Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи (Е.Н. Вавилова, А.Ц. Пуни, Годик М.А., Янасис С.В. В последние десятилетия проблема развития двигательных умений и навыков рассматривается И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко, Н. Денисенко и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Фазы формирования двигательных навыков……………………….……4
1.1. Понятие о двигательном навыке……………………………..………………4
1.2. Формирование навыка………………………………………………………..9
1.3. Деавтоматизация навыка……………………………………………………11
1.4. Перенос двигательных навыков…………………………………………….12
Глава 2. Образование двигательного навыка……………………………………..13
2.1. Направленность образования двигательного навыка…………………….13
2.2. Условия образования двигательного навыка…………………………….......14
2.3. Условные раздражители при образовании двигательного навыка…………15
2.4. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка….......16
2.5. Структура обучения двигательным действиям………………………….......17
Заключение ………………………………………………………………................21
Библиографический список ……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

физкультура Готовая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

     3. Плато – временная задержка  в прогрессировании формирования  двигательного навыка.

     Возникновение плато двояко:

     Во-первых, это может быть результатом причин тормозящих ход развития навыка (например, недостает физической подготовленности, болезни и т.п.);

     Во-вторых, может возникнуть при изменении  структуры навыка (например, при  внесении новых приемов его выполнения).

     «Плато» может выражать внутренние перестройки при переходе к выполнению действия более совершенным способом. Такой переход не сразу сказывается на качественном результате, т.к. мешают еще старые связи, старые приемы. Поэтому и навык как бы останавливается перед новым качественным подъемом.

     Длительность  задержки зависит от мастерства педагога; от применяемых методов и средств; от внутренних механизмов перестройки  организма4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Деавтоматизация навыка
 

     Деавтоматизация – это постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности. Этот процесс проходит медленно и в обратном порядке автоматизации.

     В первую очередь затухают сложные  по психологической структуре (координации), сенсорные навыки и только потом  двигательные.

     Выражается  это в ухудшении результата, в  допущении целого ряда ошибок, нарушении координационной связи между движениями, теряется красота и экономичность движений. Однако, многие навыки полностью не разрушаются (езда на велосипеде, плавание). Повторив их, происходит восстановление навыка на высоком уровне (что свидетельствует о стойкости следовых явлений в коре головного мозга).

     Ухудшение навыка может возникнуть при снижении уровня развития двигательных качеств  и функциональных возможностей организма (возраст и условия тренировки)5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Перенос двигательных навыков
 

     Положительный перенос наблюдается тогда, когда  ранее освоенные двигательные действия помогают (способствуют) освоению новых, более сложных видов движений.

     На  положительном переносе основана вся  система использования подводящих упражнений при изучении сложных двигательных действий.

     Поэтому положительное влияние переноса необходимо учитывать при определении  последовательности обучения движениям, так, чтобы структура движений одних  действий подходила и была сходна с другими.

     Отрицательный перенос (интерференция) наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых.

     Причины отрицательного переноса:

     1. Различие в ведущих звеньях  движения при сходстве в дополнительных  звеньях;

     2. Наличие тормозных рефлексов  там, где их не следовало  бы иметь (например, при плавании  на спине голову поднимают  вверх, чего не должно быть; при выполнении упражнений на  высоте срабатывает рефлекс самосохранения, выражающийся в скованности движений  и др.)6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА 

     2.1. Направленность образования двигательного навыка 

     Формирование  навыка рассматривается с физиологической  и психолого-педагогической сторон.

Основная  направленность образования двигательного  навыка.

     Этой  направленностью является процесс  создания прочной системы согласования напряжения (возбуждения) и расслабления (торможения) мышц в соответствии с  правильной структурой двигательного  навыка – т.е. создание динамического  стереотипа.

     Но  динамический стереотип хорош для стандартных, стереотипных условий. Человек должен предвидеть в каждой изменяющейся ситуации какой стереотип применить. Это предвидение называется экстраполяцией. Чем богаче у человека двигательный опыт, чем больше сформировано аварийных стереотипов, тем шире диапазон экстраполяции.

     Схема образования условного двигательного  рефлекса (навыка), состоит из звеньев:

     1. Анализаторы – воспринимающее  звено

     2. Афферентные нервные волокна  (чувствительные). Передают раздражитель  от анализатора к двигательному центру.

     3. Двигательный центр (как регулирующее  и контролирующее звено). Он воспринимает  и перерабатывает возбуждение  от органов чувств и посылает  по двигательным нервам (эффекторным)  сигналы возбуждения или торможения  к органам движения (мышцам)

     4. Мышцы (исполнительное звено)  получают сигналы возбуждения  или торможения от двигательных  нервов с последующим воспроизведением  сокращения или расслабления.

     5. После выполнения движения по  афферентным нервам передаются  обратные сигналы в ЦНС о  выполненном действии, его точности, качестве.

     2.2. Условия образования двигательного навыка 

     
  1.  Сознательное отношение – заинтересованность и активность в овладении навыка
  2. Учет влияния индивидуальных особенностей (психических, морфологических, физиологических)
  3. Степень совершенства механизмов безусловных рефлексов и наличие запасов условных рефлексов как основа успешного образования новых двигательных навыков.
  4. Оптимальная сила, точность и системность условных раздражителей.

     Сила. Отклонение от пределов условного раздражителя вызывает условное торможение и затрудняет двигательный навык.

     Общее торможение возникает от длительного  применения одного раздражителя. Внешнее  торможение возникает быстро в результате внезапного действия постороннего раздражителя.

     Поэтому в начале образования двигательного навыка нужно ограничить неожиданность нового раздражителя – т.е. создать стереотипные постоянные условия.

     С установлением прочности навыка постепенным включением разнообразных  раздражителей исключается возможность  возникновения внезапного внешнего торможения.

     Прочность в образовании двигательного  навыка достигается повторностью и  обязательным подкреплением – оценкой  точности исполнения движения. необходимым  условием является этапная последовательность образования нового двигательного навыка, а так же повышение уровня деятельности вегетативных функций организма, обеспечивающих возможность выполнения необходимых действий7.

     2.3. Условные раздражители при образовании двигательного навыка
 

     1. Слово – воздействие на слуховой  анализатор имеет решающее значение в создании правильного представления о новом двигательном действии. Словесное объяснение определяет сознательное отношение человека при образовании навыка.

     2. Показ – воздействует на зрительный  анализатор, ускоряет процесс образования навыка. Вначале показ вызывает воспроизведение движений на основе подражания. При повторном выполнении движений по показу в сочетании со словом способствует более точному анализу движений.

     3. Внешние силы (тяжести, инерции,  сопротивление, реактивная) воздействуют на двигательный, вестибулярный и кожный анализаторы.

     Взаимодействие  внешних сил и внутренних (мышечные усилия) – способствуют созданию правильных представлений о двигательном действии, что необходимо для образования  двигательных навыков.

     4. Пространственно-временные соотношения – являются условными раздражителями для всех анализаторов.

     Пространство, время, ритм, темп – позволяют правильно  соотносить, ощущать движение человеком.

     Точное  воспроизведение движений с правильными  пространственно-временными соотношениями определяет совершенное владение двигательным навыком8. 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка
 

     1. Слуховой - воспринимает словесное  объяснение, ритм движений, внешние  звуковые сигналы.

     2. Зрительный – уточняет направление, амплитуду, скорость движения по отношению к определенным предметам (ориентирам).

     3. Двигательный – воспринимает  механическое воздействие внешних  сил, отвечая соответствующим  усилиям мышц, уточняя направление,  амплитуду, скорость, отправляя соответствующие сигналы в двигательные центры, обеспечивая согласованную деятельность двигательного аппарата.

     4. Вестибулярный – воспринимает  механические воздействия внешних  сил в зависимости от положения,  направления и скорости движения  головы. Мышечный тонус.

     5. Кожный – механические и температурные  действия внешней среды на  мышечные усилия, функциональную  деятельность организма в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.5. Структура обучения двигательным действиям 

     I. Этап ознакомления с двигательным  действием.

     Главной задачей является создание у обучающихся  представления, необходимого для правильного  выполнения двигательного действия, и побуждение к сознательному  и активному овладению действием.

     Обучение  начинается с формирования представлений  о двигательных действиях. В этом процессе условно выделяют три взаимосвязанных звена:

  1. Осмысливание задачи обучения;
  2. Составление проекта ее решения;
  3. Попытка выполнить двигательное действие

     II. Этап начального разучивания.

     Главная задача этого этапа – обучить  основе техники и ведущим движениям, сделав их исполнение стабильным.

     Для выполнения подобной задачи необходимо, во-первых, устранить излишнее напряжение при выполнении движений, во-вторых, предупредить возникновение ненужных движений или устранить их, в-третьих, добиться освоения общего ритма двигательного действия.

     На  данном этапе широко используются все  группы методов обучения.

     Данный  этап обучения завершается освоением  основного варианта двигательного  действия, выполнение которого характеризуется  уже признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность под влиянием самых различных факторов, т.е. достигает уровня двигательного умения.

     На  втором этапе обучения особенно важно  предусмотреть предупреждение и  исправление двигательных ошибок.

     Ошибки  классифицируются (по В.В. Белиновичу, 1991):

  1. Ошибки в конкретных двигательных действиях и ошибки общие (плохая осанка и др.);
  2. Ошибки отдельные и комплексные (появление одной ошибки влечет появление целого комплекса других);
  3. Ошибки неавтоматизированные и автоматизированные;
  4. Ошибки существенные (грубые) и незначительные (мелкие), т.е. не нарушающие структуру движения;
  5. Ошибки типичные (характерные для всех) и нетипичные (индивидуальные).

     Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Наиболее типичные из них следующие:

Информация о работе Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.