Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: Анализ проблемы профессионально-прикладной подготовки студентов
Объект исследования. Процесс формирования профе….. студентов
Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Введение……………………………………………………………………
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка……………
1.1 Задачи ППФП…………………………………………………………
1.2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………….
2. Общие основы построения физического воспитания студентов
2.1. Методические основы ППФП………………………………………..
2.2 Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки………………………………………………………
2.3. Средства и методы построения профессионально-прикладной…. физической подготовки………………………………………………………
2.4. Процесс формирования прикладных знаний………………………...
2.5. Формирование прикладных умений и навыков……………………...
2.6. Воспитание прикладных физических качеств………………………..
2.7. Формы ППФП в высшем учебном заведении………………….
Выводы
Библиографический список
В качестве основных средств ППФП используются довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности.
В современной ППФП нецелесообразно моделировать особенности трудовой деятельности. Одно моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявлять в действии) именно те важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренировочный эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП.
Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляют собой общеприкладные упражнения [4]. Это упражнения, посредством которых вырабатываются двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в эффективных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в профессиональной подготовке тогда, когда она строится применительно к профессиональной деятельности, включающей в большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых в обыденной жизни двигательных действий; когда эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков, а также когда для адекватных действий в экспериментальных ситуациях профессиональной деятельности нужны специализированные сложные двигательные навыки.
Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека.
Стремление профилировать
физическую подготовку применительно
к требованиям профессии
В зависимости от конкретно складывающейся индивидуальной системы занятий физическими упражнениями и особенностей избранной профессии существенную роль в реализации задач, выдвигаемых в процессе ППФП, могут играть и средства общей физической подготовки. Как уже говорилось, выбор и применение их следует специализировать с учетом специфики профессиональной деятельности, чтобы исключить отрицательный перенос на нее эффекта неадекватных упражнений.
Целесообразно для усиления общей физической подготовки прикладной направленности отдавать предпочтение тем средствам, которые при прочих равных условиях с большим положительным эффектом содействуют увеличению функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность профессиональной деятельности и сопротивляемости по отношению к неблагоприятным воздействиям, вероятным в конкретных условиях труда.
Методика ППФП в основном базируется на последовательности воплощений общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.
Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет обеспечение органической подготовки, единство общей и специальной подготовки. Это означает, что при построении ППФП необходимо опираться на предпосылки, создаваемые предшествующей и сопутствующей общей физической подготовкой: гармоничное развитие основных жизненно важных качеств, формирование богатого фонда разнообразных двигательных умений и навыков. Только с опорой на эти фундаментальные предпосылки ППФП осуществляется с наибольшей эффективностью, без излишних затрат времени и энергии. От того, какой была общая физическая подготовка будущего специалиста во время прохождения базового курса физического воспитания, и от того, как она проводится в дальнейшем, во многом зависит и содержание специальной физической подготовки.
Воплощение принципа единства общей и ППФП предполагает вместе с тем определенное профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В зависимости от ее специфики в этой сфере целесообразно:
- усиливать те
из компонентов общей
- в период
становления профессиональных
- включать в
общую физическую подготовку
в достаточном объеме
Когда общая физическая подготовка профилируется по отношению к особенностям профессионального труда, она должна быть направлена не только на реализацию сугубо утилитарных задач, но главным образом на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, какую бы деятельность он ни избрал в качестве своей профессии.
Одна из основных
проблем методики ППФП вытекает из
необходимости обеспечить адекватное
и систематическое
Хотя степень интенсивности физических умений в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок [4; 5; 10]. Нагрузки должны определяться в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.
2.4. Процесс формирования прикладных знаний.
На основании
Он включает овладения студентами знаниями
о рациональном использовании средств
физической культуры и спорта в режиме
труда и отдыха в целях борьбы с утомлением
в зависимости от меняющихся бытовых условий
и др.
Существенная часть прикладных знаний
является специфической для представителей
той или иной профессии (а иногда и для
специалистов одного профиля,). Так, например,
геодезистам, работающим в горах, необходимы
прикладные знания о влиянии горной гипоксии
на работоспособность, об использовании
средств физической культуры и спорта
для повышения устойчивости к двигательной
и горной гипоксии (и об их взаимодействии),
об основных правилах передвижения, а
также об организации быта в горах и др.
Все эти знания могут быть приобретены
студентами во время занятий горным туризмом
в процессе ППФП. Будущие медики должны
овладевать теоретическими знаниями по
общим вопросам врачебного контроля и
самоконтроля при занятиях физической
культурой и спортом, по физиологическим
и гигиеническим основам физического
воспитания, методики спортивного массажа
и самомассажа, общим основам спортивной
тренировки, по санитарным требованиям
к местам занятий физической культурой
и спортом и др. Подобные примеры особенностей
прикладных знаний могут быть приведены
практически по каждой специальности.
Прикладные знания имеют существенное
значение в воспитании прикладных качеств,
прежде всего как основа для понимания
студентами значения, необходимости и
целей этих качеств.
2.5. Формирование прикладных умений и навыков
имеет важнейшее значение в процессе
ППФП и тесно связано с рациональной
последовательностью их освоения. Двигательное умение - приобретенная способность неавтоматического
управления действиями двигательный навык - автоматизированный навык управления
движением. Для ППФП принципиально важна
степень освоения двигательных действий,
так как при обучении им и особенно отдельным
трудовым движениям различной сложности
не всегда требуется доводить их до степени
автоматизма.
Это положение подчеркивает серьезность
проблемы выбора: какие из необходимых
навыков имеют достаточно стабильную
ценность в профессиональной деятельности
специалиста данного профиля, какие прикладные
двигательные действия должны быть освоены
и до какого уровня (степени).
В спортивной тренировке, как и в трудовой
деятельности, автоматизация движений
имеет большое значение. Но при нерациональной
методике тренировки автоматизированные
движения из прошлого двигательного опыта
могут явиться препятствием для изучения
новых. Поэтому будущему специалисту целесообразнее
овладеть большим числом умений, чем отрабатывать
отдельные из них до уровня навыка.
Необходимость формирования двигательного
навыка возникает в тех случаях, когда
прикладной навык, будучи элементом отдельного
вида спорта, в то же время является и профессиональным
навыком. Такая ситуация наблюдается при
подготовке студентов по профессиям, в
которых труд связан с постоянными перемещениями
и экстремальными условиями: специалистов
речного и морского флота, гражданской
авиации, гидрологов, геологов, топографов,
геодезистов и т.п.. В этих случаях навыки
владения профессиональными действиями,
обеспечивающие и безопасность специалиста,
должны отличаться устойчивостью в процессе
многократного повторения даже при больших
физических напряжениях и некоторых изменениях
условий их выполнения (изменение рельефа
местности, характера опорной поверхности
и т.д.).
Процесс ППФП предусматривает соответствие
структуры разучиваемого действия физическим
возможностям обучающегося, так как большая
группа профессиональных действий, как
и спортивных движений, требует наличия
достаточно высокого уровня развития
отдельных или нескольких физических
качеств. Недостаток в подвижности отдельных
звеньев двигательного аппарата, в развитии
необходимых физических качеств и двигательного
анализатора в целом может стать причиной
неверного выполнения действий, исправление
которого в дальнейшем будет затруднено.
Чем богаче прежний двигательный опыт
и представления человека, тем быстрее
он осваивает новое для себя действие,
так как может заблаговременно создавать
в сознании предварительную модель любого
двигательного акта и сразу же, «с места»
воспроизводить ее.
В отдельных случаях процесс обучения
прикладным умениям и навыкам должен приближаться
к естественным условиям их применения.
Так, будущих строителей можно легко обучить
хождению по бревну (балке), лежащему на
земле. Но мало кто из них сразу же пройдет
по бревну, поднятому на высоту несколько
метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная
напряженность нарушат выработанный навык.
Таким образом, обучение прикладным умениям
и навыкам, приближенное к естественным
условиям, психологически готовит будущего
специалиста к выполнению работы в производственных
условиях.
2.6. Воспитание прикладных физических качеств
- это акцентированное воспитание и совершенствование
физических качеств человека (силы, быстроты,
ловкости, выносливости, гибкости) в целях
ППФП. Наибольший эффект в воспитании
прикладных физических качеств дает комплексный
метод тренировки. В начальном периоде
тренировки наблюдается одновременное
улучшение всех этих физических качеств,
что связано с явлением положительного
переноса. По мере повышения тренированности
величина эффекта переноса уменьшается,
что требует более тщательного подбора
специальных упражнений. Кроме того, нельзя
не учитывать и возможности возникновения
явления интерференции по отношению к
другим двигательным качествам. Так, например,
установлено, что силовые упражнения могут
отрицательно сказываться на темпе движений
без нагрузки, на проявлении выносливости
и т.д.
Связь двигательных качеств на высоком
уровне их развития такова, что практически
развитие одного из них тормозит развитие
другого. Однако характер и величина этого
влияния зависят не только от особенностей
отдельных двигательных качеств, но и
от применяемых средств и нагрузок в процессе
подготовки. Следовательно, переносом
тренированности можно управлять путем
обоснованного подбора объема, интенсивности,
характера подготовительных и специальных
упражнений. В случае прекращения систематических
тренировочных занятий уровень развития
двигательных качеств снижается. Быстрее
утрачивается скорость, медленнее - сила,
еще медленнее - выносливость. Познание
этих особенностей стимулирует у студентов
интерес к проведению самостоятельных
занятий для поддержания необходимого
уровня профессионально-прикладных качеств
в период обучения и после окончания вуза.
2.7. Формы ППФП в высшем учебном заведении
В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самодеятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка