Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности. Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественное и социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретика - методические аспекты физического воспитания у учащихся основной общеобразовательной школы………………….………...6
1.1. Особенности анатома - физиологического развития организма учащихся среднего школьного возраста……………………………………….……………6
1.2. Методика развития, критерии оценки и факторы проявления двигательных способностей у учащихся 13-14 лет……………………………10
1.3. Теоретическое обоснование развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста на занятиях по волейболу………..23
ВЫВОД..............................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................31
6. Подачи с зоны подач
7. Подачи с зоны подач
в левую и правую часть
8. Подачи в определенные зоны
9. Выполнение подач на скорость
10. Закрепление подачи в играх и игровых приемах
Классификация приемов и передач мяча сверху
Приемы и передачи:
Сверху:
1. двумя (на месте, после перемещений, в прыжке, назад за голову)
2. одной (кулаком)
Передача мяча двумя руками сверху.
Передача выполняется согласованным, полным изгибанием рук туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.
При передачи в высокой стойки-кисти рук находятся у лба.
При переде в низкой стойки - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.
Обучение
1 .Многократная имитация верхней передачи из изучаемой стойки
2. Держание мяча в положении стойки и броски мяча вперед вверх из стойки, удерживая мяч широко разведенными пальцами
3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру.
4. Точное набрасывание мяча партнером и обратная передача.
5. Встречная передача в парах или колоннах переходом в конце своей или встречной колонны.
6. Передача мяча после
перемещения выпадом, двойным
шагом и скачком, после
7. Передача мяча с изменением
траектории полета и
8. Передача мяча с перемещениями различными способами.
9. Передача мяча под
углом 45-90 гр. с изменением направления
в траектории в тройках,
10. Передача через сетку.
11. Передача в различных тактических комбинациях.
12. Передача мяча назад
за голову, (особенности: мяч принимается
над головой, кисти
13. Передача мяча в прыжке (в высшей точке прыжка).
- ловля мяча в высшей точке прыжка;
- передача в прыжке после набрасывания над собой;
- встречная передача в прыжке;
- передача в прыжке через сетку.
14. Передача в игре с
акцентом на определенную
Перебивание мяча кулаком через сетку в прыжке.
1. Перебивание мяча кулаком,
удерживаемого над сеткой с
места, с разбега (с
2. Перебивание мяча наброшенного
или переданного партнером
Ошибки:
1. Несвоевременный выход под мяч.
2. Неустойчивое И.П. (неправильная стойка).
3. Мяч касается ладоней
(пальцы расслаблены или
4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).
5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).
6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).
7. Отсутствие встречного
движения к мячу и
1.3 Теоретическое обоснование
развития координационных
Определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационные способности»
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки
при определении понятия «
Что же касается самого определения
«координация движений», то содержание
этого понятия более
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы»
Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, -- исключение избыточных степеней свободы.
К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:
1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.
2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
3. Упругая податливость мышц .
В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой.[11]
Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» -- прогнозируемого результата. Программа двигательного действия -- это механизм «объединения» прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений.
Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий -- нервную, мышечную и двигательную.
«Нервная координация -- согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация -- это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация -- согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею».[14]
При одной и той же задаче,
но разных внешних условиях, разном
состоянии человека сочетание движений
обязательно изменится для
Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) -- зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, об-работке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.[9]
Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и про-исходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов -- зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами -- проприорецептивными и вестибулярными.
Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.
Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.
Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Координированностъ -- есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.
Известно, что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их (B.C. Фарфель). Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.
В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатома - физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.[16]
При развитии координационных
способностей педагогу приходится решать
как общие, так и частные задачи,
определение которых
Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:
- иметь необходимую
- содержать элементы новизны, необычности,
- отличаться большим