Развитие физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

В комплекс необходимых теннисисту физических качеств входят гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, ловкость и выносливость. Все они тесно взаимосвязаны и проявляются во время игры в специфических формах. Так. быстрота находится в прямой зависимости от гибкости и силы, а сила, в свою очередь, — от этих двух качеств. Существенное значение в физической подготовке имеет и способность к расслаблению, от которой во многом зависит развитие и проявление всех физических качеств.

Файлы: 1 файл

Развитие физических качеств.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

С возрастом  снижается эластичность мышц, происходят изменения в суставах. В результате уменьшается гибкость. Задержать  этот процесс или значительно  ослабить его можно только при  систематическом выполнении упражнений.

Сила. Современный  атлетический теннис предъявляет высокие требования к развитию этого качества.

Развитие общей  силы нацелено на совершенствование  силовых способностей всех групп  мышц и является необходимым условием гармонического физического развития, формирования атлетического телосложения.

Специальную силу развивают применительно к ударным  движениям, разнообразным скоростным передвижениям, прыжкам.

Игровые действия связаны с вовлечением в активную работу всех основных мышечных групп  тела. Ведущую роль в этих действиях  играют скоростные динамические усилия, обусловливающие большую скорость движений. Однако при ударах существенное значение имеют и довольно высокие статические усилия, например усилия, развиваемые мышцами пальцев, кисти и предплечья для создания «жесткости» хватки ракетки. Поэтому силовая подготовка должна быть всесторонней и развивать силу мышц в различных режимах работы.

К развитию силы мышц «рабочей» руки и плечевого  пояса теннисиста предъявляют особенно высокие требования, так как именно они играют решающую роль при непосредственном выполнении ударных движений. Быстрое и точное управление ракеткой возможно лишь при условии, если эти мышцы хорошо подготовлены не только к динамической и статической нагрузке, но и к быстрому изменению режима работы.

При развитии специальной силы следует учитывать конкретные задачи проявления этого качества применительно к различным вариантам ударных движений.

Задачи сводятся к тому, чтобы:

сообщить руке с ракеткой большую скорость для  выполнения мощного удара (на длинном  отрезке движения она возрастает постепенно, на коротком -быстро);

управлять ракеткой в условиях крайне ограниченного  времени;

создать «жесткое»  соединение звеньев кинематической цепи «теннисист — ракетка» к моменту  удара ракеткой по мячу.

Для первых двух случаев характерен преимущественно динамический режим работы мышц, для третьего — статический.

Для развития силы используют главным образом упражнения с   преодолением различных сопротивлений с заданной оптимальной    скоростью движения (например, упражнение с эспандером, с весом собственного тела при прыжках, с различными снарядами при метаниях).

В упражнениях  для развития силы применительно  к ударным движениям используют резиновые амортизаторы, эспандеры, блоковые устройства, специальные тренажеры  с упруго и подвижно закрепленными теннисными мячами, утяжеленные ракетки, набивные мячи, кистевые эспандеры и т. д..

Режим работы мышц и усилия следует варьировать  применительно к особенностям приемов  техники, и прежде всего к ударам справа, слева и сверху.

Для развития специальной силы используют широкий круг упражнений с различным режимом работы мышц. Недостаточно развитая сила отдельных мышц руки и плечевого пояса не позволяет выполнять определенные варианты ударов. Например, плохо развитая сила мышц, управляющих движениями пальцев, кисти, предплечья, не дает возможности освоить многие удары с лета, особенно блокированные.

Упражнения, при  которых мышцы работают в статическом  режиме, сводятся к удержанию определенное время руки с ракеткой или медленным  коротким перемещениям с преодолением сопротивления растягиваемого эспандера, резинового амортизатора или противодействия теннисного мяча, упруго и подвижно закрепленного с помощью специального приспособления.

Силу развивают, учитывая особенности концентрации усилий и степень активного участия в ударном движении мышечных групп звеньев тела применительно к главным вариантам этого движения: всей рукой при активном участии туловища и ног; только одной рукой, преимущественно предплечьем и кистью. Упражнения должны избирательно воздействовать на мышцы, которые обеспечивают выполнение каждого варианта ударных движений.

Основной метод  использования силовых упражнений для теннисиста- метод повторных  усилий с постепенным увеличением  сопротивления и скорости движений, периодическим выполнением упражнений до отказа.

Развитие силы применительно к скоростным передвижениям  и прыжкам направлено па создание необходимых условий для мощного  отталкивания и обеспечения высокой  частоты движений ногами. При этом необходимо учитывать специфические  для тенниса особенности стартовых исходных положений и связанные с ними особенности концентрации толчковых усилий.

Теннисист стартует, выполняет разнообразные прыжки и броски у сетки из исходных положений, для которых характерно довольно небольшое сгибание ног в коленях. В результате толчковые усилия концентрируются главным образом на мышцах стопы и голени.

При развитии силы, необходимой для быстрых передвижений и прыжков, используют главным образом  две группы упражнений. В первую входят упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, которые наиболее активно участвуют в создании мощного отталкивания и обеспечении высокой частоты движений ногами.

Например:

быстрые, пружинистые  выталкивания вверх, выполняемые разгибанием  стоп;

сгибания и  разгибания стопы, голени, бедра с преодолением сопротивления амортизатора или отягощения;

метания набивных мячей или других отягощении ногами (главным образом быстрым разгибанием  в коленных суставах из исходного  положения лежа на спине).

Во вторую группу входят упражнения комплексного характера, с преобладанием динамического режима работы мышц. Это разнообразные беговые и прыжковые упражнения.

Силовую подготовку осуществляют с первых дней занятий  теннисом. Ее необходимо рассматривать  как одно из главных условий освоения рациональной техники. Недостаточная силовая подготовка часто становится основной причиной не только значительного замедления технической подготовки, но и причиной прочного закрепления неправильных движений.

Быстрота. Это  качество в игре проявляется в  быстроте двигательной реакции, стартовых ускорений, дистанционных и челночных передвижений, в быстроте ударных движений.

Двигательная  реакция теннисиста зависит от особенностей игровых ситуаций, и прежде всего  от действий соперника, на которые предстоит  отвечать.

Двигательная  реакция, как известно, бывает простой  и сложной: простая всегда связана  с одним и тем же ответом  на один и тот же, заранее известный, сигнал-раздражитель (например, реакция  легкоатлета-бегуна во время старта); сложная — с ответом разнообразными действиями на различные, заранее точно не известные, раздражители.

Теннисист действует в  быстро и неожиданно меняющихся ситуациях, поэтому он заранее не знает точно, какие действия предпримет соперник и как он станет отвечать на них.

Главная особенность двигательной реакции теннисиста — ее преимущественно трехсложный характер (проявление в ответ на один из трех неожиданных сигналов-раздражителей) и тесная связь с прогнозированием действий соперника.

В большинстве ситуаций игрок  должен быстро реагировать на три основных варианта действий соперника: у сетки отражать низкие обводящие удары вправо или влево, а также «свечу»; у задней линии — длинные или косые удары вправо или влево и укороченные удары; при приеме подачи — удары вдоль средней линии площадки или косые к боковым линиям, а также удары, нацеленные непосредственно в его направлении (удары по центру для теннисиста, находящегося у сетки и у задней линии, обычно не требуют быстрых перемещений, поэтому их можно не учитывать при развитии быстроты реакции). Таким образом, теннисист должен возможно; раньше определять, куда, в каком из трех возможных направлений соперник наметил послать мяч, и незамедлительно отвечать на удар. Причем важно не только быстро реагировать на уже выполненный удар, но по возможности делать это с так называемым опережением, прогнозируя намерения соперника.

Примечательны в этом отношении  данные изучения реакций и процессов  прогнозирования у теннисистов, полученные с помощью специальной  электронной аппаратуры. Лучшие показатели именно трехсложной реакции оказались у сильных спортсменов, широко использующих наступательную тактику, игру у сетки. Причем показатели простой реакции и сложной (с четырьмя и большим числом сигналов-раздражителей) у них не выделялись среди показателей других теннисистов. Примечательно также и то, что сильнейших теннисистов отличают более высокие показатели быстроты именно трехсложной реакции (так называемый феномен реакции теннисиста) по сравнению с ведущими представителями других видов спорта: легкоатлетами, борцами, фехтовальщиками, боксерами.

