Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности. Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественное и социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретика - методические аспекты физического воспитания у учащихся основной общеобразовательной школы………………….………...6
1.1. Особенности анатома - физиологического развития организма учащихся среднего школьного возраста……………………………………….……………6
1.2. Методика развития, критерии оценки и факторы проявления двигательных способностей у учащихся 13-14 лет……………………………10
1.3. Теоретическое обоснование развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста на занятиях по волейболу………..23
ВЫВОД..............................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................31
Критерии оценки и формы проявления КС
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, т.е когда движение приводит к требуемой цели ( делает то, что нужно); быстроту результата; рациональность движения и действия ( выполняет так, как нужно); двигательная находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.[17]
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность движений. В практике, наряду с данными показателями, учитываются и другие.
Во многих случаях данные
признаки координационных способностей
проявляются, не изолировано, а в
тесной взаимосвязи. Поэтому при
определении координационных
Таблица №1
Критерии оценки по волейболу девочек 8- го класса
Передача сверху над собой
Д
оценка
« 5»
« 4»
« 3»
8 класс ( кол. раз)
14
12
10
Таблица №2
Прием снизу над собой
Д
оценка
« 5»
« 4»
« 3»
8 класс ( кол. раз )
11
10
9
Таблица №3
Верхняя подача мяча
Д
оценка
« 5»
« 4»
« 3»
8 класс (кол. раз )
5
4
3
Таблица №4
Передача сверху в парах над сеткой
Д
оценка
« 5»
« 4»
« 3»
8 класс (кол. раз )
8
7
6
Таблица №5
Прием снизу после набрасывания мяча над сеткой
Д
оценка
« 5»
« 4»
« 3»
8 класс (кол. раз )
6
5
4
В реальной деятельности двигательные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии.
Эти важнейшие способности определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развития главным образом и следует уделять особое внимание.[22]
Следует иметь в виду, что
способность к двигательной координации
определяется целым рядом
Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).
Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой, больших полушарий, спинного мозга).
Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их ( моторной памятью).
Игровой метод, в силу присущих ему особенностей , является методом совершенствования двигательной деятельности, а также координация движений. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. .
Основная задача использования игрового метода -эффективное развитие двигательных, координационных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации индивидуальной дозировки выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала.
Необходимо отметить, что применение игрового метода следует совмещать с использованием игровых упражнений на занятиях по волейболу. Это усвоит быстрое и качественное запоминание урока, повысит посещаемость, сделает урок интересным для школьниц.[24]
Основные задачи игровых упражнений применяемых на занятиях по волейболу:
- укреплять здоровье
- содействовать овладению
жизненно необходимыми
- воспитывать у школьниц
необходимые морально-волевые
- прививать организаторские
навыки и привычку
Обучение спортивным играм (волейбол) должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игровых упражнений. Основное требование к такой системе постепенность усложнения.
Наряду с понятием «метод»
следует различать понятие «
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движения своего тела. Обучают также к правильному выполнению движений используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием и наконец учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировки. В процессе игры в волейбол на занятиях физической культуры для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают школьниц 13-14 лет: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Волейбол способствует воспитанию у учащихся чувство коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствование координационных движений и основных физических качеств.
Техника игры в волейбол разделяется на технику нападения ( перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты ( перемещение, прием мяча, блок).[30]
Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру. Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается. Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 метров (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки: коснется игрока подающей команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками; произведена с нарушением очередности при смене мест; коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.
Различают четыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.
Во всех вариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять исходное положение. При этом левая нога ставится вперед правой, ноги несколько согнуты в коленях. Левое плечо впереди правого, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Левая рука согнута в локте и вынесена вперед перед туловищем, мяч лежит на ладони. Правая рука снизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед.
Верхняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0,5. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутые в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя. Удар по мячу выполняет «жесткой» кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится вперед на левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается.
Передача - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего ударом. По направлению относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.
Передача вперед - перед выполнением передачи игрок принимает стартовую стойку и перемещается к месту встречи с мячом.
В исходном положении стопы ставят на одном уровнем, параллельно друг к другу; ноги согнуты в коленях; руки согнуты в локтями кисти вынесены перед лицом. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до конца, руку вытягиваются в направлении передачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходном положении.
Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямые нападающие удары ( выполняет лицом к сетке) и боковые( боком к сетке).[15]
Методика обучения игре в волейбол.
Перемещения
Ходьба - начинается с переноса веса тела на переднюю, часть стопы выполняется мягкими, пружинистыми шагами;
Приставные шаги - начинают с ног, ближней к направлению движения:
Бег - обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног;
Прыжок - выполняется с моста или с разбега, толчком одной или двумя.
Двойной шаг и скачок - перенося вес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед сзади стоящей ногой, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку. Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг;
Выпады - вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад.
Обучение
1) Перемещение изученным
способом в различных
2) Перемещения с остановками и принятием стоек;
3) Перемещения различными
способами в различных
4) Перемещение из И. П. с ловлей мяча, наброшенного партнером;
5) Закрепление перемещений в играх и игровых приемах:
а) челночный бег с различными способами перемещений и его варианты;
б) «Эстафеты»;
в) игра «Салки» (правила те же, но вместо бега -- перемещение но заданию;
г) игра «Перехвати шар» -- на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить тар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.
д) игра «Светофор» - правила те же, но добавляется перемещение. Ошибки
1) перемещение на прямых ногах;
2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.
Подачи
Подачи подразделяются на нижние (прямые и боковые) и верхние (прямые и боковые).
В технике любой подачи различают:
1 .исходное положение игрока 2.Подбрасывание мяча
3. Замах
4. Ударное движение
Верхняя прямая подача:
1. И.П.- стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч или левая впереди, мяч в левой руке на уровне пояса;
2. Мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;
3. Одновременно с подбрасыванием
мяча, вес тела переносится на
правую ногу, нога сгибается в
колени, туловище отклоняется назад,
замах выполняется правой
4. При ударе правая рука
резко разгибается, туловище
Обучение (для всех видов подач)
1. Многократное подбрасывание мяча из И.П.
2. Подбрасывание мяча и замах
3. Имитация подачи в
целом без мяча и с мячом,
ловя его левой рукой
4. Подача мяча на расстоянии
6-10м. в стену, в парах
5. Подача через сетку на расстоянии 4-6м(через сетку на меньшей высоте).