Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: Анализ проблемы профессионально-прикладной подготовки студентов
Объект исследования. Процесс формирования профе….. студентов
Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Введение……………………………………………………………………
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка……………
1.1 Задачи ППФП…………………………………………………………
1.2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………….
2. Общие основы построения физического воспитания студентов
2.1. Методические основы ППФП………………………………………..
2.2 Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………
2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной…. физической подготовки………………………………………………………
2.4. Процесс формирования прикладных знаний………………………...
2.5. Формирование прикладных умений и навыков……………………...
2.6. Воспитание прикладных физических качеств………………………..
2.7. Формы ППФП в высшем учебном заведении………………….
Выводы
Библиографический список
За основу предложенной нами технологии преподавания физической культуры был взят Государственный образовательный стандарт и действующая в настоящее время учебная программа для ВУЗов, но с оптимальным, по нашему мнению, распределением программного материала, системным подходом к набору средств и методов воспитания ПВК и разработке современных методов их коррекции с использованием проблем дальнейшей профессиональной деятельности и возможностей материально–технической базы.
Усовершенствованная учебная программа по физической культуре способствует выполнению задачи образования не вообще на период обучения, а в его конкретный момент, делая акцент на профессионально–прикладную физическую подготовку студента.
На первом курсе основной задачей является привитие основных общефизических навыков и качеств, формирование необходимых умений при помощи физических упражнений из 5 применяемых нами видов спорта с учетом эффективности воспитания ПВК, популярности у студентов, доступности.
На втором курсе занятия были акцентированы на воспитании ПВК, совершенствовании двигательных навыков, развитии сердечно-сосудистой системы.
На третьем курсе продолжились занятия по воспитанию, совершенствованию и коррекции ПВК в соответствии с требованиями специальности, согласно разработанными нами профессиограммам. При этом включались в занятия также и упражнения для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.
В рабочую программу по физической культуре в каждом ВУЗе включается система знаний и специальных упражнений по профессионально-прикладной физической подготовке, направленных на формирование профессионально значимых и психомоторных качеств, двигательных умений, навыков и совершенствование психофизиологических возможностей организма с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов.
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры в профессиональной подготовке студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный и технический компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких точных общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные
и развивающие функции
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
Процесс физического воспитания студентов осуществляется на учебных и внеучебных занятиях на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.
Учебные занятия: практические и теоретические, индивидуальные занятия.
Внеучебные занятия: физические упражнения в режиме учебного дня, занятия в спортивных клубах, секциях и группах по интересам, самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Использование разнообразных форм в процессе физического воспитания создает условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования организма. Практические и теоретические учебные занятия являются основной формой физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее четырех часов в неделю и включаются в сетку часов учебного расписания ВУЗа. При составлении учебного расписания двухразовые учебные занятия по два академических часа планируются равномерно в течение недели.
2.1. Методические основы ППФП.
Формирование прикладных знаний, умений
и навыков, а также развитие качеств всегда
должно рассматриваться в свете единства
физической и психологической деятельности
обучающихся в определенных условиях
внешней среды, при этом должен всемерно
учитываться уровень предварительной
физической подготовленности занимающихся
и их опыт в овладении различными двигательными
действиями. В процессе физического воспитания
не должно быть резкого разграничения
и тем более противопоставления ППФП и
разносторонней физической подготовки,
так как это единый организованный процесс
воспитания у будущих специалистов психофизиологической
готовности к труду в избранной профессиональной
деятельности.
В процессе физического воспитания ППФП
может проводиться последовательно и
параллельно с общей физической подготовкой,
так как средства последней могут быть
одновременно и средствами ППФП, и наоборот.
Исходя из задач ППФП студентов, она в
настоящее время осуществляется по следующим
направлениям:
- формирование у студентов знаний и навыков
применения средств физической культуры
и спорта в режиме труда и отдыха с учетом
изменяющихся условий труда, быта и возрастных
особенностей;
- овладение прикладными умениями и навыками,
являющимися элементами отдельных видов
спорта;
- акцентированное воспитание отдельных
физических и специальных качеств, особо
необходимых для высокопроизводительного
труда в определенной профессии.
Во многих случаях работа по указанным
направлениям происходит параллельно.
Подбор средств, методов и степень их использования
в этих целях должны производиться с учетом
возможного положительного и отрицательного
переноса двигательных навыков (а также
физических и специальных качеств) при
занятиях различными видами спорта и физическими
упражнениями.
2.2. Организация и
методика проведения профессионально-прикладной
физической подготовки.
Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания и особенно на учебных занятиях связана с рядом объективных трудностей, главными из которых являются: отсутствие или недостаток надлежащей базы для проведения занятий по данному разделу физического воспитания; неподготовленность преподавателей кафедры физического воспитания для проведения отдельных разделов ППФП студентов; влияние климатических и погодных условий на возможность проведения специально организованных занятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность поступающих в вуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное время.
Последнее положение является одним из существенных, так как основой физического воспитания студентов (и, в частности, ППФП) является всесторонняя физическая подготовка, которая определена программой и зачетными нормативами по этому разделу физического воспитания.
