Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогический смысл  хореографического коллектива заключается  в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связанно во многом с репертуаром, с теми художественными  произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно-художественного  уровня, социально-педагогического  потенциала зависит во многом эффективность  выполняемых хореографическим коллективом  функций.

Подбор репертуара требует  от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения  педагогического процесса как цельной  и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Одним из критериев при  подборе репертуара для хореографического  коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским  возможностям участников коллектива.

При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно  свести к следующим:

1.   Необходимо помнить,  что постановки должны соответствовать  возрасту (каждому возрасту –  свои номера) и уровню развития  детей, они должны быть понятны  им самим, тогда их поймёт  и примет зритель;

2.  Для одной и той  же возрастной группы необходимо  создавать танцы разного жанра:  игрового, сюжетного;

3.  При решении номера  его содержание и образность  должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;

4.  Учитывать учебно-тренировочные  цели;

5.  Помнить о возрастной  психологии детей к конкретному  отвлечённому и ассоциативному  восприятию содержания поставленного  номера и исходить из индивидуальных  возможностей исполнителей при  постановке танцев;

6.  Создавать танцевальные  произведения в расчёте на  весь коллектив, отдельных сольных  исполнителей, на пять – шесть  человек (это позволяет работать  с двумя составами), так как  важно занимать всех участников  коллектива;

7. В балетмейстерской  практике пользоваться материалом  из народных танцев, историко-бытовых  и современных с соответствующей  выразительной  пластикой. Классика, имеющая специфический язык, как  бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный  сплав.

Хореография неразрывно связана  с музыкой. Задача педагога не только в обучении азам хореографии, в формировании его физического аппарата, но и  в воспитании музыкальности —  это способность слушать, чувствовать, понимать музыку. В учебной работе надо подводить учеников к тому, чтобы они стремились выполнять  задание не только грамотно технически, физически уверенно, но и музыкально. Понятие музыкальность включает несколько составляющих.

Во-первых, это способность  согласовывать свои движения с музыкальным  ритмом. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения  которого является метр — строение музыкального такта и темп — скорость исполнения и характер музыкального произведения. Ученики должны усвоить: музыкальный ритм это не простой, механически точный счет долей времени, но выразительный компонент танца. Вначале ученики должны хорошо освоить  простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером на 2/4 (две четверти) и 4/4 (четыре четверти). Затем стоит  переходить к изучению более сложных  ритмов — 3/4 (три четверти), 6/8 (шесть  восьмых) и т. д. Обучение должно строиться  на постепенном переходе от медленных темпов к быстрым.

Во-вторых, это сознательное восприятие темы-мелодии и воплощение ее в танце.

В-третьих, это умение слышать интонации музыкальной темы.

Музыка и хореография  должны стать для учеников единым объектом внимания. Умение слушать  музыку в целом — ритм, тему и  интонации необходимо воспитывать  последовательно, переходя от простого к сложному. Например, в младших классах музыка должна быть очень простой и ясной во всех отношениях. Понятной и близкой психологии учащихся 7—11 лет. Ученикам 12— 15 лет и старше подбирается более сложная по содержанию музыка.

При постановке современных  народно-сценических произведений надо не бояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать  не «букве», а «духу». Ведь его влияние  на творчество балетмейстера может  и должно быть шире и глубже, чем  его воспроизведение, цитирование, подражание.

Ответственность за репертуар  лежит на художественном руководителе хореографического коллектива. Интересы интернациональной культуры предполагают наличие национальных, а они традиционно  передаются из поколения в поколение  «носителями»; в данном случае, владеющими знанием танца, законов его созидания  и выразительных средств. А танец  в своём прекрасно-увлекательном  коде несёт глубочайшие пласты информации. Сохранение и использование традиций означает и учёт современных веяний, требований, применение специфических  художественно-выразительных средств. Народные произведения в этом отношении  предоставляют огромные возможности, но их творческое использование требует  высокого эстетического вкуса, чувства  меры, сохранения подлинной связи  с глубинными истоками искусства.

Не до конца уяснено  ещё и отношение к хореографическим коллективам, различным по своим  мотивационным и целевым установкам. В одних – руководитель и участники  рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах, гастроли. Здесь высокий исполнительский  уровень достигается ценой напряжённой  работы, программа создаётся нередко  с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального  искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. В репертуаре преобладают  местные фольклорные танцы в  собственной обработке. Роль таких  коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень  велика. Нечёткое уяснение специфики, возможностей и задач каждого  из таких коллективов, неточность творческой ориентации – всё это ведёт, в  конечном итоге, к снижению популярности жанра народно-сценической хореографии, к замедлению нашего пути из вчера  в завтра. Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности.

Правильно подобранный репертуар  обеспечивает возможность решения  художественно-творческих и воспитательных задач одновременно.

Чем богаче и разнообразнее  репертуар коллектива, созданный  художественным руководителем с  разными индивидуальностями и творческим подчерком, тем шире возможности  для Методы воспитательной работы в  хореографическом коллективе и их воздействие  на повышение активности детей.

В городе Владимире и Владимирской области существует не мало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования.

Тема

«Организация  работы и творческой деятельности в детском хореографическом коллективе»

 

Содержание.

Введение.

1. Роль хореографического  искусства в воспитании культуры  детей

1.1 Хореографическое искусство  как средство эстетического воспитания  детей

1.2. Воспитание детей искусством  хореографии, их возрастные и  индивидуальные особенности в  обучении

2. Необходимые условия  для организации работы и творческой  жизни детского хореографического  коллектива

2.1. Методы воспитательной  работы в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей

2.2. Воспитательная работа  в процессе репетиционных занятий  в хореографическом коллективе

3.Репертуар – лицо  хореографического коллектива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДИРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

Академия  культуры и искусств

 

Кафедра хореографии

 

Развитие  профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива.

 

Курсовая  работа

                                                                                         

        Выполнил: студент 55 гр.

                                                                                         Русанова И.Ю.

                                                                               Проверил: к.п.н., доцент                                                       

кафедры хореографии

Мордовина И.Н.

                                                      Тамбов 2012                                


Информация о работе Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива