Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи (Е.Н. Вавилова, А.Ц. Пуни, Годик М.А., Янасис С.В. В последние десятилетия проблема развития двигательных умений и навыков рассматривается И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко, Н. Денисенко и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Фазы формирования двигательных навыков……………………….……4
1.1. Понятие о двигательном навыке……………………………..………………4
1.2. Формирование навыка………………………………………………………..9
1.3. Деавтоматизация навыка……………………………………………………11
1.4. Перенос двигательных навыков…………………………………………….12
Глава 2. Образование двигательного навыка……………………………………..13
2.1. Направленность образования двигательного навыка…………………….13
2.2. Условия образования двигательного навыка…………………………….......14
2.3. Условные раздражители при образовании двигательного навыка…………15
2.4. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка….......16
2.5. Структура обучения двигательным действиям………………………….......17
Заключение ………………………………………………………………................21
Библиографический список ……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

физкультура Готовая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..…….3 

Глава 1. Фазы формирования двигательных навыков……………………….……4

    1. Понятие о двигательном навыке……………………………..………………4
    2. Формирование навыка………………………………………………………..9
    3. Деавтоматизация навыка……………………………………………………11
    4. Перенос двигательных навыков…………………………………………….12

Глава 2. Образование  двигательного навыка……………………………………..13

2.1. Направленность  образования двигательного навыка…………………….13

2.2. Условия образования  двигательного навыка…………………………….......14

2.3. Условные  раздражители при образовании двигательного навыка…………15

2.4. Деятельность  анализаторов при образовании  двигательного навыка….......16

2.5. Структура  обучения двигательным действиям………………………….......17

Заключение  ………………………………………………………………................21

Библиографический список ……………………………………………………….22 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Процесс формирования двигательного действия представляет собой переход от знаний и представлений о действии к  умению его выполнить, а от умения к навыку. Сформированный двигательный навык служит "строительным материалом" для образования нового, более сложного в двигательном и координационном отношении.

    "Двигательное  умение - это такой уровень владения  двигательным действием, который  отличается необходимостью подробного  сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания". Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью.

    По  определению М.А.Годик: "... Двигательный навык - это такой уровень владения двигательным действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

    Двигательные  навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют  огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи (Е.Н. Вавилова, А.Ц. Пуни, Годик М.А., Янасис С.В. В последние десятилетия проблема развития двигательных умений и навыков рассматривается И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко, Н. Денисенко и др.

 

Глава 1. ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 

    1. Понятие о  двигательном навыке
 

     Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

     Двигательный  навык представляет собой цепь последовательно закрепленных условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически без участия сознания. Хотя под воздействием сознания в детали двигательного навыка могут вноситься корректировки по амплитуде, направлению, усилиям в разных фазах движений.

     Двигательный  навык формируется, в основном, на начальных этапах любой практической деятельности человека на основе предыдущего  двигательного опыта и знания о новых двигательных действиях, которыми необходимо овладевать.

     Чем объемнее и разностороннее двигательный опыт человека, чем обширнее арсенал его двигательных навыков и умений, тем проще и успешнее он сформирует новые навыки, которые представлены вначале в виде знаний, передающихся обучаемому преподавателями, учебниками, методическими руководствами или же формируются человеком самостоятельно, в процессе самообучения.

     У человека двигательный навык является приобретенной формой условно-рефлекторной двигательной реакции, формируемой  при взаимодействии первой и второй сигнальных систем1.

     При выполнении человеком двигательных действий вследствие сокращения мышц и возбуждения при этом двигательного, а также зрительного, слухового  и других анализаторов, в кору больших  полушарий головного мозга поступает  ряд нервных импульсов. В результате в корковых центрах создается ряд очагов возбуждения, между которыми образуются временные связи. При этом возникает новая, весьма сложная координация в деятельности нервных центров, участвующих в регуляции сокращения различных мышечных групп. Одновременно двигательные нервные центры коры вступают во взаимосвязь с центрами, регулирующими кровообращение, дыхание, обмен веществ и т.д.

     Когда благодаря постоянному повторению движений взаимосвязь эта укрепляется, тогда двигательные действия становится возможным выполнять слитно. В этом случае каждое предыдущее движение (сокращение мышц, зрительные, слуховые и другие раздражения) будет являться условным раздражителем, подготавливающим организм к следующим фазам двигательного действия. Поэтому все части двигательных действий (позы, движения, направления взгляда) вступают друг с другом в органическую взаимосвязь вследствие образования условных рефлексов.

     Создается сложная уравновешенная система  внутренних процессов в коре больших  полушарий (динамический стереотип). При выполнении двигательных действий эта мозаика возбужденных и тормозных пунктов (система условных рефлексов) с каждым следующим движением в определенном порядке перестраивается, обеспечивая сокращение и расслабление тех или иных мышц и изменения в деятельности внутренних органов.

     Таким образом, динамический стереотип, характеризуется  как определенным сочетанием тормозных  и возбужденных пунктов, так и  закрепленной последовательностью  в смене характера этой мозаики  в процессе выполнения двигательных действий. При этом осуществление каждого предыдущего условного рефлекса служит условным раздражителем для следующей за ним фазы движения2.

     Стереотипность  в деятельности нервных центров, формирующаяся в ходе образования  двигательного навыка, лежит в  основе относительно постоянной техники выполнения двигательных действий. Стойко закрепленный двигательный навык в связи с этим трудно перестраивается. Однако постоянство созданных повторениями (тренировками) временных связей, а, следовательно, и движений не абсолютно - оно может быть изменено. Поэтому Павлов И.П. и назвал образующуюся системность не просто стереотипом, а динамическим стереотипом. Этим подчеркивается возможность его изменения.

     Образование условных рефлексов - основы двигательного  навыка (динамического стереотипа) проходит две основные стадии: генерализации и концентрации.

     В первой стадии, образующиеся условные рефлексы захватывают излишне обширные очаги в подкорковых областях и в коре больших полушарий. Это  связано с тем, что пути движения возбудительного процесса в коре еще окончательно не сформировались и захватывают смежные центры.

     В дальнейшем, в ходе повторений, благодаря  процессам, связанным с дифференцированным торможением, процессы возбуждения  концентрируются. Нервные центры, не принимающие участия в движениях, затормаживаются. Однако границ между первой и второй стадиями в образовании условных рефлексов по ходу повторений установить невозможно и переход от одной к другой происходит постепенно.

     Как и условные рефлексы, являющиеся составной  частью двигательного навыка, так и последний в целом формируется последовательно проходя несколько фаз, которые не зависят от вида и особенностей двигательной деятельности (это может быть обучение чтению и письму, прыжкам, метаниям, плаванию, работе с различными инструментами и т.п.).

     Фазы  образования двигательного навыка:

     1. Иррадиация - чрезмерное распространение  очагов возбуждения в коре  больших полушарий головного  мозга, захватывающее соседние  участки (внешне проявляется в  наличии хаотических плохо упорядоченных движений по непостоянным траекториям, в движения вовлекается большее количество мышц, чем это необходимо).

     2. Концентрация - локализация очагов  возбуждения и торможения (движения упорядочиваются по траекториям, количеству и степени сокращения мышечных групп, снимаются излишние напряжения мышц антагонистов и синергистов).

     3. Автоматизация - двигательное действие  начинает выполняться безсосредоточения  внимания на его фазах и  элементах, человек становится  способным концентрировать свое  внимание на решении "тактических" задач, может отвлекаться от контроля за своими двигательными действиями (во время езды на велосипеде и автомашине, человек может размышлять о предметах не связанных с выполняемыми двигательными действиями).

     Уже во второй фазе отдельные части навыка человек начинает осуществлять без произвольного контроля внимания, концентрируя его во все большей степени на переходах от одного двигательного акта к другому - этот процесс осуществления движений без контроля произвольного внимания носит название автоматизации движений. Укрепление автоматизации продолжается в третьей фазе и может продолжаться бесконечно, причем чем выше ее степень, тем больше внимания человек может обращать на то, чтобы движения осуществлялись в точном соответствии с условиями их выполнения. Автоматизация совсем не означает полного выключения сознания, так как после выполнения отдельного движения или всего навыка в целом человек может вспомнить и воспроизвести свои ощущения в момент их реализации.

    Степень автоматизации может быть различной в зависимости от:

    - структуры самого навыка; 

    - стандартности условий выполнения двигательного навыка - чем они стабильнее, тем прочнее навык;

    - частоты воспроизведения навыка - чем чаще он осуществляется, тем выше степень автоматизма.

    При относительно простой структуре и постоянных условиях выполнения навык оказывается достаточно прочным, его воспроизведение осуществляется на столь высоком уровне автоматизации, что практически полностью не требует произвольного контроля (например, чистка зубов, письмо и др.). Наоборот, сложные по структуре двигательные навыки (выполнение упражнения гимнастом, прыгуном в воду, метателем диска и пр.) оказываются менее автоматизированными, хотя и достаточно прочными благодаря высокой частоте повторений этих упражнений на тренировках. Наименее прочен двигательный навык в тех случаях, когда условия их выполнения оказываются мало предсказуемыми, поэтому вариантов выполнения навыка может быть достаточно много (выполнение одного и того же приема в единоборствах и спортивных играх: бросков в баскетболе, ударов в боксе, ходов в лыжах и пр.). В тех случаях, когда условия выполнения навыка изменились, человек может внести коррективы в его структуру, хотя основа самого навыка и не меняется. Разумеется, чем прочнее навык, тем труднее его сломать. Однако, с другой стороны, чем он более прочен, тем легче его «расцветить» какими-то дополнительными нюансами, делающими сам навык более плавным, пластичным и целесообразны3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Формирование  навыка
 

    Навыку  присуще: постепенность и неравномерность его формирования.

А.Ц. Пуни представил графически пофазное формирование навыка. 

       

     Особенности формирования навыка.

     1. Формирование двигательного навыка  с «отрицательным ускорением».  Заключается в крутом подъеме  кривой в начале обучения, далее он замедляется и становится незначительным. Человек быстро осваивает основу действия, а детали осваивает длительно в последующем. Такой тип формирования навыка наблюдается при освоении простых двигательных действий, когда элементарные движения осваиваются быстро.

     2. Формирование двигательного навыка  с положительным ускорением. Формирование  идет с большой трудностью (ошибки, недостатки и т.д.). Затем кривая  прироста качества навыка резко  возрастает. Такой вид формирования  навыка характерен для сложных  двигательных действий, когда внешне незаметные качественные изменения дают в последствии большой прирост (скачок).

Информация о работе Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.