Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.
Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.
Для повышения нравственного
потенциала личности ребенка, развития
его активности, важно постоянно
обновлять и обогащать
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают.
Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.
Каждое занятие, каждый шаг
в овладении детей
К одному из основных факторов,
обеспечивающих активность детей на
занятиях, относятся строгие морально-
В коллективе возникают неформальные
объединения детей. В силу определенных
обстоятельств они могут
Если это произошло, не
надо пытаться разобщать эти группы,
противопоставлять их друг другу. Нужно
умело использовать эти неформальные
объединения для улучшения
Воспитательный процесс
и активность детей обогащаются
присутствием традиций в коллективе
- посвящения в хореографы, празднования
дня рождения, проведения выходных
дней, оформления стенгазет, проведения
вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних
утренников и вечеров, выпускного вечера
старших учеников в форме капустника
или выпуска балетного
Для придания стабильности,
общей значимости коллектива необходимо
его включение в более широкий
круг общения с другими
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.
Одним из первых требований
преподавателя является соблюдение
дисциплины. Дисциплина - это фактор
качества организации художественного
и учебно-воспитательного
Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок учеников. Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.
2.2. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе.
«Работать режиссёром – это так же трудно, как учительствовать в школе. Это тяжёлая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя при этом железной воли».
Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.
Репетицию можно представить
как сложный художественно-
Художественный руководитель
вынужден постоянно искать такие
приёмы и методы работы с коллективом
на репетиции, которые позволяли
бы успешно решать стоящие перед
ним в тот или иной период времени
творческие и воспитательные задачи.
У каждого руководителя вырабатывается
постепенно своя методика построения
и проведения репетиционных занятий,
организации работы коллектива вообще.
Однако это не исключает необходимости
знания основных принципов и условий
проведения репетиций, исходя из которых,
каждый руководитель может выбрать
или подобрать такие приёмы и
формы работы, которые соответствовали
бы его индивидуальной творческой манере.
Особенно это касается молодых, начинающих
художественных руководителей, которым
порой трудно найти наиболее подходящую
форму и интересную методику репетиционных
занятий, подготовить за короткий промежуток
времени коллектив к
Необходимо хотя бы в самых
общих чертах знать ряд организационно-
Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации репетиции, и мне кажется, каждый художественный руководитель должен знать и обязательно использовать эти положения в организации репетиций своего коллектива.
Начинать репетицию необходимо
вовремя, независимо от того, сколько
пришло к назначенному часу участников.
Это послужит хорошим уроком тем,
кто опоздает, и приучит всех приходить
на репетицию за 10 – 15 минут до начала.
В противном случае, зная, что
руководитель из-за несвоевременной
явки участников задерживает репетицию,
число опозданий может
Репетиция должна начинаться с разминки, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.
Из воспоминаний Мариса Лиепы о репетициях с Леонидом Михайловичем Лавровским: «Репетиция никогда не начиналась с разучивания какого-то па или танцевального куска. Каждой из них предшествовало некое органическое вступление, увертюра из разговора, рассказа, истории, простого двухминутного общения с аудиторией. Со всеми вместе, включая пианистов. Это было необходимо, чтобы войти в определённую тональность будущей работы. Он, как умелый дирижёр, настраивал свой маленький оркестрик и подчинял его движению своей руки. И когда он чувствовал, что нужная тональность получена, ещё раз окидывал взглядом всех и тихо бросал: «Начали!»».
Если вся организационная
часть репетиции обеспечена должным
образом, то усиливается и её воспитательное
воздействие. Поэтому так важно
продумать репетиционные
Без продуманной организации
репетиции не может быть ни подлинного
взаимопонимания между