Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

Педагогическая эффективность  репетиции во многом зависит от умело  составленного плана работы. Может  возникнуть вопрос – нужно ли планировать  репетиционные занятия? Необходимо!

Так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения руководителя, он что-то забыл сделать  из намеченного ранее. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество.

Поэтому художественному  руководителю для придания своей  работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим  продуманный и зафиксированный  на бумаге, хотя бы в самом общем  виде, план. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и  подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как  к начинающим, так и достаточно опытным руководителям.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты  не только технические, но и художественно-эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь  для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и художественного руководителя, ей подчиняются все учебные и  репетиционные занятия. Сверхзадача  закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание. Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед  участниками конкретные задачи: выучить  движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские  особенности и т.д. Введение в  эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению  педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара – развитого  педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и  художественно-исполнительских навыков  у участников их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.

Характер репетиций зависит: во-первых, от технической подготовленности исполнителей, во-вторых, от степени  сложности исполняемого и разучиваемого  репертуара. Для профессиональных хореографических коллективов в этом плане одни методические установки, для студенческих и детских хореографических коллективов  – другие. В зависимости от этого  время, отводимое на репетиционные  занятия в различных коллективах, неодинаково. В начинающих коллективах, а также коллективах невысокого художественно-исполнительного уровня репетиционная работа сведена до минимума. Преобладают занятия учебно-тренировочного характера. Ведь репетиция, как таковая, может опираться на багаж знаний и умений, которые накоплены участниками. Накопить же они их могут только путём систематической и упорной учебной работы. Нельзя это положение понимать таким образом, что репетиции ничего не дают для художественно-технического и исполнительского уровня участников, ведь в процессе репетиционных занятиях коллектива оттачивается мастерство исполнителей.

Существуют отличия и  в содержании репетиций высокопрофессионального  и начинающего коллектива. В первый период работы хореографического коллектива необходимо подбирать лёгкие и небольшие, разные по характеру и настроению номера. Такой подход к подбору  номеров позволяет разнообразить  занятия, способствует более быстрому усвоению исполнителями различных  художественно-технических приёмов, умению перестраиваться с одного темпа ритма на другой.

В любом хореографическом коллективе, а особенно в детском, не следует работать над одним  произведением в течение половины репетиции, тем более в течение  всей репетиции. Участники в этом случае быстро устают. Номер им «примелькается», и они допускают в исполнении непроизвольные ошибки, вызванные в первую очередь снижением внимания, усталостью. «У режиссёра странная роль «массовика». Должен быть закон: если ты репетируешь с двумя, а остальные пятнадцать сидят, то им тоже должно быть интересно. Если им скучно, ты их должен удалить или же сделать так, чтобы и они тоже что-то получили от репетиции. Какой ужас! Ты должен быть и массовиком и педагогом».

 

Для работы лучше брать  номера в сочетании: лёгкие – трудные, быстрые – медленные. На лёгких номерах  исполнители как бы «разогреваются». Трудные номера, особенно если они  ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного  внимания, существенных эмоциональных  и физических затрат. Исполнители  в этом случае должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в  неё и в то же время неуставшими.

 Исполнители не любят  частых остановок на репетиции.  Это нервирует, сбивает темп  и настрой репетиции. К тому  же, частые остановки разбивают  целостное представление о номере, а это значит, что усложняется работа воображения.

Многое из того, что не получается после первого, чернового  исполнения или первой репетиции, начинает выигрываться через 2 – 3 занятия: участники  улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое содержание. Данное обстоятельство помогает правильно исполнить не получившиеся трудные движения номера.

На репетиции замечания  нужно стараться делать не по каждому  допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера. «Это должно быть так  же точно вовремя, как раскрыть парашют». Если участники достаточно квалифицированные и опытные, то можно ограничиться словесными пояснениями. «Режиссёр должен высказываться конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно». Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти неполучающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот  же номер более 2-3 раз, даже если его  исполнение не устраивает художественного  руководителя. Возможно, что исполнители  не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно  слушали) или же они не могут выполнить  в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники  не смогут выполнить требований, исполняют  с ошибками – следует пойти  на компромисс: или потом отдельно поработать с исполнителями, у которых  не получаются движения, чтоб не отвлекать  всех от работы, или заменить отдельных  участников и поставить в номер  других, более подготовленных в техническом  и художественном отношении исполнителей.

 

Многократные повторения одного и того же номера снижают  внимание, чуткость к жестам, объяснениям  руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия  превращаются в скучные и назойливые поучения. Эта опасность подстерегает даже балетмейстеров профессиональных коллективов. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным. Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, похулиганить!». Принцип интереса и увлечённости – это одно из основных условий для плодотворной работы детского и студенческого хореографического коллектива.

К темпу репетиции относится и умение художественного руководителя вовремя сделать перерыв в занятии. Оправданнее, целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.

Важно также, чтобы репетиция  носила завершённый характер, но при  этом у участников сохранялось желание  позаниматься ещё. Это настраивает  их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к  снижению интереса к творчеству, а  значит, и падает эффективность занятий, их отдача.

У коллектива всегда должно быть в готовности определённое количество номеров, с которыми он может выступать, не испытывая при этом больших  затруднений с подготовкой к концерту.

В целях более эффективной  воспитательной работы на репетиции  необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в  плане личностном, психологическом, так и в плане художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор профессиональных, возрастных различий участников.

Репетиция – это труд. Причём труд, при котором не всегда видны сразу результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и  исполнительскую активность. Обязанность  художественного руководителя –  своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству. «Активность  актёра зависит от того, в каком  состоянии находится режиссёр во время репетиции. Режиссёр – это  источник энергии, он определяет актёрам  импульс. Режиссёрская «дрожь» должна перейти актёрам. Музыканты не смотрят  на дирижёра, а всё равно чувствуют  его, особенно такого, у которого есть ток».

Нужно сказать, что репетиция  – это подготовка участников, поддержание  в них творческого настроения. Создание творческой и соответствующей  морально-психологической обстановки в коллективе вынуждают искать эффективные  методы работы, варьировать подходы к достижению намеченной цели.

К речи художественного руководителя во время репетиции предъявляются  особые требования. Прежде всего, не нужно  много говорить, выражать мысли следует  как можно короче: участники приходят на репетицию, чтобы выразить себя как  танцора, но не выслушивать длинные, порой и несущественные, не относящиеся  к предмету разговоры: «… а то некоторые - говорят, говорят, а актёр слушает  и думает: «Ну давайте же, наконец, работать – хватит болтать!»». Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции. Для лучшего пояснения своей мысли можно прибегнуть к помощи личного исполнительского показа. «…Надо приучать себя не вести сидячий образ жизни на репетициях. Я почти всегда на ногах, и актёры тоже. Как ни странно, а истина «в ногах»».

 Так же речь руководителя  должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях и поправках  ни в коем случае не должен  быть грубым и оскорбительным. «Натура настоящего артиста –  это чуткий инструмент. К каждому  нужен индивидуальный подход. Нельзя  допускать грубость, одёргивания». Про Марину Тимофеевну Семёновну  Марис Лиепа вспоминал так:  «Её объяснения всегда отличаются  образностью, удивительно точными  сравнениями, которые находит  она для объяснения задачи. Помню,  в «Спящей красавице» в первой  части вариации третьего акта  балерине никак не удавалось  сделать па-де-бурре так, чтобы  Марина Тимофеевна была довольна, она ей втолковывала: «Ты когда-нибудь  ходила по расплавленному асфальту? Вообрази себе, твои ноги увязли, прилипли к асфальту, ты с трудом  втаскиваешь их, отдираешь!» Ей  удавалось объяснить словами  физическое состояние тела: «Собери  ноги! Посмотри, у тебя нога-то  – дура! Глупая нога-то! Ничего не говорит, ничего не объясняет! Она рассказывать должна, чувства передавать! Ну-ка, попробуй ещё!...».

 Проведение генеральной  репетиции имеет свои особенности,  определяющиеся тем, что она  является репетицией с одной  стороны, но в то же время  несёт на себе приметы концертного  выступления (костюмы, грим, свет, звук и т.д.). Генеральная репетиция  является итоговой для определённого  этапа подготовки репертуара  к концерту, и поэтому на ней решаются такие задачи:

- как подготовить психически  исполнителей к концерту;

- проверить программу, её выстроенность.

На генеральной репетиции  не нужно делать частые остановки. Важнее пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю  программу в целом, этим самым  как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все  номера. И лучше проводить генеральную  репетицию (если есть такая возможность) в том зале и площадке, где предстоит  выступление за два дня до концерта. В этом случаи (если это необходимо) ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света звука и т.д.

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной  работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Репертуар –  лицо хореографического коллектива

Информация о работе Развитие профессиональных данных и индивидуальных способностей воспитанников детского хореографического коллектива