Предоставление платных услуг в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

Свое свободное  от работы время люди заполняют различными видами досуга, среди которых наиболее распространенными являются:

• информационный – чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;

• интеллектуальный – посещение театров, кинотеатров, концертов;

• физкультурно-спортивный – занятия спортом;

• развлекательный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;

• семейно-ориентированный – занятия с детьми;

• посещение  магазинов, поход за покупками.

Рынки здоровья и красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты и здоровья человека общепризнано. Однако в последние  десятилетия представители конкурирующих  отраслей все активнее заявляют о  себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического  совершенства. Речь идет в первую очередь  о производителях медикаментозных  средств и препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ и приемов.

Помимо этого  физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» – пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантатов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических  стероидов и т.д.

Рынки зрелищно-массовых услуг. На рынках зрелищно-массовых услуг  конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт  и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в  большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес.

Как и в других сферах экономики, предприятия, которые  являются производителями спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и  научно-исследовательскую деятельность на основе спроса и предложения на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции  предприятия стремятся поставить  на рынок.

Таким образом, говоря об особенностях производства и потребления социально-культурных услуг в отрасли «физическая  культура и спорт», необходимо иметь  в виду, что эти процессы тесно  связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, и оборудования и др.) и товаров (спортивная одежда и обуви, спортивный инвентарь). Названные материальные товары и услуги сами по себе, как  правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и  спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в  связи, с чем рост спроса на материальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.

 

 

1.2. Классификация социально-культурных  услуг отрасли «физической культуры  и спорта»

 

Социально-культурные услуги отрасли «физической культуры и спорта» населению представляют собой полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности  граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи  и реализуются по ценам, в значительной мере покрывающие издержки производителя  и обеспечивающим ему прибыль.

Исследования  показывают, что при реализации услуг  требуется больше личного участия, внимания, контактов и получения  информации от потребителей, чем при  реализации товаров. Включение потребителя  в процессе производства услуги означает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как производить. Такая  характеристика социально-культурной услуги, как неотделимость, подразумевает, что менеджеры должны управлять  не только своими служащими, но и своими клиентами.

Одним из необходимых  условий эффективного производства и реализации социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» является представление  о реальном спектре в условиях построения рыночных отношений.

Развитие материального  производства, являющегося основой  процесса сферы услуг, а также  продолжающееся разделение труда в  непроизводственной сфере привели  к значительному разнообразию видов  услуг в отрасли «физическая  культура и спорт».

Социально-культурные услуги в отрасли «физическая  культура и спорт» можно классифицировать по ряду признаков, что можно видеть из таблицы 1 (Приложение А).

Так, по форме  распределения общественных фондов потребления, социально-культурные услуги отрасли могут выступать как  бесплатные (урок физкультуры в общеобразовательном  учреждении) и платные (занятия в  коммерческом физкультурно-оздоровительном  центре).

По мотивам  производства социально-культурные услуги могут быть коммерческими (получение  производителем прибыли) и некоммерческими (выполнение производителем социально  важных функций, например развитие физической культуры и спорта среди подростков, инвалидов, пожилых).

По форме  потребления социально-культурные услуги отрасли подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими  упражнениями и видами спорта) и  массовые (коллективные занятия физическими  упражнениями и видами спорта).

По мотивам  потребления различаются социально-культурные услуги личного характера (занятие  конкретного лица плаванием в  бассейне) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований).

По характеру  потребности, для удовлетворения которой  предназначены те или иные социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и спорт», их можно классифицировать на:

- физкультурно-спортивные, представляющие собой обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно (ДЮСШ);

- зрелищные,  которые подразумевают личное  присутствие на спортивных соревнованиях  либо просмотр их по телевидению  (футбольный матч);

- консультационные  – персональные консультации  посредствам, методам и формам  занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физической  культурой;

- образовательные,  т.е. получение среднего и высшего  профессионального образования,  переподготовка кадров;

- дополнительного  образования – занятия в спортивных  школах;

- посреднические  – подготовка пакета документов, необходимых для 
создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального спортсмена и т.п.;

- коммерческие, подразумевающие спонсорскую помощь, лотерейную и подобную деятельность.

По степени  важности, которая сегодня меняется для потребителя социально-культурные услуги подразделяют на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на основе научно обоснованных методик, регламентированного времени  занятий и т.п.), дополнительные (пассивное  оздоровление с использованием различных  разновидностей массажа, бань) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного  питания, камер хранения, автостоянок).

Таким образом, можно сделать вывод, что данная классификация дает полное представление  об основных видах социально-культурных услуг в отрасли «физическая  культура и спорт».

 

 

 

 

 

1.3. Сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

 

Учитывая  сложившиеся национальные традиции, основными услугами в отечественной  физкультурно-спортивной сфере остаются физкультурно-оздоровительные и  спортивно-тренирующие мероприятия, которые относятся к основополагающим услугам с хорошо отработанными  и внедренными учебно-педагогическими  подходами. В связи же с реформированием  большинства физкультурно-спортивных комплексов и внедрением новых рекреационных, оздоровительных и спортивно-тренирующих  схем и принципов активного отдыха, а также спортивных и культурно-развлекательных  программ необходима разработка единого  стандарта к качеству физкультурно-оздоровительных  услуг, реализуемых физкультурно-спортивными  организациями и учреждениями страны.

Поэтому, нами  на основе изученных основополагающих документов системы сертификации и на основании модели обеспечения качества услуг (ТОСТ-Р 50691-94) устанавливающих общие правила предприятия физкультурно-оздоровительных услуг для системы сертификации, рекомендуется стандарт предприятий, которые должен включать в себя выполнение следующих требований:

  • безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
  • сохранность их имущества;
  • охрану окружающей среды;
  • качество физкультурно-оздоровительных и спортивных, а также и дополнительных услуг в соответствии Законами Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ», «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», а также другим и законодательными актами в физической культуре и спорте, стандартизации, метрологии и сертификации.

Сертификацию  физкультурно-оздоровительных и  спортивных услуг признаны проводить  аккредитованные в установленном  порядке и зарегистрированные в  Госстандарте России органы по системе  сертификации.

При этом объектами  сертификации физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг должны являться:

  1. предприятия (независимо от формы собственности) оказывающие услуги;
  2. исполнители услуг;
  3. процессы оказания услуг;
  4. система качества услуг.

Основную  работу по сертификации должны выполнять  аккредитованные органы системы  добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг. В качестве органов  системы добровольной сертификации целесообразно использовать кадровый потенциал высших учебных заведений  Минспорттуризма России, функционирующих во всех федеральных округах страны, которые по специальным схемам и в соответствии с основными положениями и порядком сертификации услуг могут проводить основную работу.  В задачу испытательных лабораторий входит контроль за соблюдением требований безопасности и качества услуг при обслуживании в физкультурно-оздоровительных комплексах.

Нормативными    документами    при    сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг являются:

- межгосударственные  и национальные стандарты России;

-  строительные, санитарные, противопожарные и другие действующие нормы и правила.

Проводится  оценка основополагающих,  общетехнических  и  дополнительных услуг в физкультурно-оздоровительном комплексе услуг по следующим показателям:

  • идентификация услуг и их принадлежность к классификационной группировке физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги – ОКУП 070000;
  • соответствие услуг техническим документам, информационным и рекламным проспектам;
  • соответствие услуг функциональному назначению и потребностям занимающихся физическим совершенствованием и спортом:
  • соответствие требованиям безопасности, установленным в действующих нормативных документах.

Следует отметить, что при сертификации физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг обязательным условием для исполнения, является документальное подтверждение соответствующих  государственных служб (пожарной, санитарной, технического контроля и других), осуществляющих контроль за безопасностью объектов и лиц, занимающихся физическим совершенствованием или спортсменов в пределах их компетенции. Спортивные сооружения открытого или закрытого типа также должны иметь сертификаты соответствия по требованиям безопасности.

При разработке системы безопасности в физической культуре и спорте должен быть обеспечен  приемлемый уровень риска для  жизни и здоровья.

Для предупреждения воздействия указанных факторов риска на всех спортивных комплексах, стадионах и спортивных залах, бассейнах  необходимо строгое соблюдение требований действующих норм и правил жизнеобеспечения – строительных норм и санитарных правил (СниП 2.08.02-89 и СанПиН 42-23-5774-91), правил пожарной безопасности (ГОСТ 12.1-004-91 ССБТ) и других.

Каждый физкультурно-спортивный комплекс должен иметь комплект действующих  нормативных документов по обеспечению  безопасности, включая план мероприятий  на случай возникновения техногенных  и природных катаклизм и катастроф.

Контроль  за выполнением требований безопасности осуществляют специальные федеральные службы и испытательные лаборатории в соответствии с их компетенцией, перед открытием спортивных сооружений и в ходе текущих проверок.

Учитывая, что  качество оказываемых физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг прежде всего зависит от уровня квалификации и опыта педагогического и тренерского персонала, появляется необходимость введения аттестации и сертификации специалистов всех служб, работающих в физкультурно-спортивной сфере.

Введением в  действие профессиональных стандартов к основным должностям работников физкультурно-спортивной и туристской сфер позволяет четко  определить квалификационные требования к специалистам разного уровня физкультурно-спортивного  комплекса страны. Это, в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, связанных  с обеспечением эффективности системы  управления персоналом, качеством труда, и регулированием качества оказываемых  услуг в современном физкультурно-спортивном комплексе независимо от форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности.

Информация о работе Предоставление платных услуг в сфере физической культуры и спорта