Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной подготовки младших школьников средствами физической культуры.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания скоростных качеств школьников с применением метода специальных физических упражнений……………………………………………………..
5
1.1.Скоростные способности человека……………………………………...
5
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей
младшего школьного возраста……………………………………………….
10
1.3.Основные методы воспитания скоростных способностей……………..
11
1.4.Основные средства воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….
14
Глава 2. Цель и задачи, методы организаций……………………………….
18
2.2. Методы исследования……………………………………………………
18
2.2.1.Анализ научно-методической литературы……………………………
18
2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………..
19
2.2.3. Тестирование…………………………………………………………..
19
2.2.4.Педагогическое наблюдение…………………………………………...
20
2.2.5. Метод математико-статистических данных………………………….
20
2.2.3.Организация исследования…………………………………………….
22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………….
24
3.1.Результаты исследования качеств учащихся на начальном этапе эксперимента…………………………………………………………………..
24
3.2.Методика развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений…………………………………………………………………….
27
3.3.Результаты оценки эффективности внедрения разработанной методики………………………………………………………………………..
29
Выводы…………………………………………………………………………
31
Список используемой литературы…………………………………………...
32
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»
В Г.ИРКУТСКЕ
Форма обучения_______ очная_________
Кафедра ______ Теории и методики физической культуры и спорта
Развитие скоростных способностей на занятиях физической культуры в младшем школьном возрасте
Курсовая работа
По дисциплине «Теория физической культуры и спорта»
Студент-исполнитель: Лабузов Денис Анатольевич
Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры ТиМ ФКиС
Е.В. Воробьева
Оценка за работу ______________________________
«____» ____________________2013г
Иркутск 2013
Оглавление
Стр:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы
изучения проблемы воспитания скоростных
качеств школьников с применением метода
специальных физических упражнений…………………………………………………… |
5 |
1.1.Скоростные способности человека……………………………………... |
5 |
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей младшего школьного возраста………………………………………………. |
10 |
1.3.Основные методы |
11 |
1.4.Основные средства |
14 |
Глава 2. Цель и задачи, методы организаций………………………………. |
18 |
2.2. Методы исследования…………………………… |
18 |
2.2.1.Анализ научно- |
18 |
2.2.2 Педагогическое наблюдение…………… |
19 |
2.2.3. Тестирование……………………………………………… |
19 |
2.2.4.Педагогическое |
20 |
2.2.5. Метод математико- |
20 |
2.2.3.Организация |
22 |
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения………………………. |
24 |
3.1.Результаты исследования
качеств учащихся на начальном
этапе эксперимента……………………………… |
24 |
3.2.Методика развития |
27 |
3.3.Результаты оценки |
29 |
Выводы……………………………………………………………… |
31 |
Список используемой литературы…………………………………………... |
32 |
Введение
Актуальность исследования. Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
- Возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и другое
- Недостаточным количеством уроков физической культуры
- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением более других сильных интересов
- Слабой материальной базой
Мы будем
рассматривать факторы,
Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной подготовки младших школьников средствами физической культуры.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Предмет исследования: Применение методики для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика, основанная на применении специальных упражнений и учета возрастных особенностей, будет способствовать более эффективному воспитанию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
3. Проверить и обосновать эффективность разработанной методики.
Методы:
1 Анализ научно педагогической литературы
2 Педагогическое тестирование
3 Анкетирование
4 Педагогический эксперимент
5 Методы математической статистики
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Курсовая работа изложена на 33 страницах, содержит 5 таблиц. Список литературы включает 20 источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Скоростные способности человека
Учение о способностях человека зародилось в глубине веков. Согласно записанному Платоном преданию, семь мудрецов Древней Греции высекли при входе в храм Апполона в Дельфах слова «Познай самого себя!» Эта формула предопределила, как гласит другое предание, глубокий и стойкий интерес Сократа к философиих[1] .
На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики[17].
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности»[1].
С точки зрения психологии быстрота – это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения[7].
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
В данной работе термины «быстрота» и «скоростные способности» используются как синонимы[17].
Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:
Итак, проявление высоких
скоростных качеств зависит от степени
развития у человека подвижности
нервных процессов, воли и координационных
центрально-нервных факторов[4]
Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:
Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.
В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное человеком на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи, команда судьи-стартера: «Марш!» и т.д.) В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное человеком на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность человека.
Скорость отдельного движения
характеризуется психической
Скорость движения можно также улучшить, определив, какие группы мышц выступают в качестве стабилизаторов движения (обычно это мышцы спины и живота, часто мышцы бедра и отдельные группы мышц плечевого пояса). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую «основу» для начала движений. Таким образом, при выполнении требуемого движения (например, гребка руками в плавании) со специально подготовленной «основой» тело пловца почти не раскачивается, в результате чего приобретается устойчивость, которая позволяет не снижать эффективность гребка и скорость. То же справедливо и для метательных движений и для движений, развивающих мышцы ног, спины и живота[13].
Скорость движений можно
увеличить также путем
В основе проявления скоростных способностей лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах. Проявление форм скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной
нервной системы и нервно-
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро
переходить из напряженного
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
6) амплитуды движений, т.е.
от степени подвижности в
7) способности к координации
движений при скоростной
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения
в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного
сигнала от центральной
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности[13].
В сложных ситуациях, требующих
реакции с выбором, и при увеличении
поступающей информации большое
значение имеет пропускная способность
мозга спортсмена - количество перерабатываемой
информации за единицу времени. Величина
времени двигательной реакции прямо
пропорционально нарастает с
увеличением числа возможных
альтернативных решений – до 8 альтернатив,
а при большем их числе оно
резко и непропорционально
В процессе спортивной тренировки
повышение скорости движений достигается
не только воздействием на собственно
скоростные способности, но и иным путем
— через воспитание силовых и
скоростно-силовых
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей