Развитие баскетбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярно земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.

Содержание работы

1. Введение в предмет специализации
2. История возникновения, эволюция и современное состояние баскетбола
3. Правила игры и методика судейства соревнований
4. Техника игры
5. Общая характеристика методики обучения
6. Физическая подготовка баскетболистов
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по баскетболу.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)

К факторам, регулирующим влияние  упражнений, относят степень напряжения, количество повторений, длительность пауз.

СФП базируется на ОФП занимающихся. К решению ее задач следует  переходить лишь после достижения определенного  уровня общего развития Это относится как к годичному циклу тренировки, так и к отдельным этапам многолетней подготовки.

Наибольший эффект в развитии физических качеств дает сопряженный  метод развития при параллельном или одновременном совершенствовании  координации движении и специальных  приемах и развитии двигательных возможностей.

В современном баскетболе все большее значение приобретает  высокий уровень работоспособности  организма или специальная выносливость при различных режимах мышечной деятельности. Помимо того баскетбол  требует проявления и других качеств, дает сопряженный метод развития при выборе тренировочных средств: скоростная выносливость, взрывная сила, ловкость.

Близость характеристик  позволяет определить основную характеристику используемых для специальной физической подготовки упражнений. Для развития тех или иных качеств используют упражнения, подобранные с учетом закономерностей их проявления. Выносливость в этом отношении занимает особое место, она совершенствуется практически  в каждом упражнении, где задание  выполняется с некоторым напряжением  и относительно долго. Определенному  виду выносливости соответствуют свои упражнения.

Общая /аэробная/ выносливость воспитывается в упражнениях  большей продолжительности /7-180мин/ и умеренной интенсивности /пульс 130-180 уд/. С возрастом выносливость как при статической, так и при динамической работе заметно повышается. Поскольку длительная работа ограничивается наступлением утомления-то выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению. Общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекающих в действие многие мышечные группы. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и удерживать высокий уровень потребления кислорода длительное время. Здесь полезны кроссы, бег на лыжах, плавание, длительных пешие переходы, трудовая деятельность на воздухе /колка дров, уборка снега и т.д./, бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью /продолжительность бега постепенно увеличивается с 5-8 до 25-30 мин/. Основными методами воспитания общей выносливости являются равномерный метод, различные варианты переменного метода, игровой и круговой.

Специальная выносливость /игровая/ в основном обеспечивается смешанным характером /аэробно-анаэробная/. Для своего совершенствования она требует довольно длительных упражнений до 150 минут переменного характера с большой, и максимальной интенсивностью /такой режим работы в кроссовом беге по сильно пересеченной местности и беге с чередованием скоростей /фартлек/, в играх /подвижных и спортивных/.

Анаэробная выносливость необходима во всех действиях кратковременного скоростно-силового характера. Значение этого вида выносливости возрастает по мере повышения интенсивности  игровых действий. Анаэробная мощность определяет прыгучесть, скорость бега, силу бросков.

Повышение уровня анаэробной выносливости может быть достигнуто с помощью упражнений максимальной мощности - бега в гору, стартов и  ускорений, упражнений с предельными  весами. Длительность их выполнения небольшая  при максимальной интенсивности.

Под скоростной выносливостью  понимают способность человека выполнять  упражнения высокой интенсивности  в течение заданного времени.

Под силовой выносливостью  понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение  определенного времени. В зависимости  от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую  выносливость. Статическая силовая  выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенной рабочей  позы /стойка защитника, стойка при  выполнении челночного бега и т. д./. Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения/ предельное количество подтягиваний, приседаний на одной  ноге/ или наименьшим числом движений в фиксированное время.

Специальная быстрота. В баскетболе успешность спортивных действий определяется быстротой простых и сложных двигательных реакций, временем скорости передвижения одиночных движений в действиях, связанных с быстротой реагирования на внешнюю ситуацию модели пред стоящего движения /потенциал готовности/, что позволяет заранее с опережением событий подготовить испольные механизмы и тем самым сократить время реализации двигательного действия. Опережающая предварительная настройка создает систему локальной возбудимости. Быстрота во всех специфических формах ее проявления определяется преимущественно двумя факторами: оперативностью организации и регуляции двигательного действия.

Развитие быстроты требует  повышения оперативности центрального упражнения движениями и функционального  совершенствования соответствующих  исполнительных механизмов.

Ряд экспериментальных работ  свидетельствует об эффективности  использования отягощения для совершенствования  различных форм быстроты, в частности, частоты движении и латентного времени  двигательной реакции.

Специальная силовая подготовка. Силовые способности, непосредственно проявляющиеся в величине рабочего /двигательного/ усилия, обеспечиваются целостной реакцией организма, связанной с мобилизацией психических качеств функций моторной, мышечной и других физиологических систем.

Силовая тренировка с большим  весом отягощения и небольшим  количеством повторений мобилизует значительное число быстрых мышечных волокон, в то время как тренировка с небольшим весом и большим  количеством повторений активизирует мышцы.

Взрывная  сила. В условиях спортивной деятельности проявляется в изометрическом и динамическом режимах работы мышц, причем в последнем условии - в преодолении различного по величине внешнего сопротивления. Проявления взрывной силы в значительной степени связаны с предшествующим состоянием мышц.

Скоростная  сила проявляется в условиях скоростных движений против относительно небольшого внешнего сопротивления и обеспечивается такими свойствами максимальных усилий, которые определяют стартовую и ускоряющую силу мышц. Для выявления качественных характеристик скоростной силы и в интересах решения проблемы СФП целесообразно рассмотреть принципиальные отношения скорости спортивных движений с быстротой как генеральной двигательной способности и силовым потенциалом мышц в зависимости от внешнего сопротивления. Связь силового потенциала со скоростью рабочего движения, выполняемого против внешнего сопротивления, обнаруживает незначительную степень увеличения величины внешнего сопротивления.

Средства  и методы СФП. К средствам СФП относятся упражнения, которые, во-первых, соответствуют соревновательному упражнению по режиму работы организма; во - вторых содержат тренирующие воздействия, чтобы повысить тот уровень функциональных возможностей, которым организм уже располагает; в третьих, обеспечивает необходимую энергетическую базу для совершенствования технико-тактического мастерства.

Хорошо известно, что любое  средство в зависимости от условий  и способа его выполнения может  решать ряд задач. Поэтому четкое представление о преимущественной направленности тренирующего воздействия  на организм каждого средства, используемого  в тренировке при том ином способе выполнения - важное условие, определяющее эффективность СФП.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Вопреки методическим концепциям прошлых лет сегодня  спортсмены широко используют выполнение в тренировке соревновательные упражнений с высокой интенсивностью усилий. Наряду с прочими достоинствами  такой прием выступает как  весьма эффективный способ СФП, ибо  трудно придумать что-нибудь специальное  в этом смысле. Поэтому выполнение соревновательного упражнения в  тренировке с максимальной интенсивностью усилий и высокой скоростью представляется важным средством системы СФП, но требует серьезного научного и методического  обоснования.

Практически при подборе  средств СФП следует руководствоваться  принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам  мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде  и направлению движения, скорости движения. Исходя из некоторых критериев, определяется исходное положение, величина внешнего сопротивления и другое.

Повторный метод предусматривает  выполнение упражнений с высоким  уровнем той или иной качественной характеристики движения. Поэтому общее  количество повторений упражнения регламентируется моментом заметного снижения эффективности  движения в связи развивающимся  утомлением. Пауза отдыха между повторениями должна быть достаточной для восстановления работоспособности организма до такого оптимального состояния, при  котором возможно качественное выполнение упражнения. В системе подготовки спортсмена повторный метод реализует, как правило, развивающую направленность тренирующих воздействий на организм и повышает текущий уровень его  функциональных возможностей.

Круговой  метод является вариантом интервального метода. Он отличается от последнего более разносторонним воздействием на организм за счет использования упражнений различной тренирующей направленности и меньшей интенсивностью мышечной работы. Он способствует главным образом повышению, совершенствованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активности морфологических перестроек в организме.

Сопряженный метод выражает методическую идею единства специальной технической и тактической подготовки спортсменов. Эта идея реализуется подбором таких средства и способов их выполнения, которые обеспечивают возможность одновременного решения задач СФП совершенствования элементов спортивной техники. При этом средства СФП подбираются на основе принципа динамического соответствия.

Метод моделирования  соревновательной деятельности предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям, характерным для соревнований. Суть метода выражается в целостном выполнении соревновательного упражнения на высоком, но освоенном спортсменом, уровне интенсивности и с учетом условий и правил соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному воздействию, и позволяет эффективно решать задачи СФП, а также технического, тактического и психологического совершенствования спортсмена.

Контрольной метод СФП сочетает в себе интенсивное тренирующее воздействие в специфическом двигательном режиме с оценкой степени подготовленности организма спортсмена к этому режиму. В контрольном методе выполняются целостное упражнение, его упрощенный вариант, упражнение, близкое ему по двигательной структуре функциональных возможностей. Такое упражнение должно быть стандартным по характеру движений и условиям выполнения, что дает возможность наблюдать динамику работоспособности и функциональных реакции организма спортсмена во времени.

В отличие от известных  в практике прикидок, где оценивается  лишь результат, контрольный метод  предусматривает регистрацию комплекса  наиболее существенных функциональных характеристик. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1. Ганиева Ф.В., Исматуллаев Х.А. Методы и средства воспитания физических качеств в баскетболе. Метод.рекомендации. Т., 1996.

2. Официальные правила  игры баскетбола. Т., 2001.

3. Портнов Ю.М. Спортивные  игры и методика преподавания. М., ФиС, 1986.

4. Портнов Ю.М. Баскетбол.  Учебник для ИФК. М., ФиС, 1988.

5. Семашко Н.В. Баскетбол.  Учебник для ИФК. М., ФиС, 1976.

6. Соколова Н.Д. Упражнения, применяемые при обучении передачи  мяча в баскетболе. Метод. рекомендации. Т., 1993. 

 


Информация о работе Развитие баскетбола