Развитие гибкости и координации у гимнастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У
ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.
6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45
ЛИТЕРАТУРА 47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Конкретный выбор средств зависит  от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и  имеющихся возможностей.

Для юных гимнасток средствами общей  физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие  упражнения с предметами и без  предметов, упражнения с отягощениями.

Значительное место в программе  их занятий должно быть отведено подвижным  и спортивным играм, различным видам  легкой атлетики, плаванию и прыжкам  в воду.

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются.

В первые годы обучения необходимо большое  внимание уделять общей физической подготовке (А.Г. Шлемин, 1958; З.И. Кузнецова, 1957; А.Г. 
Детинков, 1962), т.к. она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Анализ научно – методической литературы позволил сформулировать цель и рабочую  гипотезу исследования.

Цель: оценить эффективность применяемых  средств и методов для развития гибкости и координации движений.

Гипотеза исследования: на фоне приоритетного  развития гибкости и координации  может повыситься и общая двигательная подготовленность юных гимнасток 5 –6 лет на этапе предварительной  подготовки.

2.1. Задачи исследования.

1. Определить уровень развития  общей и специальной подготовленности. 
2. Выявить взаимосвязь между развитием гибкости, координации движений и общей двигательной подготовленностью. 
3. Разработка эффективного подбора средств в учебно-тренировочном процессе, направленных на повышение общей и специальной подготовки.

2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования: 
1. Изучения анализ научно-методической литературы; 
2. Педагогические наблюдения; 
3. Тестирование двигательных качеств; 
4. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования

Анализ литературы. Для получения  объективных сведений по изучаемым  вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература: о физических качествах спортсменов, о координационных  способностях детей 5 – 
6 лет, о возрастных особенностях детей 5 – 6 лет. Была изучена характеристика средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки у юных гимнасток; данные спортивной метрологии, позволившие объективно проанализировать и обосновать результаты исследований. Также были использованы рекомендации по художественной гимнастике тренеров. Всего было проанализировано 40 литературных источника отечественных авторов.

Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились на соревнованиях  и на тренировках в с.Кожевниково. Наблюдения велись за детьми 
5 – 6 летнего возраста с декабря 2003г. по март 2004г. в КСШ – 2 с.Кожевниково.

Тестирования двигательных качеств. Важным организующим и направляющим 
Фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним из показателей, характеризующих уровень общей физической подготовленности гимнасток, является успешная сдача ими тестов ОФП.

В результате серии научных исследований разработан комплекс педагогических контрольных  тестов. Он характеризует уровень  развития основных физических качеств  детей, занимающихся художественной гимнастикой. 
Данный комплекс разработан с учетом нормативных документов ДЮСШ.

Для определения гибкости использовались тесты:

«ШПАГАТ» на правую ногу. Гимнастки 5 – 6 лет выполняют шпагат на полу. Измеряется расстояние от пола до бедра  в сантиметрах. «Шпагат» позволяет  определить развитие гибкости в тазобедренных  суставах.

«МОСТ» фиксируется 2 секунды оценивается расстояние между руками и пятками гимнастки в сантиметрах. «Мост» позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.

«ВЫКРУТ» в плечевых суставах со скакалкой выполняется три раза. 
Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволяет определить подвижность в плечевых суставах.

Исходя из анализов литературных источников (В.И.Лях, 1989, 1998; 
А.В.Лагутин, 1996), использовались три теста, при помощи которых определялись следующие виды КС: способность к сохранению равновесия; способность к согласованию движений; координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям 
(способность к ориентированию в пространстве).

Тест «ЦАПЛЯ» выполняется следующим  образом.

И.П. – стойка на правой (левой) ноги, колено левой (правой) развёрнуто в сторону, стопа прижата к колену опорной ноги. Руки вперёд ладонями книзу.

По команде испытуемой должен закрыть  глаза и сохранять неподвижное  положение максимальное количество времени.

Как только начинали наблюдаться небольшие  колебания движения, секундомер останавливали.

Для определения способности к  согласованию движений был взят тест 
«УПОР ПРИСЕВ – УПОР ЛЁЖА».

И.П. – О.С. 
1. Упор присев; 
2. Упор лёжа; 
3. Упор присев; 
4. И.п.

За одно полностью выполненное упражнение начисляется одно очко, каждое из четырёх фаз упражнения составляет ј очка.

Способность к ориентированию в  пространстве оценивалась с помощью  теста «ВОСЬМЁРКА». Ползанье в упоре, стоя согнувшись, по восьмиобразной дистанции.

И.П. – Стоя на получетвереньках (колени не касаются пола) между двумя кубиками, расположенными на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Ладонь одной руки находится на отметке, обозначающей середину расстояния между кубиками.

Задание: проползти на получетвереньках «ВОСЬМЁРКОЙ», огибая каждый кубик три раза. Оценивается время выполнения задания в секундах. 
Учитывается результат одной попытки.

Для определения общей физической подготовки были взяты следующие  тесты: 
1. Прыжок в длину с места. Измеряется расстояние в сантиметрах. 
2. Бег 20 метров. Оценивается время выполнения задания в секундах. Бегут три попытки и лучший результат оставляют. 
3. Вис на согнутых руках. Оценивается время выполнения задания в секундах.

И.П. – вис на высокой перекладине  хватом сверху, подбородок выше перекладины, не касается. Как только подбородок коснулся перекладины, секундомер останавливали.

Методы математической статистикой.

Все результаты экспериментальных  исследований были обработаны с помощью  методов математической статистики, изложенных в соответствующих руководствах (Л.П.Канакова, О.И.Загревский, 2003 и др.).

1. Среднее арифметическое значение  признака:

 
2. среднее квадратическое отклонение – дисперсия:

 
3. ошибка среднего арифметического  значения:

 
4. Ранговый коэффициент корреляции  Спирмена.

 
5. Достоверность различий определялась  по ранговому коэффициенту корреляции:

По оценке достоверности полученных результатов в качестве основного  был принят 1 – 5% уровень значимости.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

3.1. Исследование двигательной подготовленности  гимнасток 5 – 6 лет на предварительном  этапе в начале исследования.

Таблица №1

Уровень двигательной подготовленности в начале исследования

|Тесты | | | 
| |Х |б | 
|Прыжок в длину с места (см) |120,2 |9,1 | 
|Бег 20 м (с) |6,01 |0,64 | 
|Вис на согнутых руках (с) |4,0 |3,04 | 
|Шпагат (см) |19,8 |4,9 | 
|Выкрут в плечевых суставах со скакалкой (см) |57,0 |9,7 | 
|Мост (см) |8,8 |0,7 | 
|Равновесие на одной ноге (с) |3,26 |2,05 | 
|Передвижение в упоре стоя по 8-образной | | | 
|траектории (с) |39,13 |8,3 | 
|Упор присев упор лёжа (в кол-ве раз) |6,26 |3,65 |

Таблица № 2

Корреляционная таблица взаимосвязи  развития гибкости и координации

движений в начале исследования

|Тесты |«ЦАПЛЯ» |Упор присев - |«ВОСЬМЕРКА» | 
| | |упор лёжа. | | 
|Шпагат |0,2 |0,2 |0,2 | 
|Мост |0,3 |0,08 |0,1 | 
|Выкрут |0,08 |0,3 |0,2 |

На основе корреляционного анализа  у гимнасток на этапе предварительной  подготовки выявлена слабая обратно  пропорциональная взаимосвязь между  гибкостью позвоночного столба и  согласованностью движений, а также  подвижностью в плечевых суставах и  статистическим равновесием. Полученный коэффициент корреляции составил r=0,08, что является недостоверным показателем. Наиболее сильная прямо пропорциональная взаимосвязь получена между подвижностью в плечевых суставах и согласованностью движений, коэффициент корреляции составил r = 0,3. Достоверность результатов  не обнаружена (Р > 0,05).

Таблица № 3

Корреляционная таблица взаимосвязи  развития координации движений

и общей двигательной подготовленности в начале исследования. 
|Тесты |Прыжок в длину |Бег 20 метров|Вис на согнутых| 
| |с места | |руках | 
|Равновесие на одной ноге |0,2 |0,1 |0,5 | 
|Передвижение в упоре стоя |0,2 |0,4 |0,1 | 
|по 8 образной траектории | | | | 
|Упор присев- упор лёжа |0,4 |0,03 |0,7 |

Корреляционный анализ выявил наиболее тесную прямо пропорциональную взаимосвязь  между скоростно-силовыми и силовыми способностями, коэффициент корреляции составил r = 0,7 и оказался достоверным (p < 0,05)

3.2. Характеристика средств и  методов развития гибкости и  координации движений по экспериментальной  методике.

Как показал анализ литературных источников, в художественной гимнастике, для  достижения высокого уровня спортивного  мастерства, необходимо развитие у  занимающихся такого качества, как  гибкость. Это положение подтверждается и нашими экспериментальными исследованиями. 
Следовательно, основной задачей педагогического эксперимента к нас являлось совершенствование методики развития гибкости, на основе полученных результатов собственных исследований.

Процесс развития гибкости осуществлялся  постепенно.

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была небольшой, но упражнения применялись систематически, на каждом занятии. 
Также эти упражнения включались в утреннюю гимнастику.

Прежде чем приступить к упражнениям  на повышение подвижности суставов, проводилась разминка для разогревания мышц.

Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до появления  ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на растягивание, которые могли быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды  при различных позах) характере.

Упражнения на растягивание выполнялись  как с отягощением так и без него.

Использование отягощений позволяет  акцентированно развивать мышцы, обеспечивающие движения в суставах.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в различных  сочленениях опорно-двигательного  аппарата, состояли из упражнений активных 
(максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пассивных 
(максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторение в 1 секунду; при пассивных – 1 повторение в 1 – 2 секунды; удержание статических положений – 20-30 секунд.

При выполнении заданий на гибкость перед ребёнком ставилась конкретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом развития гибкости повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями  по 10 – 12 повторений в каждой. Амплитуда  движений увеличивалась от серии  к серии. Подобные упражнения давали наибольший эффект, и если дети ежедневно  выполняли и дома и не пропускали тренировок. На тренировках 40 % времени  уделялось развитию гибкости. 
Применялось следующее соотношение в использовании упражнений на развитие гибкости: 40% - активные; 40%-пассивные; 20%-статические.

Так как у детей 5-6 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, использовалась система домашнего  задания, которая включала в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в тазобедренных  и голеностопных суставов, подколенных  связок, а также, прыжки на скакалке. 
Для Развития Гибкости в учебно-тренировочном процессе применялись упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела гимнастки). В качестве методов совершенствования гибкости использовались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).

Упражнения на гибкость выполнялись  в такой последовательности: в  начале упражнения для суставов верхних  конечностей, затем – туловища и  нижних конечностей.

Условия выполнения упражнения значительно  облегчаются за счёт опоры. 
Упражнения сначала выполнялись у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

1. Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания. Н-Р: пружинящие наклоны вперёд.

Информация о работе Развитие гибкости и координации у гимнастов