Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: Анализ проблемы профессионально-прикладной подготовки студентов
Объект исследования. Процесс формирования профе….. студентов
Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Введение……………………………………………………………………
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка……………
1.1 Задачи ППФП…………………………………………………………
1.2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………….
2. Общие основы построения физического воспитания студентов
2.1. Методические основы ППФП………………………………………..
2.2 Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………
2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной…. физической подготовки………………………………………………………
2.4. Процесс формирования прикладных знаний………………………...
2.5. Формирование прикладных умений и навыков……………………...
2.6. Воспитание прикладных физических качеств………………………..
2.7. Формы ППФП в высшем учебном заведении………………….
Выводы
Библиографический список
Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:
краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;
влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда специалиста;
использование
средств физической культуры и спорта
для повышения и восстановления
работоспособности
основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с заболеваниями;
влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.
Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.
Вторая половина
занятий посвящается вопросам, которые
непосредственно связаны с
характеристика
условий труда и психофизиологи
основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста
перечень основных
профессионально-прикладных навыков,
необходимых специалисту для
обеспечения высокой
использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.
Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности специализации.
При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.
Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.
ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:
занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;
самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.
Выводы:
Актуальность ППФП представителей различных профессий обуславливается местом и ролью этих профессий, высокими критериями , в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении эффективности повышения производительности труда, а также высокими требованиями к физической и психической подготовленности
Понятно, что поскольку ППФП непосредственно связывается с какой-либо профессиональной деятельностью работающих или готовящихся к труду, то направлений ППФП может быть столько, сколько видов профессий определяется потребностями общественной жизни. Многообразие таких условий требует разработки специальных программ по физической подготовке работников всех отраслей. По моему мнению, это будет способствовать более эффективной деятельности , повышению общей работоспособности и улучшению состояния здоровья, особенно профилактики заболеваний. Поэтому курс ППФП предусматривает формирование соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности специалистов.
Для ВУЗа основная задача профилированного физического воспитания состоит в том, чтобы студенты уже на стадии поступления в ВУЗ более осознанно подходили к процессу физического воспитания, проявляли больше самостоятельности и активности в процессе обучения. Программа основана на результатах проведенных исследований по изучению особенностей деятельности специалистов.
В реализации данных задач немаловажное значение имеет мотивация человека к двигательной активности. Научно-техническая революция, развивая средства производства посредством механизации и автоматизации, снижает биологически эволюционно обусловленную двигательную активность человека, а через интенсификацию производственного процесса повышает нервно-эмоциональное напряжение, делая студента наиболее уязвимым и слабым.
Поэтому существенный уровень психофизиологических возможностей специалиста зачастую не позволяет реализовать поставленные задачи.
Проанализировав экспериментальные данные об отношении выпускников школы к физической культуре, А.П. Матвеев с соавторами обнаружили, что из большого спектра мотивов для старшеклассников наиболее значимыми являются следующие: у юношей - желание быть полезным обществу, стать всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе в сфере физической культуры: а) владеть разнообразными формами движений и двигательных действий (82%); б) иметь хорошее телосложение (76%); в) знать, как тренироваться и уметь это делать (62%); г) иметь возможность культурного проведения досуга, общаться с нужными людьми(47%); д) иметь возможность сформировать свой характер, научиться преодолевать трудности, быть активным и интересным человеком (46%); е) понравиться девушке. У девушек: а) желание быть всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе и в сфере физической культуры; б) уметь хорошо и легко двигаться, иметь здоровый вид (74%); в) иметь хорошую фигуру и быть привлекательной (68%); г) знать, как формировать свою фигуру и поддерживать оптимальный вес (64%); д) желание выглядеть нескованной в движениях и физически разносторонне развитой, чтобы поступить на желаемую работу или учебу (57%); е) иметь возможность расширить круг общения и быть интересной его участницей (52%).
В ходе анализа установлено, что наиболее часто из блока физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта (41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%), 14,9% студентов имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое состояние [29].
Формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным.
Потребность в двигательной активности студентов выражается в их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил выделить три основных фактора:
-опыт эмоционально-
- фактор самореализации
(достижение результата) (29%), содержащий
мотив долженствования,
- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения профессионализма.
В ходе анализа установлено, что наиболее часто из блока физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта (41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%). 14,9% студентов имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое состояние (29).
Анализ данных анкетирования показал, что на особенности мотивации физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не только состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут способствовать развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия. Так, для юношей целью занятий является только улучшение своего соматического здоровья. В то же время девушки рассматривают занятия по физическому воспитанию как способ восстановления не только физического, но и психического здоровья (66).
Потребность в двигательной активности студентов выражается, в их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил выделить три основных фактора:
-опыт эмоционально-
- фактор самореализации (достижение результата) (29%), содержащий мотив долженствования, стремление к коррекции телосложения и повышению спортивного мастерства;
- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения профессионализма
По данным анкетного опроса наибольшую пользу для успешного развития физических и психических качеств у студентов приносят занятия атлетической гимнастикой (19,1%), легкой атлетикой (18,7%), спортивными играми (18,7%), плаванием (15,3%), общей физической подготовкой (14,2%), лыжной подготовкой (13,4%).
Выполнение профессиональных
обязанностей требует от специалистов,
проявления обшей выносливости и
силы мышц спины, ног, шеи, живота и рук,
что позволяет считать
На основе опроса установлена
высокая взаимосвязь между
В программе студентов представлена комплексная работа по формированию у студентов необходимых профессионально важных знаний, умений и навыков в течение всего года. Проведение занятий по ППФП не выделялось отдельным разделом, а включалось во все разделы программы физического воспитания. Основными элементами занятий ППФП являлось обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, совершенствование профессионально важных физических качеств и психофизиологических функций.
Для совершенствования переключения внимания, способности быстро принимать решения, хорошего развития внимания в экспериментальную программу были включены нетрадиционные средства физической подготовки: атлетическая гимнастика, спортивные игры, длительный бег.
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при
воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с
помощью весьма
разнообразных средств
применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же
обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном
соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических
упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных
профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен
решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл
провести более дифференцированную их группировку, что позволит более
направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического
воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические
упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды
спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные
средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов
спорта могут
в сочетании с другими
необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение
прикладных умений и навыков.
Библиографический список:
Книги одного автора
Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. М., Высшая школа, 1985.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка