Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности. Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественное и социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретика - методические аспекты физического воспитания у учащихся основной общеобразовательной школы………………….………...6

1.1. Особенности анатома - физиологического развития организма учащихся среднего школьного возраста……………………………………….……………6

1.2. Методика развития, критерии оценки и факторы проявления двигательных способностей у учащихся 13-14 лет……………………………10

1.3. Теоретическое обоснование развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста на занятиях по волейболу………..23

ВЫВОД..............................................................................................................30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................31

Файлы: 1 файл

МПФК.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Р. Ф.

 

ГОУ ВПО

 

Красноярский государственный  педагогический университет им В. П. Астафьева.

 

Факультет физической культуры и спорта

 

Кафедра спортивных дисциплин

 

ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ У СПОРТСМЕНОК 13-14 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ  КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

 

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель:

 

Красноярск 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

Глава I. Теоретика - методические аспекты физического воспитания у учащихся основной общеобразовательной  школы………………….………...6

 

1.1. Особенности анатома  - физиологического развития организма  учащихся среднего школьного  возраста……………………………………….……………6

 

1.2. Методика развития, критерии  оценки и факторы проявления  двигательных способностей у  учащихся 13-14 лет……………………………10

 

1.3. Теоретическое обоснование  развития координационных способностей  учащихся среднего школьного  возраста на занятиях по волейболу………..23

 

ВЫВОД..............................................................................................................30

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается  как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной  двигательной деятельности.

 

Физическая культура в  общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного  и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественное и социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими  упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности. Занятия  физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности школьников, поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в  образовательных учреждениях поэтапно. Не зная методики, не возможно качественное и четкое проведение уроков.[1]

 

Учебная программа по физической культуре включает в себя разделы  теории и практики. В теоретической  части излагаются основные аспекты  знаний по физическому воспитанию, а практической части умения, навыки. Во время проведения уроков по физической культуре, в практической деятельности используются такие виды как легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, а также спортивные игры.[16]

 

Современный волейбол характеризуется  увеличением скорости выполнения как отдельных технических приемов, так и целых тактических комбинаций, что неизбежно повышает требования к специальной физической подготовленности игроков. Представление о взаимосвязях в структуре специальной физической подготовленности волейболистов имеет большое значение для целенаправленного воспитания и совершенствования двигательных способностей, в частности для подбора средств.[13]

 

Раскрыв разделы физического  воспитания и обучения школьниц мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет внедрить комплекс координационных упражнений на занятиях по волейболу.

 

Координационные упражнения способствуют развитию всех двигательных способностей, улучшают здоровье, способствуют повышению функциональных систем организма, улучшению технического мастерства.

 

Кроме развития физических качеств  в учебном процессе, также не маловажное значение имеет развитие координационных  способностей.

 

Цель: Повысить технический  уровень на занятиях по волейболу  у девочек 13 - 14 лет с использованием комплекса координационных упражнений.

 

Задачи:

 

1. Изучить и обобщить  данные научно методической литературы.

 

2. Изучить индивидуальные  особенности общефизической и  технической подготовленности учащихся 13 - 14 лет. 

 

3. Разработать средства  и методы для повышения координации  и технического уровня на занятиях  по волейболу.

 

Гипотеза:

 

Мы предполагаем, что использование  комплекса координационных упражнений на занятиях по волейболу будет способствовать развитию организма, функционального  анатомо-физиологического состояния  и технического уровня подготовленности.

 

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной  школе на занятиях по волейболу у  девочек 13 -14 лет.

 

Предмет исследования: Комплекс координационных упражнений у школьниц 13 - 14 лет.

 

Глава I. Теоретика - методические аспекты физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

 

 

1.1 Особенности анатома  - физиологического развития организма  учащихся среднего школьного  возраста.

 

 

В системе современного воспитания физкультурных ценностей необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и  интересов к систематической  физической активности. Достижение этой важной цели - дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста.[23]

 

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется  моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных  способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых  качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления  характера, формирование интересов, склонностей, вкусов.[4]

 

Основная направленность физического воспитания подростков формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

 

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего  организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального  взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного  способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

 

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего  организма человека и отдельных  его звеньев. Он характеризуется  усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами , усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

 

В подростковом возрасте имеются  существенные отличия в ритме  развития тела у девочек и мальчиков. Так у девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 11 - 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к  параметрам взрослого человека.

 

Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и  позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается  окостенение запястья и пястных  костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

 

В этом возрасте мышечная система  развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата.[27]

 

Существенные изменения  происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека.

 

Разнонаправленные изменения  происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода  устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает  рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления.

 

Морфологическая и функциональная незрелость отдельных элементов  сердца и сосудистой системы снижает  адаптационные возможности системы  кровообращения и повышает функциональную напряжённость при небольших физических нагрузок.

 

Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два  раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В  этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого  человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков  этого возраста МПК увеличивается  на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.[28]

 

Экономичность кислородных  режимов подростков при физических нагрузках ещё значительно ниже, чем у взрослых, но выше чем у  детей младшего возраста. В тоже время ликвидация кислородного долга  у подростка происходит с высокой  интенсивностью,

 

В подростковом возрасте глубокая перестройка происходит в эндокринной  системе. В этот период начинается усиленный  рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции  увеличивает количество хромаффинных клеток.

 

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций  половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению  темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают  существенного влияния на процесс  полового созревания и функции желез  внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем  самым снизить их координационные  способности.[2]

 

1.2. Методика развития, критерии  оценки и факторы влияния на  развитие двигательных способностей  у девочек 13-14 лет.

 

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления двигательное умение и навыки. К двигательным способностям относятся силовые, скоростные и скоростно-силовые, двигательно-координационные  способности, общую и специфическую  выносливость.

 

У разного возраста учащихся двигательные способности развиты  по разному. В основе развития способностей лежит иерархия разных врождённых (наследственных) анатомо-физиологических задатков.

 

- анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга,  степень функциональной зрелости  её отдельных областей и другое)

 

- физиологические (особенности  сердечно- сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и т.д. )

 

- телесные (длина тела  и конечностей, масса тела, масса  мышечной и жировой ткани).

 

- биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики  мышечного сокращения).

 

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя  соответствующие физические упражнения на скорость, силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависят, кроме того, от индивидуальной нормы  реакции на внешние нагрузки.

 

На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические  задатки (свойства психодинамических  процессов, темперамент, характер, особенности  регуляции и саморегуляции психических состояний).

 

О способностях человека судят  не только по его достижениям в  процессе обучения или выполнения какой либо двигательной деятельности, но и потому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

 

Способности проявляются  и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат  совместных действий наследственных и  других факторов. Практические пределы  развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились.[19]

 

Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это  способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

 

Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших  мышечных напряжений. Гигиеническое  значение игровых упражнений усиливается  возможностью их широкого использования  в природных условиях. Игровые  упражнения, в поле, в лесу, на воде и т.д.- ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы физических упражнений особенно важно в период роста и развития молодого организма учащихся. Несмотря на все богатство содержания, одними игровыми упражнениями невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игровые упражнения в сочетании с другими видами.[20]

Информация о работе Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе