Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи (Е.Н. Вавилова, А.Ц. Пуни, Годик М.А., Янасис С.В. В последние десятилетия проблема развития двигательных умений и навыков рассматривается И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко, Н. Денисенко и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Фазы формирования двигательных навыков……………………….……4
1.1. Понятие о двигательном навыке……………………………..………………4
1.2. Формирование навыка………………………………………………………..9
1.3. Деавтоматизация навыка……………………………………………………11
1.4. Перенос двигательных навыков…………………………………………….12
Глава 2. Образование двигательного навыка……………………………………..13
2.1. Направленность образования двигательного навыка…………………….13
2.2. Условия образования двигательного навыка…………………………….......14
2.3. Условные раздражители при образовании двигательного навыка…………15
2.4. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка….......16
2.5. Структура обучения двигательным действиям………………………….......17
Заключение ………………………………………………………………................21
Библиографический список ……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

физкультура Готовая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)
  1. Неправильное понимание обучающимся задачи обучения.
  2. Недостаточная физическая готовность.
  3. Неуверенность в своих силах, нерешительность.
  4. Отрицательное влияние ранее изученных действий.
  5. Несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования.
  6. Нарушение требований и организации занятий ведущее, в частности, к преждевременному утомлению.

     Для исправления ошибок существуют следующие  правила:

  1. Ошибка должна быть понята занимающимся;
  2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости;
  3. Указание учителя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям ученика в данный момент;
  4. При внезапном появлении, исчезнувших ранее ошибок, необходимо использовать те подводящие упражнения, с помощью которых эти ошибки устранялись до этого;
  5. Недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утрированном виде.

     III.Этап  закрепления приобретенного умения.

     Главная задача этого этапа – сформировать двигательный навык в основном варианте и создать основу для применения его в различных условиях.

     На  третьем этапе обучения применяется  весь комплекс методов, однако ведущее  значение приобретают методы разучивания  в целом, а затем – игровой  и соревновательный.

     В итоге обучения на данном этапе учащийся должен научиться выполнять отдельные  движения, входящие в действие, без сосредоточения на них внимания. Возможность подобного исполнения движений объясняется их автоматизацией.

     Переход знания в представления, умения, навыки

     (по  М.М. Богену, 1981)

     

     

     

     

     

     

     

 
 
 
 

    Процесс обучения движениям, по словам И.П. Дегтярева состоит из следующих этапов:

    1)                Первоначальное разучивание.

    2)                Углубленное разучивание.

    3)                Закрепление навыка и совершенствование техники.

    Первоначальное  разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

    Углублённое разучивание. Задача второго этапа  – создать правильное представление  о каждом элементе техники движения, выработать умение чётко и слитно выполнять их.

    Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа – закрепление  приобретённого умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений9. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Важно то, что пытается контролировать и анализировать человек в процессе овладения навыком, чем он пытается управлять. Осознание движений в одних случаях ускоряло выработку навыка, а в других - замедляло. В первом случае осознание движений означало контроль направления, амплитуды, усилий, темпа движений, т.е. кинетической структуры двигательного действия. Во втором случае делались попытки скоординировать в целостный двигательный акт сокращения отдельных мышечных групп. Эти данные, очевидно, говорят о том, что нецелесообразно вмешиваться в природные координации, т.е. в низшие уровни построения движений.

    Автоматизация действий не является обязательным признаком навыка. Главное в навыке (умении) - это качество исполнения действия, соответствующее заданному образцу. Автоматизировать же можно и неправильно выполняемое действие, поэтому автоматизация не должна являться целью упражнения, она лишь следствие (сопутствующее повторению явление) психологической перестройки самим обучающимся способов управления действием. Человек освобождает действие от динамического (и прежде всего смыслового) контроля вследствие образования динамического стереотипа, появления уверенности, что и без этого контроля действие будет осуществлено правильно. При этом качество двигательного действия возрастает как за счет более тонкой дифференцировки кинестетических ощущений, так и за счет снятия излишнего, а порой и ненужного психического и физического напряжения, скованности, в результате чего движения становятся более естественными, экономными, слитными.

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

      

  1. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1, с. 133 - 139.
  2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. - 430 с.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культуры. – М.: ФиС, 1991, с. 25-26.
  4. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988, с. 36-39.
  5. Пуни А.Ц. Психологический анализ процесса образования двигательных навыков. Сб. тр. ЛНИИФК. М. - Л., 1949, т. 2, с. 5 - 38.
  6. Пуни А.Ц. Психологическая характеристика двигательных навыков на основе учения И.П. Павлова о сигнальной деятельности коры больших полушарий //Теория и практика физической культуры, 1953, № 1, с. 29 - 39.
  7. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959, с. 196 - 208.
  8. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.
  9. Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990, с. 69-72.
  10. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003, с. 128-129.
  11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003, с. 71-75.

Информация о работе Понятие о двигательном навыке и этапах его формирования.