Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У
ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.
6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45
ЛИТЕРАТУРА 47
2. Движения, выполняемые по возможно
большей амплитуде. Н-Р:
3. Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.
4. Дополнительная внешняя опора.
Н-Р: захваты руками за рейку
гимнастической стенки или
5. Активная помощь партнёра.
Комплекс упражнений для развития
гибкости
1. Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться
груди пола и удержать это положение 2-3
секунды. Чтобы успешно выполнить это
нормативное требование, рекомендуется
освоить следующие упражнения: а) сидя
на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью
тренера, который нажимает руками в области
лопаток; б) стоя в наклоне вперёд, стремиться
коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью
ног; в) встать спиной к гимнастической
стенке, наклониться вперёд, ухватиться
за вторую рейку и притягивать к себе,
наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не
сгибать); г) стоя лицом к гимнастической
стенке, поставить правую ногу на рейку
на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь
вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;
д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд
с помощью.
2. Мост из положения лёжа.
Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.
Упражнения для овладения
3. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону
(до высоты пояса, груди), назад (выше колена),
стоя у гимнастической стенки и опираясь
о неё рукой свободную руку на пояс: а)
махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя
у гимнастической стенке и опираясь на
неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать
наружу, тело и голову держать прямо); б)
встать лицом (боком) к стенке и поставить
прямую ногу на рейку на высоте пояса.
Приседать на опорной ноге, удерживать
прямую ногу на рейке; в) стоя у стенки,
поднимать прямую ногу вперёд, в сторону
и назад с помощью тренера (не допускать
болевых ощущений); г) Стоя у стенки, поднимать
прямую ногу вперёд, назад, в сторону с
отягощением (мешки с песком весом 1 –
2 кг).
4. Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.
Для развития гибкости в плечевых
суставах рекомендуется регулярно
выполнять следующие
5. Шпагат прямой.
Обучение шпагата
Кроме указанных упражнений рекомендуются
следующие: а) из упора лёжа ноги врозь
пошире, носки повёрнуты наружу, поворот
туловища направо и налево, выставляя
руки то в одну, то в другую сторону.
Поворачиваясь налево, стремиться коснуться
пола правым бедром, поворачиваясь направо,
- левым бедром; б) стоя лицом к гимнастической
стенке, развести ноги врозь пошире.
Держась руками за стенку, стремиться
опуститься как можно ниже; в) тоже, но
встать на 2 – 3 рейку; г) стоя ноги врозь
пошире, набивной мяч между ногами. Разводя
ноги стремиться сесть на мяч; д) из седа
ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд,
встать на ноги и вернуться в И.П.
Главная задача координационная
Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяли разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из которых можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений. В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим упражнениям без предмета и с предметами.
Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Метод стандартно – повторного упражнения совершенно необходим в работе с дошкольниками, однако, по мере того, как ученики начнут уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет перестраиваться в связи сростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела.
Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования.
В качестве средств воспитания двигательно – координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.
Однако по мере того, как действие
становится привычно и всё больше
закрепляется связанный с ним
навык, оно становится всё менее
трудным в координационном
Особенно ценны в этом отношении
безгранично разнообразные
При развитии КС за основу приняли методику Н.В.Хомякова (1998). В своей методике он предложил применение на начальном этапе обучения специальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии, что будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем достигать более высоких результатов.
Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:
Первая линия реализуется
Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.
Координационные способности в
художественной гимнастике проявляются
в способности гимнастки
КС тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.
В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.
Координация немыслима без развития суставно – мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.
Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.
Для развития координации движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С этой же целью включались занятия упражнения в поворотах.
С целью воспитания КС на учебно –
тренировочных занятиях ставили гимнасток
в новые, непривычные для них, условия:
изменяли основное направление, выполняли
упражнения с другой ноги и в другую сторону.
Иногда меняли форму привычных предметов:
давали мяч большого размера; скакалку
– более короткую или более длинную, изготовленную
из другого материала; обруч
– легче или тяжелее, с большим или меньшим
диаметром; ленту - длиннее или шире; палку
– тяжелее и короче; при исполнении силовых
упражнений применялись отягощения.
Изменяли обычные условия, тем
самым заставляя гимнасток
При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь.
В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный методы.
3.3. Результаты исследования.
Таблица № 4
Корреляционная таблица
|Тесты |«Цапля» |«Упор присев – |«Восьмерка»
|
| | |упор лежа» | |
|Шпагат |0,4 |0,2 |0,2 |
|Мост |0,3 |0,4 |0,04 |
|Выкрут |0,2 |0,2 |0,08 |
На основе корреляционного анализа была выявлена слабая обратнопропорциональная взаимосвязь между гибкостью в плечевых суставах и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,08 и оказался недостоверным при (p > 0,05). Наиболее тесное прямопропорцоиональная взаимосвязь наблюдается между гибкостью в тазобедеренных суставах и статическим равновесием, а также между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,4 и оказался не достоверным при (p > 0,05).
Таблица №5
Корреляционная таблица
подготовленности и
|Тесты |Прыжок в длину |Бег 20 метров |Вис
на согнутых |
| |с места | |руках |
|«Цапля» |0,3 |0,3 |0,4 |
|«Восьмерка» |0,1 |0,07 |0,03 |
|«Упор присев – |0,2 |0,1 |0,6 |
|упор лежа» | | | |
Корреляционный анализ выявил сильную
прямо пропорциональную взаимосвязь
между согласованностью движений и
силовой выносливостью рук.
Коэффициент корреляции составил r = 0,6
и оказался достоверным (p < 0,05).
Таблица №6
Динамика показателей развития гибкости и координации движений
в процессе исследования (Х).
|Тесты |Количест|До |После |Абсолютн|P |
| |во |исследован|исследов|ый сдвиг| |
| |испытуем|ия |ания | | |
| |ых | | | | |
|«Шпагат» (см) |15 |19,8 |18,9 |0,9 |0,005 |
|«Мост» (см) |15 |0,7 |0,5 |0,2 |0,16 |
|«Выкрут» (см) |15 |57 |55,66 |1,34 |0,12 |
|«Цапля» (сек) |15 |3,26 |3,66 |0,4 |0,028 |
|«Восьмерка» (сек) |15 |39,13 |37,93 |1,2 |0,02 |
|«Упор присев – |15 |6,2 |6,4 |0,2 |0,384 |
|упор лежа» (кол-во| | | | | |
|раз) | | | | | |
Прирост результатов наблюдается
во всех тестах, характеризующих развитие
гибкости (подвижность позвоночника
составила 0,2; подвижность в плечевых
суставах 1,34; подвижность в тазобедренных
суставах составила
0,9), а также координации движений (равновесие
на одной ноге составило 0,4;
«упор присев – упор лежа» составил 0,2;
передвижений по восьмиобразной траектории
составило 1,2), что указывает на достоверность
различий.
Достоверность статистики значима p <
0,05.
Таблица №7
Динамика показателей, характеризующих общую двигательную подготовленность в процессе исследования.
|Тесты |До |После |Абсолютн|P |
| |исследов|исследован|ый сдвиг| |
| |ания |ия | | |
|Бег 20 м (сек) |6,01 |5,8 |0,21 |0,06 |
|Прыжок в длину с|120,2 |120,8 |0,6 |0,12 |
|места (см) | | | | |
|Вис на согнутых |4 |4,8 |0,8 |0,02 |
|руках (сек) | | | | |
В процессе исследования было обнаружено
достоверное улучшение во всех показателях.
Так, прирост результатов
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие координации движений и гибкости у девочек 5 – 6 лет позволяет повысить уровень двигательной подготовленности.
ВЫВОДЫ:
1. Анализ литературных
При осуществлении
2. На основе результатов предварительного
исследования было выявлено:
- уровень развития двигательных
качеств оказался
Информация о работе Развитие гибкости и координации у гимнастов