доминирующим является фронтальный метод выполнения упражнений, жёсткая регламентация двигательных действий, низкая моторная плотность занятий. Урок физической культуры, продолжительностью 35 минут строится по общепринятой схеме и состоит из 3 частей. В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела программы «Знания». Для этого предлагаются игры: «Правильно- неправильно», «Пищyщая машинка», «Защита», «Физкультпривет», «Скажи товарищу» и др. 

Информация о работе Подвижные игры как средство оздоровления младших школьников