Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У
ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта.
6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45
ЛИТЕРАТУРА 47
Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы.
Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает снижение колебаний тела.
Одним из факторов, влияющих на способность
сохранять устойчивое положение
тела, является уровень развития физических
и координационных качеств, Определенная
степень развития силовых и скоростных
качеств мышц позволяет многократно
повторять усилия различного характера
с максимально возможной
Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных звеньев и таким образом управлять устойчивостью.
Уровень развития гибкости также влияет
на сохранение равновесия.
Высокая степень гибкости шейного, грудного,
поясничного отделов позвоночника позволяет
занять устойчивую позицию над опорой.
Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач. Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление ловкости при сохранении устойчивости имеет свою специфику. Проявляется ловкость также в целесообразном выполнении действий, времени выполнения движений, в мгновенной правильной оценки ситуации и адекватной реакции. Немаловажное значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела над опорой и безопорном состоянии. Точность двигательных действий способствует их высокой экономичности, выполнению с меньшими затратами мышечных усилий и энергии. Проявляется она в совершенной форме (видимой стороне) движений и четкой структуре (содержании) двигательного действия.
Ритмичность также имеет определенное
значение в устойчивом положении
тела, обеспечивая равномерное
Один из факторов, повышающих способность
сохранять равновесие, является психологический
настрой и эмоциональное
- важного условия устойчивого положения.
Положительные эмоции также способствуют
повышению работоспособности, мышечной
активности и, следовательно, более эффективному
сохранению равновесия тела и его отдельных
звеньев.
Критерии оценки устойчивого положения тела следующие: пространственная оценка и самооценка расположения звеньев тела при сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с
другими видами двигательных действий;
степень соответствия оценки и самооценки
расположения звеньев тела; степень
устойчивости тела после отклонения
от основного положения в пределах
5-10-15°; степень устойчивости тела при
дополнительных движениях (головой, руками
и т.д.); степень устойчивости тела в определенной
позе; степень устойчивости тела при различных
способах перемещения в пространстве
(ходьба, бег, плавание, передвижение на
лыжах и др.); степень устойчивости тела
в различных условиях опоры:
повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.; степень устойчивости тела в безопорном состоянии; степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в середине занятия и после нагрузки; степень устойчивости тела в сочетании с другими видами двигательных действий: вращениями, прыжками, поворотами;
- степень устойчивости тела при балансировке предметами.
Исходя из выше изложенного, можно
дать следующее определение данному
ДКК: равновесие - это способность сохранять
устойчивость тела и его отдельных звеньев
в опорной и безопорной фазах двигательного
действия.
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности.
Исследования В.И. Лях показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве - по И.М. Сеченову), достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения.
Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно скорее всего тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов.
Способности к воспроизведению, оценке,
отмериванию, дифференцированию
В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер.
Это зависти от своеобразия координации движений, условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции - у фехтовальщиков и боксеров; предмета - у гимнасток; воды - у пловцов; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.
Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта.
Вместе с тем данные способности
изолированно встречаются крайне редко.
К тому же они находятся в определенных
связях с другими специальными и специфическими
КС, а также с физическими и психологическими
особенностями.
Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические).
Способность точно воспроизводить,
оценивать, отмеривать и дифференцировать
параметры движений развивается прежде
всего при систематическом применении
обще- и специально-подготовительных координационных
упражнений, методов и методических приемов
развития специальных КС. Для повышения
эффективности педагогического воздействия
используют методические подходы, направленные
на совершенствование этих способностей.
Методы развития КС основаны на системном
выполнении заданий, предъявляющих повышенные
требования к точности выполнения двигательных
действий или отдельных движений. Различают
задания аналитические
(избирательные) - на точность воспроизведения,
оценки, отмеривания и дифференцирования
преимущественно одного какого-либо параметра
движения
(пространственного, временного или силового)
и систематические - на точность управления
двигательными действиями в целом. Понятно,
что такое разделение условно, ибо точность
воспроизведения, оценки и т.п., скажем,
пространственного параметра изолированно
от точности воспроизведения, оценки и
т.п. временного или силового признака
движения не встречается.
В реальном процессе управления и
регулирования движением эти
виды точности всегда выступают в
органическом единстве. Поэтому, хотя
и возможно преимущественное дифференцированное
воздействие на улучшение точности
одного какого-либо параметра движения,
обязательной является установка на
достижение точности выполнения двигательного
действия в целом (В.И. Лях,
1989). При осуществлении целенаправленного
развития и совершенствования КС, юные
спортсмены значительно быстрее и рациональнее
овладевают различными двигательными
действиями; на более высоком качественном
уровне усваивают новое и легче перестраивают
старые тренировочные программы; быстрее
продвигаются к высотам спортивного мастерства
и дольше остаются в большом спорте; успешнее
совершенствуют спортивную технику и
тактику; легче справляются с заданиями,
требующими высокого уровня психофизиологических
функций в сенсомоторной и интеллектуальной
сферах; приобретают умение рационально
и экономно расходовать свои энергетические
ресурсы; постоянно пополняют свой двигательный
опыт; испытывают радость и удовольствие
от постоянного овладения новыми и разнообразными
видами физических упражнений
(В.И. Лях, 1989 г.).
Анатомо-физиологические и
1. Между 4 и 7 годами начинается
окостенение длинных костей.
Окостенение идет неравномерно, и чрезмерные
силовые нагрузки могут нарушить этот
процесс.
2. В этом же возрасте
Вдумчивое применение упражнений классического
экзерсиса помогает исправлению осанки.
3. У 5-6 летних детей мышцы еще
не оформлены, имеет место
4. Высокая интенсивность
Поэтому нагрузки должны быть небольшого
объема и носить "дробный" характер
с частыми паузами для отдыха.
5. Регуляторные механизмы
6. Основные двигательные
Поэтому специалисты рекомендуют в начальный
период повышать общую дееспособность
занимающихся с помощью разнообразных
средств.
7. Внимание у детей 5-6 лет удерживается
с трудом, его объем и устойчивость
увеличиваются постепенно и
Дети 5-6 лет еще не способны отделить несущественное
от основного, часто фиксируют свое внимание
на второстепенном. Поэтому в
этом возрасте целесообразно использовать
целостный метод обучения, изучать простые
упражнения, пользоваться краткими и точными
объяснениями.
Важное значение в этом возрасте имеет
наглядность обучения. Показ должен быть
очень точным и четким, так как дети нередко
просто
копируют педагога и могут повторить
его ошибки. Но для развития 2-й
сигнальной системы, пополнения терминологического
запаса показ следует сопровождать
кратким и доступным
10.Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер. Поэтому необходимо неустанно работать над развитием этих качеств у детей, помня, что похвала и методы поощрения в этом возрасте гораздо действеннее методов наказания.
11. Музыкальное сопровождение
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе
предварительной подготовки у юных гимнасток
Успешное осуществление
Полноценная физическая подготовка включает
общую и специальную
Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта.
Средствами специальной
Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма.
Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта.
Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок.
Информация о работе Развитие гибкости и координации у гимнастов