Развитие гибкости и координации у гимнастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У
ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.
6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45
ЛИТЕРАТУРА 47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

2. Движения, выполняемые по возможно  большей амплитуде. Н-Р: наклоны  назад и вперёд до отказа.

3. Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.

4. Дополнительная внешняя опора.  Н-Р: захваты руками за рейку  гимнастической стенки или отдельную  часть тела с последующим притягиванием  одной части тела к другой.

5. Активная помощь партнёра.

Комплекс упражнений для развития гибкости 
1. Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться груди пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это нормативное требование, рекомендуется освоить следующие упражнения: а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток; б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног; в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать); г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги; д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью. 
2. Мост из положения лёжа.

Умения выполнять мост имеет  существенное значение не только для  развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.

Упражнения для овладения мостом: а) наклоны назад, касаясь стенки руками; б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться  руками пола; в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить  на ширине плеч, прогибаясь встать; г) стоя спиной к стенке, наклониться назад  и опираясь руками о стенку, выполнить  мост; д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой; е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера. 
3. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой свободную руку на пояс: а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо); б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке; в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с помощью тренера (не допускать болевых ощущений); г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (мешки с песком весом 1 – 2 кг). 
4. Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно  выполнять следующие упражнения: а) круговые движения руками в боковой  и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно; б) тоже с булавами, гантелями, мешочками  с песком; в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение; г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч. 
5. Шпагат прямой.

Обучение шпагата рекомендуется  начинать с выполнения упражнений, описанных в п.3.поднимание ног  в сторону на 90 градусов, содействует  хорошему выполнению прямого шпагата  и исключает травматические повреждения. 
Кроме указанных упражнений рекомендуются следующие: а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. 
Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром; б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. 
Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже; в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку; г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч; д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.

Главная задача координационная совершенствования  – обеспечение широкого базиса (фонда  усвоенных двигательных умений и  навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных  способностей.

Чтобы успешно её решить, детей  в первую очередь обучают обширному  кругу двигательных действий. Для  этого на занятиях с ними применяли  разнообразные упражнения, в большинстве  новые или необычные, большинство  из которых можно рассматривать  как координационные. Самой широкой  из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений. В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим упражнениям без предмета и с предметами.

Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Метод стандартно – повторного упражнения совершенно необходим в работе с  дошкольниками, однако, по мере того, как  ученики начнут уверенно выполнять  усваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навыки могут перейти  в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет перестраиваться в связи  сростом физических способностей и  значительным увеличением размеров тела.

Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать  приёмы строго регламентированного  варьирования.

В качестве средств воспитания двигательно – координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше закрепляется связанный с ним  навык, оно становится всё менее  трудным в координационном отношении  и поэтому всё меньше стимулирует  развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность  и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия  на двигательно – координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении  безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подвижных  игр.

При развитии КС за основу приняли  методику Н.В.Хомякова (1998). В своей методике он предложил применение на начальном этапе обучения специальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии, что будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем достигать более высоких результатов.

Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:

Первая линия реализуется непосредственно  в процессе разучивания новых  двигательных действий, путём последовательного  решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые  возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.

Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Координационные способности в  художественной гимнастике проявляются  в способности гимнастки выполнять  упражнения свободно, легко, изящно, а  также точно и экономично.

КС тесно связаны с развитием  силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в  различных изменяющихся условиях, что  имеет большое значение в их спортивной деятельности.

Координация немыслима без развития суставно – мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С  этой же целью включались занятия  упражнения в поворотах.

С целью воспитания КС на учебно – тренировочных занятиях ставили гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Иногда меняли форму привычных предметов: давали мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч 
– легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту - длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.

Изменяли обычные условия, тем  самым заставляя гимнасток преодолевать возникающие трудности. Например, при  упражнениях статического равновесия уменьшали или повышали площадь  опоры, увеличивали количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли  упражнения в равновесии в очень  медленном, а другие в очень быстром  темпе и др.

При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения  техникой исключать страховку и  помощь.

В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный методы.

3.3. Результаты исследования.

Таблица № 4

Корреляционная таблица взаимосвязи  развития гибкости и координации  движений в конце исследования. 
|Тесты |«Цапля» |«Упор присев – |«Восьмерка» | 
| | |упор лежа» | | 
|Шпагат |0,4 |0,2 |0,2 | 
|Мост |0,3 |0,4 |0,04 | 
|Выкрут |0,2 |0,2 |0,08 |

На основе корреляционного анализа  была выявлена слабая обратнопропорциональная взаимосвязь между гибкостью в плечевых суставах и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,08 и оказался недостоверным при (p > 0,05). Наиболее тесное прямопропорцоиональная взаимосвязь наблюдается между гибкостью в тазобедеренных суставах и статическим равновесием, а также между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,4 и оказался не достоверным при (p > 0,05).

Таблица №5

Корреляционная таблица взаимосвязи  общей двигательной

подготовленности и координации  движений в конце исследования 
|Тесты |Прыжок в длину |Бег 20 метров |Вис на согнутых | 
| |с места | |руках | 
|«Цапля» |0,3 |0,3 |0,4 | 
|«Восьмерка» |0,1 |0,07 |0,03 | 
|«Упор присев – |0,2 |0,1 |0,6 | 
|упор лежа» | | | |

Корреляционный анализ выявил сильную  прямо пропорциональную взаимосвязь  между согласованностью движений и  силовой выносливостью рук. 
Коэффициент корреляции составил r = 0,6 и оказался достоверным (p < 0,05).

Таблица №6

Динамика показателей развития гибкости и координации движений

в процессе исследования (Х). 
|Тесты |Количест|До |После |Абсолютн|P | 
| |во |исследован|исследов|ый сдвиг| | 
| |испытуем|ия |ания | | | 
| |ых | | | | | 
|«Шпагат» (см) |15 |19,8 |18,9 |0,9 |0,005 | 
|«Мост» (см) |15 |0,7 |0,5 |0,2 |0,16 | 
|«Выкрут» (см) |15 |57 |55,66 |1,34 |0,12 | 
|«Цапля» (сек) |15 |3,26 |3,66 |0,4 |0,028 | 
|«Восьмерка» (сек) |15 |39,13 |37,93 |1,2 |0,02 | 
|«Упор присев – |15 |6,2 |6,4 |0,2 |0,384 | 
|упор лежа» (кол-во| | | | | | 
|раз) | | | | | |

Прирост результатов наблюдается  во всех тестах, характеризующих развитие гибкости (подвижность позвоночника составила 0,2; подвижность в плечевых суставах 1,34; подвижность в тазобедренных  суставах составила 
0,9), а также координации движений (равновесие на одной ноге составило 0,4; 
«упор присев – упор лежа» составил 0,2; передвижений по восьмиобразной траектории составило 1,2), что указывает на достоверность различий. 
Достоверность статистики значима p < 0,05.

Таблица №7

Динамика показателей, характеризующих  общую двигательную подготовленность в процессе исследования.

|Тесты |До |После |Абсолютн|P | 
| |исследов|исследован|ый сдвиг| | 
| |ания |ия | | | 
|Бег 20 м (сек) |6,01 |5,8 |0,21 |0,06 | 
|Прыжок в длину с|120,2 |120,8 |0,6 |0,12 | 
|места (см) | | | | | 
|Вис на согнутых |4 |4,8 |0,8 |0,02 | 
|руках (сек) | | | | |

В процессе исследования было обнаружено достоверное улучшение во всех показателях. Так, прирост результатов наблюдается  во всех тестах, характеризующих двигательную подготовленность (скоростные способности  составили 0,2; скоростно-силовые способности 0,6; сила рук 0,8), что говорит о достоверности  различий p < 0,05.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие координации движений и гибкости у девочек 5 – 6 лет  позволяет повысить уровень двигательной подготовленности.

ВЫВОДЫ:

1. Анализ литературных источников  и имеющихся данных по теме  дипломной работы показал –  на этапе предварительной подготовки  одним из важных условий в  занятиях с юными гимнастками  является сочетание общей и  специальной физической подготовки, компонентами которой является  гибкость и координация движений; в художественной гимнастике  большое внимание по сравнению  с остальными двигательными качествами  уделяется развитию гибкости  и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее  значение в достижение высоких  спортивных результатов; благодаря  целенаправленному развитию гибкости  облегчается выполнение всех  видов гимнастических упражнений  – наклонов, равновесий, прыжков,  волн;

При осуществлении целенаправленного  развития и совершенствования координационных  способностей юные спортсменки значительно  быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями. 
2. На основе результатов предварительного исследования было выявлено:

- уровень развития двигательных  качеств оказался незначительным  во всех показателях, оценивающих  координационных способностей и  гибкость гимнасток на этапе  предварительной подготовки.

Информация о работе Развитие гибкости и координации у гимнастов