Точные приборы позволили  выявить три варианта реагирования при различных ударах: до начала соударения ракетки с мячом, в  момент соударения и тотчас после  него. При этом оказалось, что два  первых варианта чаще всего встречаются у сильных теннисистов, широко использующих наступательную тактику с частыми выходами к сетке.

При развитии быстроты двигательной реакции, особенно реакции с опережением, очень важна психологическая  установка. Теннисист должен четко  знать, на что в первую очередь необходимо быстро реагировать. Направление и сила подготавливаемого соперником удара, предполагаемые особенности вращения мяча — вот характеристики удара, которые наиболее тесно связаны с этим качеством. И псе же главная из них — направление удара. Чтобы быстро осуществить ответные действия, необходимо в первую очередь незамедлительно определить, куда будет направлен мяч.

Установка на быстрое реагирование должна выражаться в психологической  настроенности теннисиста на отражение  ударов соперника, посланных в одном из трех возможных направлений, и концентрацию внимания на наиболее информативных для прогнозирования деталях его движений.

Важность подобного  рода установки получила подтверждение  и эксперименте. Была поставлена задача на примере приема сильной подачи выявить зависимость быстроты реагирования от различных психологических установок (подающий   неожиданно   направлял сильный мяч в одном из трех направлений: вдоль средней линии, косо к боковой линии или прямо в направлении принимающего подачу игрока). Эксперимент специально проводили па твердых пластиковых площадках, где отскок мяча особенно стремителен. Электронный прибор с точностью до тысячной доли секунды фиксировал моменты удара подающего по мячу и начала ответных движений у принимающего подачу. Оказалось, что игрок быстрее всего реагировал в тех случаях, когда психологически был ориентирован на возможно более быстрое определение направления подачи (он получал задание «вчитываться» в движения подающего и возможно быстрее отвечать себе на вопрос «куда будет направлен мяч»).

Главный метод  развития быстроты трехсложной реакции  теннисиста-многократное повторение скоростных действий в ответ на неожиданные  сигналы-раздражители, постепенно сокращая время, которым располагает игрок  для ответных движений (до минимально возможного, даже более короткого, чем это требуется при темповой игре).

Быстроту двигательной реакции развивают с помощью  игровых средств, а также специальных  и общеразвивающих подготовительных упражнений. Примером использования  игровых средств могут служить следующие упражнения:

игра с лета, полулета и ударами по отскочившему мячу у тренировочной ребристой  стенки или стенки, смонтированной из трех-четырехгранников (от них мяч  отскакивает неожиданно в разные стороны);

игра с лета у сетки против двух партнеров, которые находятся у задней линии и используют острые неожиданные низкие обводящие улары и периодически обводящую «свечу»;

игра у задней линии против двух партнеров, которые  находятся у сетки, неожиданно направляют мячи в разные углы площадки и периодически используют укороченные удары.

Из числа  технических средств для развития быстроты реакции хорошо использовать теннисную катапульту, способную  выстреливать мячи с большой скоростью  и в различные стороны.

Достаточно  внимания следует уделять развитию с помощью игровых упражнений быстрого реагирования па неожиданные укороченные удары. В игре со счетом эти технические приемы используют довольно редко, поэтому она не может служить главным средством развития этого качества.

Используют  также спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол, хоккей),  а также вратарские упражнения.

Вратарские  упражнения заключаются в ловле  и отбивании мячей (теннисных, футбольных, для ручного мяча), направляемых ударами или бросками в различные  ворота (обычные для игры в футбол, ручной мяч или обозначенные на заградительной теннисной сетке). Предпочтение следует отдавать высоким воротам, чтобы иметь возможность направлять мячи в трех направлениях (вправо, влево и высоко вверх).

Упражнения, требующие  проявления только простой или двухсложной реакции, целесообразно использовать главным образом при начальной постановке техники и периодическом исправлении недочетов (примером проявления двухсложной реакции могут служить ответы у сетки на низкие прямые или диагональные обводящие удары, когда заранее известно, что использование «свечи» исключено). Широкое использование таких упражнений отрицательно влияет на формирование необходимой теннисисту трехсложной реакции, в нужной степени не способствует развитию прогностических способностей.

Информация о работе Развитие физических качеств