Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Анализ проблемы профессионально-прикладной подготовки студентов
Объект исследования. Процесс формирования профе….. студентов
Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка……………
1.1 Задачи ППФП…………………………………………………………

1.2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………….

2. Общие основы построения физического воспитания студентов
2.1. Методические основы ППФП………………………………………..
2.2 Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………
2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной…. физической подготовки………………………………………………………

2.4. Процесс формирования прикладных знаний………………………...
2.5. Формирование прикладных умений и навыков……………………...
2.6. Воспитание прикладных физических качеств………………………..
2.7. Формы ППФП в высшем учебном заведении………………….
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Климанов курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

ГАОУ ВПО 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультета  физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин.

 

 

Климанов Александр Олегович

Студент 3 курса  очной формы обучения

 

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка

                                                      Курсовая работа

 

 

 

 

Научный руководитель: доцент кафедры ТиМФК и СД 

Бессонова И.В.

 

 

Коломна, 2013

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………… 

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка……………

1.1 Задачи ППФП…………………………………………………………

 

1.2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………….

 

2. Общие основы построения физического воспитания студентов

2.1. Методические основы ППФП………………………………………..

2.2 Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………

 2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной….       физической подготовки……………………………………………………

 

2.4.  Процесс формирования прикладных знаний………………………...

2.5. Формирование прикладных умений и навыков……………………...

2.6. Воспитание прикладных физических качеств………………………..

2.7. Формы   ППФП в высшем учебном        заведении………………….

Выводы

Библиографический список

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Развитие научно-технического прогресса привело к значительному увеличению механизации и автоматизации производственных процессов. Это обстоятельство привело к снижению физической нагрузки среди студенческой молодежи. Одновременно в значительной степени увеличилась интенсивность и напряженность труда, повысилась индивидуальная ответственность инженера за результат его производственной деятельности. В связи с этим повышается социально-экономическое значение качественной профессиональной, в том числе физической, подготовки студентов.?

Немаловажное значение в современных социально-экономических условиях является необходимость профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях. Физическое воспитание в системе высшего образования опирается на новые технологии преподавания, обеспечивающие профессиональную психофизиологическую готовность.

В последнее время были сделаны попытки научного исследования профессионально-прикладной физической подготовки.

Тем не менее, к настоящему времени психофизиологические особенности профессиональной подготовки специалистов по всему перечню мало исследованы. Отсутствует обобщающий перечень основных профессионально важных психофизиологических качеств, недостаточно разработана методика их воспитания.

Представляется, что достаточный минимум развития профессионально важных качеств должен определяться параметрами модели и уровнем их значимости для обеспечения профессиональной готовности. Поэтому является весьма своевременным изучение влияния различных средств и методов физической культуры на воспитание и коррекцию профессионально важных качеств.

Таким образом, научное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки для всего периода обучения студентов заключается в необходимости системного подхода к использованию всех форм, средств и методов, с помощью которых уровень развития профессионально важных качеств студентов к моменту окончания вуза будет доведен или максимально приближен к необходимым параметрам .

Цель исследования: Анализ проблемы профессионально-прикладной подготовки студентов

Объект исследования. Процесс формирования профе….. студентов

 

Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Гипотеза исследования. Предполагается, что профессиональная направленность физического воспитания студентов ориентированная на получение соответствующих знаний, будет стимулировать к физической активности, повышать интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, улучшать психофизиологическое состояние, физическую работоспособность и состояние здоровья.

 

 

 

1. Профессионально-прикладная  физическая подготовка.

 
Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом.

В процессе умственного  труда наиболее типичным является рабочее  положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных  суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем — кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно — могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда (экономистов, бухгалтеров, менеджеров), не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ. Ухудшение состояния здоровья студентов вызывает большое беспокойство. Научно-технический прогресс привел к изменению условий жизни человека. Как результат - возникли болезни цивилизации, куда входят наркомания, алкоголизм, курение (особенно девушек - будущих матерей), СПИД, злокачественные и эндокринные заболевания, снижение функциональных резервов и сопротивляемости к болезням, рождение ослабленного потомства.

Студенты, просидевшие 6-8 часов за партой, отдают преимущества компьютерным играм, просмотру телепередач, видеофильмов и т.д., и мало кто  ведет активный здоровый образ жизни. Система рыночных отношений требует конкурентно-способных специалистов, имеющих не только специальные знания и умения, но и высокий уровень работоспособности. Профессионально подготовленный, но не здоровый специалист не может быть востребованным к конкретной деятельности. В службах отделов кадров появляются специалисты-психологи по профпригодности и профотбору, способные по внешним признакам, телосложению, определить уровень соответствия и работоспособность, готовность к активной трудовой деятельности.

1.1. Задачи ППФП

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений, навыков и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению  избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных  вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать  развитие профессионально важных  физических и непосредственно  связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного  на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень устойчивости организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному  выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки студентов, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом приближении, что объясняется как множественностью существующих профессий и их динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже включены в действующие официальные программы ППФП

 

1.2.    Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи

 

Известно, что  результативность многих видов профессионального  труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно— ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением  положительного практического опыта  и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась  целая профилированная отрасль  физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

Необходимость дальнейшего совершенствования  и внедрения ППФП в систему  образования и сферу профессионального  труда определяется главным образом  следующими причинами и обстоятельствами:

время, затрачиваемое  на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

производительность  достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

перспективные тенденции общесоциального и  научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

 

 

 

2. Общие основы построения физического воспитания студентов

Практика показывает, что ППФП студентов технических ВУЗов успешно осуществляется только тогда, когда эта подготовка хорошо спланирована и постоянно контролируется. Программа ППФП для всех студентов ВУЗа и факультета осуществляется в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура», который готовится кафедрой физического воспитания. Наибольшее отражение ППФП находит в рабочей программе, рабочих планах-графиках и конспектах практических занятий. В этих документах последовательно конкретизируется направленность, цель, задачи, средства, методы, формы ППФП на весь период обучения в ВУЗе, учебный год, на конкретное занятие.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка