Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

Введение

Хореографическое искусство  всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое  распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и  хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма  эстетического воспитания детей  и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий  с детьми по хореографии лежит  принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное  единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль хореографического  искусства в воспитании культуры  детей

1.1 Хореографическое искусство  как средство эстетического воспитания  детей

Интерес к искусству хореографии  с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят открывающиеся классы с эстетическим уклоном в общеобразовательных  школах, где проходят уроки хореографии; кадетские корпуса и женские  семинарии в которых изучаются  историко-бытовые и бальные танцы; появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Так же происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов среди различных учебных  заведений. Все эти факты –  свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для  возникновения и организации  новых хореографических коллективов, а так же роста и развития уже  существующих, что отвечает потребностям нашей действительности.

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и  гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического  развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно  творческую деятельность. Для этого  важно создание и реализация комплексной  программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии.

Огромный положительный  опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий хореографией с эстетическим воспитанием, накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств: Л.Н. Богатковой, С.И. Букатиной, А.Я. Вагановой, Е.Д. Васильевой, Ю.Н. Григоровича, И.А. Моисеева, Ю.И. Плахта, Т.В. Пуртовой, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и др.

Среди множества форм эстетического  воспитания подрастающего поколения  хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают  образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников.

Между тем хореография  обладает огромными возможностями  для полноценного эстетического  совершенствования ребенка, для  его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.

Эстетическое воспитание принадлежит к числу непреходящих проблем. Оно осуществляется на протяжении всей жизни человека, независимо от возраста, трансформируется на жизненном  пути, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку новые  требования или модифицирует прежние.

Эффективность эстетического воспитания детей в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена, если будет использована разработанная система методических средств, приемов и условий, включающая:

- специально организованное  комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии (классической, народной, современной) и сопутствующих предметов (этики и эстетики, физиологии и гигиены, косметологии), основанных на традиционно сложившихся формах и методах обучения и воспитания (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т. д. ) и инновационных (участие в шоу-программах, импровизация на музыку с учетом световых спецэффектов и т. д.), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения; специально организованный учебно-воспитательный процесс опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей и базирующийся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному (разучивание отдельных элементов русского танца, затем разучивание комбинаций русского танца, затем разучивание полного сюжетного русского танца с передачей заданного художественного образа);

- специально созданные  педагогические условия (совместная  деятельность педагогов-специалистов  и хореографов; занятия в специально  оборудованных стендами, наглядными  пособиями, дидактическим материалом  учебных кабинетах, мастерских; залах  и сценах, оснащенных станками, зеркалами, светом и звукотехникой), способствующие развитию эстетического восприятия представления, формированию эстетической оценки, а также специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности (создание эскиза костюма, грима, прически к танцу; сочинение ролевого сюжета танца и т. д.), ведущих к развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующих повышению самооценки ребенка, уверенность в собственные силы и возможности.

Так же не стоит забывать, что художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом – умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив – это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении

Воспитательная работа в  художественном коллективе - процесс  сложный, многогранный. Он связан с  реализацией обширной программы  организационно-педагогических и художественно-исполнительских  мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная  организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной  деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена  органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением  детей в художественно-исполнительскую  деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Родители отдают детей  в хореографические коллективы для  занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих  общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение  детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок  воспринимает, запоминает и выполняет  то, что его интересует, привлекает.

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным  результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в  коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить  их интересы порой непросто. При  этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять  индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в  работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении  с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в  жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в  мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического  искусства. Дети просто не смогут выполнять  те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке  и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно  и доведено до конца. Склонность детей  бросать начатое дело на полдороге  в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому  всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением  нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все  это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Необходимые условия  для организации работы и творческой  жизни детского хореографического  коллектива

2.1. Методы воспитательной  работы в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного  характера. Воспитывает все, что  связано с участием детей в  коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные  и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные  беседы, лекции на этические темы формируют  маленького человека, развивают в  нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается  на систему различных форм, методов  и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно  учебные занятия.

Формы можно условно разделить  на основные, дополнительные и формы  художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание  музыки, знакомство с творчеством  мастеров хореографии. Такой работой  можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или  индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для  детей время. К формам художественно-эстетического  самообразования относятся: самостоятельное  изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих  знаний в области хореографии.

Методы можно разделить  на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Педагог применяет в своей  работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной  подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому  искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста  личности. Интеллектуальное чувство, которое  испытывает ребенок в процессе овладения  знаниями - это та ниточка, на которой  держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень  крепким и необходимым. Занятия  становятся интересными, и тогда  ребенок видит результаты своих  усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать  и укреплять.

В целях повышения эффективности  воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Информация о работе Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива