Развитие гибкости и координации у гимнастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У
ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.
6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45
ЛИТЕРАТУРА 47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний- разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

Под амплитудой понимается степень  развития качеств гимнастики, амплитуда  движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит  в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.

Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное  внимание этому качеству, поэтому  оно имеет решающее значение в  упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для  освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует  большой амплитуды движений в  тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную  гибкость. Под активной, гибкостью  подразумевают максимально возможную  подвижность в суставе, которую  спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя  только силу своих мышц. Пассивная  гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении  ноги амплитуда движения в тазобедренном  суставе меньше, чем при том  же движении, выполненном с помощью  или махом (Л.П. Орлов, 1973).

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности  мышц к полному расслаблению после  предшествующего сокращения), а пассивная  увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую  свободу движений, а также позволяющая  овладевать рациональной спортивной техникой.

Однако достичь оптимальной  подвижности в суставах можно  лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание  позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).

Выделяют также общую и специальную  гибкость. Общая характеризуется  максимальной амплитудой движений в  наиболее крупных суставах, вторая - амплитудой движений, соответствующих  технике конкретного двигательного  действия (Б.А. Ашмарин, 1990).

С возрастом, в связи с увеличением  массы сухожилий (сравнительно с  мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих  сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет (В. И. 
Филиппович, 1971).

Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. 
Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).

В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое  развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. 
Лисицкая, 1982).

Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности  определенных органов и структур организма, взаимодействие которых  обуславливает согласование отдельных  элементов движения в единое смысловое  двигательное действие (Б.А. Ашмарин, 1990).

В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного  действия. Координационные способности  включают в себя: ориентацию в пространстве; точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным  параметрам;

КС делятся на общие, специальные  и специфические виды К важнейшим специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся: способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве); способности к ориентированию в пространстве; способность сохранять равновесие; чувство ритма; способность к перестроению двигательных действий; статокинетическая устойчивость; способность к произвольному мышечному расслаблению, В.И. Лях (1989) указывает, что наиболее благоприятным периодом для развития КС у девочек является возраст 11-12 лет.

Способность к ориентированию в  пространстве.

Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту  способность человек проявляет  в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого  следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется  в каждом виде спорта.

Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий  действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит  зрительному).

Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Способность сохранять равновесие.

Рост спортивного мастерства в  гимнастике в значительной мере зависит  от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зрительными  анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень  двигательной координации и качество равновесия.

Наблюдения показывают, что гимнастки, у которых недостаточно хорошо развит вестибулярный анализатор, обычно с  трудом осваивают программный материал, они испытывают затруднения в  усвоении вращательных движений и сохранении равновесия (Ю.П. Кобяков, 1976)

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия.

Проявление равновесия разнообразно. В одних случаях нужно сохранять  равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении 
"ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других - по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету и т.д.) - динамическое равновесие.

Различают и третью форму равновесия - балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической булавой, стоящей на ладони; удержание  мяча на голове, стоя на месте или  в движении; удержание равновесия, стоя на валике и т.п.

Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в  процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений. 
Элементы равновесия являются составной частью почти всех движений: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т.д. (В.И. Лях, 1989)

Разнообразие проявлений равновесия вызывает необходимость в уточнении  его разновидностей. Изучение устойчивости тела в двигательной деятельности находится  в поле зрения многих авторов. Однако до настоящего времени не определены структура данного ДКК, его основные компоненты и проявления, факторы, обуславливающие  развитие и критерии оценки устойчивого  положения тела. Следовательно, в  первую очередь необходимо определить и обосновать каждый из структурных  элементов этого качества.

Являясь сложным ДКК, равновесие имеет  следующие компоненты: рациональное расположение звеньев тела; минимизацию  количества степеней свободы движущейся системы; дозировку и перераспределение  мышечных усилий; уровень пространственной ориентации.

Основу управления любым равновесием  составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение  общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают  на него силы гравитации и тем труднее  сохранять устойчивость.

Первый компонент - рациональное расположение звеньев тела 
-способствует лучшему сохранению равновесия. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела.

Рациональное взаимораспределение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги.

Следовательно, расположение звеньев  тела не только значительно влияет на внешнее восприятие любого двигательного  действия, но и способствует сохранению устойчивости.

Второй компонент равновесия - дозировка  и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого  положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что  усилия мышечных групп имеют кратковременный  характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при  этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна. Объем  прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением  равновесия. 
Например, сохранение равновесия на повышенной опоре и после выполнения вращения требует совершенно разного характера приложения усилий. Во втором случае их необходимо больше, что связано с наличием реакции противовращения.

Сохранение устойчивости после  выполнения различных прыжков требует  преодоления определенных инерционных  сил. Чем сложнее техника прыжка, тем более значительные силы необходимо преодолеть. При кратковременном  характере выполнения двигательных действий возникают дополнительные трудности, связанные с решением задач сохранения равновесия в максимально  короткий отрезок времени. При этом резко возрастают требования к проявлению высокого уровня внутримышечной и межмышечной  координации.

Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень активности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие  основную нагрузку при удержании  звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на руках более  высокая активность характерна для  мышц лучезапястных суставов и мышц спины.

Третий компонент сохранения устойчивого  положения тела -уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от элементарных естественных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег - до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем она лучше, тем легче сохранять устойчивое положение. 
Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев.

В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет  пространственная точность движений. Например, меткость броска мяча зависит  от степени точности оценки пространственных характеристик движений. Каждое двигательное действие имеет определенную структуру, и информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам  в систему управления.

Такие понятия, как "чувство дистанции", "чувство мяча" и так далее, имеют своей основой взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее  определять и контролировать расстояние. Поэтому сохранение устойчивости тела при выполнении многих двигательных действий с закрытыми глазами гораздо сложнее, чем с открытыми.

Известны две основные разновидности  равновесия: статическая и динамическая. Вместе с тем в специальной  литературе не представлены различные  проявления статического и динамического  равновесия, что приводит к разному  толкованию ведущей роли некоторых  факторов в развитии и совершенствовании  данного качества.

Поэтому определение конкретных проявлений статического и динамического равновесия имеет важное значение. Специальные исследования позволили выявить, что как у статического, так и у динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические связаны с конкретным видом спортивной деятельности, неспецифические чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности.

Деление на специфические и неспецифические  проявления весьма условно, так как  невозможно провести четкое разграничение  в сложной двигательной деятельности без нарушения структуры движения. Тем не менее, выделение этих двух относительно самостоятельных групп  оправдано с точки зрения развития и совершенствования устойчивости тела. Необходимо иметь в виду, что  добиться абсолютной устойчивости тела невозможно. При сохранении любого равновесия мышцы находятся в  состоянии определенного тремора, который в большей степени  проявляется у нетренированных, в связи с чем им труднее добиться равновесия.

Информация о работе Развитие гибкости и координации у гимнастов