Подвижные игры как средство оздоровления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Физическая культура в начальной школе.
Морфо-функциональные и психологии особенности младших школьников
Физическая активность детей младшего школьного возраста
Урок физической культуры в начальной школе
Глава 2. Подвижные игры.
2.1. Подвижные игры в учебном процессе (характеристика, классификация)
2.2. Особенности методики использования подвижных игр
2.3. Организация и проведение урока физической культуры с использованием подвижных игр с дидактической направленностью

Глава 3.
Физическое развитие
Функциональные показатели
Все физические качества
Количество пропусков

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Выбор игры: Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень и физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий, а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.

 

 

 

Организация совместной. деятельности с использованием ПИДН Определённые трудности на первом году обучения связаны с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми. Поскольку учебная деятельность, во всяком случае в ее начальных формах, деятельность коллективная, можно считать, что обучение в формах совместной деятельности с использованием подвижных игр с дактической направленностью будет эффективно. Это обусловлено вовсе не тем обстоятельством, что современной школе не по силам индивидуальное обучение детей, а самой сутью учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. Цукерман и др.). Общаясь и взаимодействуя в совместной деятельности, младший школьник начинает ориентироваться не только на непосредс- твенные отношения с ним, не только на наличную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Другая, не менее важная сторона, связана с общением и взаимодействием со сверстниками, умением устанавливать тактильные и содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности. Произвольность, получающая развитие в условиях совместной дидактически-подвижной деятельности - необходимая черта для принятия учебной задачи - одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Общение со взрослым очень важно для полноценного развития шестилетнего школьника, но оно не является единственным компонентом психологической готовности к школе, так как существует ещё и общение и взаимодействие со сверстниками. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Естественно, не всякие формы взаимодействия ведут к возникновению новых действий. С учетом этого мы понимаем под совместной деятельностью с использованием подвижных игр с дидактической направленностью особый вид деятельности по решению дидактически-подвижной задачи на одном пространстве и в одно и то же время, выделяя в ней следующие элементы: 1. взаимозависимость т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что достижение успеха в совместной дидактически - подвижной деятельности невозможно в одиночку, если его не достигнут остальные члены команды; 2. необходuмость лuчного взаимодействия, при котором учащиеся в процессе игры помогают друг другу при выполнении заданий; 3. элемент индивидуальной ответственности, при которой каждый ученик лично ответственен за свой вклад в совместную дидактически - подвижную деятельность; 4. элемент использования коммуникативных умений и навыков в процессе совместной дидактически-подвижной деятельности; 5. элемент совместной оценки дидактически-подвижной деятельности, при которой учащиеся учатся позитивно подводить итоги выполненного действия и критически определять, каким образом каждый лично и команда (группа) в целом могут действовать более эффективно. При использовании в учебно-воспитательном процессе подготовительного класса совместной дидактически -подвижной деятельности вся активность учащихся сосредоточена в малых группах, командах. Учащийся в такой ситуации, конкретно в игре, чувствует себя увереннее, что особенно важно на первом этапе обучения, при формировании у шестилетнего школьника положительной адаптации к учебному тpуду. В процессе совместной дидактически-подвижной деятельности можно выделить несколько основных моделей, которые могут быть использованы непосредственно в педагогической практике: 1. Ролевая модель - команда (группа) выполняет общее задание одновременно, на одном поле деятельности, но каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга, при этом отсутствует прямая зависимость между конкретным содержанием совместной дидактически-подвижной деятельности. Например: 1 Ролевая модель

 

  1. Модель «цепочки» (или «эстафета») - каждым членом команды (группы) при одних и тех же условиях последовательно по очереди выполняется общее задание. Предметом распределения между участниками становятся структурные элементы выполняемой учащимися деятельности, содержательно-определяемые логико-предметным анализом объекта усвоения. Например:

 

3. Индивидуально-групповая  модель - задание легче сначала разделить на части, выделить в каждой части главное, затем объединить для нахождения одного единственного правильного решения. Например: дидактическая подвижная игра «Кто быстрее соберет листочки?»; дидактическая задача: из всего количества листьев, рассыпанных по площадке, найти самый длинный и самый короткий; двигательная задача: развитие быстроты при ходьбе и беге. Совершенно необходимым моментом подлинной совместимости совместной деятельности с использованием подвижных игр с дидактичecкoй направленностью является формирование у учащихся единой точки зрения на то, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы достичь желаемого результата. Особенно важно, чтобы интерес к сущности дидактического аспекта задания не подменялся интересом к форме и к сущности двигательного аспекта задания, а осуществлялся при условии равнозначности. При этом основными принципами эффективности учебного процесса с использованием подвижных игр с дидактической направленностью являются: принцип сознательности и активности; принцип планирования; принцип постепенности «от знакомых игр - к незнакомым»; принцип соответствия возрастным, психологическим и фи-зиологическим особенностям, поскольку определяющим условием эффективности учебного процесса является прежде всего готовность учащихся к восприятию учебного (игрового) материала. Без выполнения данного условия всякая попытка использования игровых средств окажется безрезультатной, поскольку возможности учащихся окажутся ниже требований, условий и правил игры принцип соответствия дидактически-подвижного обеспечения условиям, в которых проводится совместная деятельность.

Игра должна быть универсальной: важно, чтобы она могла проводиться как на уроке физической культуры, так и на уроках общеобразовательных дисциплин учебного плана, так и во внеурочное время.

Сущность подвижных игр с дидактической направленностью, предлагаемых нами, состоит в том, что она представляет собой особую форму деятельности, в которой создаются условия для того, чтобы ученик сам ставил перед собой увлекательные задачи, преодолевал трудности и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Отличительной особенностью предлагаемых нами игр является наличие связи дидактического содержания с движением. Если занимательная и двигательная задача доступна и интересна ребенку то у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность. Ребенку интересна конечная цель: не просто допрыгнуть дальше или пробежать быстрее, а сложить, найти нужную фигуру, преобразовать и т.д.

Характерной особенностью правил подвижных игр с дидактической направленностью является ярко выраженная роль движений при дидактическом содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры, ее темой и идеей.

Главное достоинство занятий с использованием системы подвижныx игр с дидактической направленностью в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий. Не случайно ещё Л.С.Выготский говорил, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются детьми, а складываются с помощью большого напряжения всей его мысли. Поэтому самый эффективный и быстрый путь, ведущий к быстрому и прочному усвоению материала мы видим в использовании подвижной игры с дидактической направленностью, в процессе которой учащиеся преодолевая трудности, тренируют свои силы, развивая двигательные способности, оттачивают интеллектуальные умения, приобретённые на уроках по общеобразовательным предметам.

 

Методика использования подвижных игр

с дидактической направленностью (ПИДи)

 

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициaтивным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр должны быть следующие: игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятuями; в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке; дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала; сюжет игры должен воспроизводить обстановку специфической деятельности; степень сложности игровых действий должна соот-ветствовать усвоенным умениям и навыкам; правила игры должны способствовать более совершенному применению этих навыков в игровой деятельности; с уменьшением судейства игра способствует развитию организаторских и судейских навыков.

Система подвижных игр с дидактической направленностью в со-ответствии с обучающей, развивающей и воспитывающей задачами базируется на трёх основных принципах: дидактическом, психолого-физиологическом и общественно-нравственном.

Под дидактическим принципом пони мается опора на логику самого предмета, материал которого включён в межпредметное содержание дидактической подвижной игры, программу и план.

Под психолого-физиологическим принципом построения системы дидактически- подвижного обеспечения понимается чёткая после-довательность проведения игр с постепенным усложнением решаемых задач с учётом психолого-физиологических особенностей учащихся и требуемых для решения игровых задач логических операций (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и др.)

Под общественно-нравственным прuнципом понимается переход от игр индивидуальных к играм различной степени взаимодействия участников или к играющим труппам и коллективам. Таким образом, каждая игра, включаемая в систему дидактически - подвижного обеспечения, должна рассматриваться с трёх точек зрения: пройден ли по программе учебный материал, заложенный в межпредметном содержании подвижной игры; соответствует ли игра уровню развития физиологических и психических процессов, так и интересам школьников по степени сложности; какой степени взаимодействия достигли участники игры.

Методика проведения подвижных игр с дидактической направ-ленностью, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в подготовительном классе, на основе положений психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: подвижные игры с дидактической направленностью целесообразно использовать на этапе, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата; подвижные игры с дидактической направленностью включаются систематически при закреплении каждой отдельной темы либо всего курса.

При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

1. Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей шестилетнего возраста;

2. Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;

3. для детей игры будут интересными  тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

4. Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);

5. Безопасность используемого инвентаря;

6. Игра не должна унижать достоинства играющих;

7. При проведении нескольких  игр следует учитывать принцип: от трудного - к легкому, от сложного - к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игры, а наиболее легкую и более сложную проводить в конце урока.

8. Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными двигательными и мыслительными действиями, то должны соблюдаться принципы «от простого - к сложному», от конкретного - к абстрактному»;

9. Подвижные игры должны чередоваться  со спокойными;

10. В игpах дети должны рамотно, с учетом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;

11. На уроках (занятиях) игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них наравных решается не только двигательная, но и умственная задача;

12. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание;

13. Игру нельзя обрывать незавершенной;

14. Игровые атрибуты сохраняются  до следующих игр.

Только при этих условиях игра выполнить все свои функции и оставит след в сознании ребенка.

Подготовка к проведению игры особенно важна, если игра предла-гается впервые.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке.

Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогyлок и экскурсий используются игpы на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.

 

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр. Зна-чительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог может изготавливать их вместе с детьми - различного вида карточки, шапочки, эмблемы и т.д.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю (флажки, цветные повязки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т. п.) - инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса - посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

Информация о работе Подвижные игры как средство оздоровления младших школьников