Поэтому любые колебания уровня физической подготовленности абитуриентов, погодных условий и др. требуют увеличения учебных часов на общую физическую подготовку, вынужденного сокращения других разделов программы физического воспитания, а следовательно, гибкого планирования и использования различных форм ППФП в системе физического воспитания студентов.
2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной физической подготовки
Подбор средств ППФП производится
с учетом особенностей учебного процесса
на каждом факультете и специфики будущей
профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП можно объединить в следующие
группы:
♦ прикладные физические упражнения и
отдельные элементы раз
личных видов спорта;
♦ прикладные виды спорта (их целостное
применение);
♦ оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы;
♦ вспомогательные средства, обеспечивающие
качество учебного
процесса по разделу ППФП.
При подборе отдельных прикладных физических
упражнений важно, чтобы их психофизиологическое
воздействие соответствовало формируемым
физическим и специальным качествам.
При акцентированном воспитании физических
качеств в содержании учебных занятий
обычно увеличивается объем специальных
упражнений, развивающих одно или несколько
качеств и устанавливаются соответствующие
учебные нормативы. Такой подбор упражнений
и элементов из отдельных видов спорта
чаще всего производится опытным путем
по принципу соответствия их особенностям
профессиональных качеств и умений.
В большинстве отечественных исследований
по определению содержания ППФП отмечается
ведущая роль общей выносливости в обеспечении
высокой профессиональной работоспособности.
При подборе отдельных прикладных упражнений
следует уделить особое внимание упражнениям
«на выносливость».
Уровень квалификации спортсменов накладывает
отпечаток на состояние их физического
развития и функциональную подготовленность.
Немаловажен и опосредованный прикладной
опыт занятий отдельными видами спорта.
Каждый вид спорта способствует совершенствованию
определенных физических и психических
качеств. И если эти качества, умения и
навыки, осваиваемые в ходе спортивного
совершенствования, совпадают с профессиональными,
то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.
С помощью специально организованных
занятий можно достичь повышенной устойчивости
организма к холоду, жаре, солнечной радиации,
резким колебаниям температурь] воздуха.
Это обучение приемам закаливания организма
и выполнения гигиенических мероприятий,
а также мероприятия по ускорению восстановительных
процессов в организме (специальные водные
процедуры, различные бани и др.).
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие
ее эффективность, это различные тренажеры,
специальные технические приспособления,
с помощью которых можно моделировать
отдельные условия и характер будущего
профессионального труда.
Организация и формы ППФП
в вузе
Организация ППФП студентов в высших учебных
заведениях предполагает использовать
специализированную подготовку в учебное
и свободное время. Организация ППФП на
учебных занятиях определяется рабочей
программой по учебной дисциплине «Физическая
культура», которая составляется кафедрой
физического воспитания на основе Примерной
учебной программы для высших учебных
заведений. В рабочей программе отображаются
особенности будущей профессии студентов
каждого факультета и учитываются материально-технические
возможности конкретного вуза.
Для расширенной психофизической подготовки
с профессиональной направленностью в
основном учебном отделении могут быть
организованы специализированные учебные
группы по ППФП, а в спортивном — учебные
группы по прикладным видам спорта.
Студенты, занимающиеся в специальном
учебном отделении, осваивают те элементы
профессионально-прикладной физической
подготовки, которые доступны им по состоянию
здоровья.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится
в форме теоретических и практических
занятий.
Цель теоретических занятий — дать будущим
специалистам прикладные знания, которые
бы обеспечили сознательное и методически
правильное использование средств физической
культуры и спорта для подготовки к профессиональным
видам труда. Учебный материал должен
быть рассчитан не только на подготовку
студентов в личном плане, но и на его подготовку
как будущего руководителя производственного
или творческого коллектива. Для этого
можно использовать теоретические и методико-практические,
а также учебно-тренировочные занятия.
Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности,
целесообразнее объяснять именно во время
практических занятий.
ППФП во внеучебное время необходима студентам,
имеющим недостаточную общую и специальную
психофизическую подготовленность. Формы
ППФП в свободное время:
♦ секционные занятия в вузе по прикладным
видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
♦ самодеятельные занятия по прикладным
видам спорта в различных спортивных группах
вне вуза (туристских клубах и т.п.);
♦ самостоятельные занятия студентов (самостоятельное
выполнение студентами заданий преподавателя
кафедры физического воспитания).
Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные
физкультурные и спортивные мероприятия
(внутри вузовские соревнования между
учебными группами, курсами, факультетами).
Система контроля ППФП студентов
Результаты освоения теоретического,
методического и практического подраздела
ППФП оцениваются в соответствии со специальными
требованиями и нормативами, разрабатываемыми
кафедрой физического воспитания для
каждого факультета. Требования устанавливаются
с учетом профиля выпускаемых специалистов.
Утвержденные кафедрой зачетные нормативы
по разделу ППФП обязательны для каждого
студента и входят в комплекс зачетных
требований и нормативов по учебной дисциплине
«Физическая культура». Б каждом семестре
рекомендуется выполнять не более 2—3
зачетных тестов. Студенты специального
отделения, а также освобожденные от практических
занятий выполняют тесты и требования
из тех разделов ППФП, которые доступны
им по состоянию здоровья.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка