Развитие скоростных способностей на занятиях физической культуры в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной подготовки младших школьников средствами физической культуры.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания скоростных качеств школьников с применением метода специальных физических упражнений……………………………………………………..


5
1.1.Скоростные способности человека……………………………………...
5
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей
младшего школьного возраста……………………………………………….

10
1.3.Основные методы воспитания скоростных способностей……………..
11
1.4.Основные средства воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….

14
Глава 2. Цель и задачи, методы организаций……………………………….
18
2.2. Методы исследования……………………………………………………
18
2.2.1.Анализ научно-методической литературы……………………………
18
2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………..
19
2.2.3. Тестирование…………………………………………………………..
19
2.2.4.Педагогическое наблюдение…………………………………………...
20
2.2.5. Метод математико-статистических данных………………………….
20
2.2.3.Организация исследования…………………………………………….
22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………….
24
3.1.Результаты исследования качеств учащихся на начальном этапе эксперимента…………………………………………………………………..

24
3.2.Методика развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений…………………………………………………………………….


27
3.3.Результаты оценки эффективности внедрения разработанной методики………………………………………………………………………..

29
Выводы…………………………………………………………………………
31
Список используемой литературы…………………………………………...
32

Файлы: 1 файл

развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.docx

— 92.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

В Г.ИРКУТСКЕ 

Форма обучения_______  очная_________

 

Кафедра ______ Теории и методики физической культуры и спорта  

                                                                              

 

 

Развитие скоростных способностей на занятиях физической культуры в младшем школьном возрасте

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Теория физической культуры и спорта»

 

 

 

 

 

     Студент-исполнитель: Лабузов Денис Анатольевич

 

          Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры ТиМ ФКиС

 Е.В. Воробьева

 

Оценка за работу _________________________________________

 

«____» ____________________2013г

 

 

 

 

Иркутск 2013

Оглавление

Стр:

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания скоростных качеств школьников с применением метода специальных физических упражнений……………………………………………………..

 

 

5

1.1.Скоростные способности  человека……………………………………...

5

1.2 Особенности физиологического и физического развития детей

младшего школьного возраста………………………………………………. 

 

10

1.3.Основные методы воспитания  скоростных способностей……………..

11

1.4.Основные средства воспитания  скоростных способностей у детей  младшего школьного возраста……………………………………………….

 

14

Глава 2. Цель и задачи, методы организаций……………………………….

18

2.2. Методы исследования……………………………………………………

18

2.2.1.Анализ научно-методической  литературы……………………………

18

2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………..

19

2.2.3. Тестирование…………………………………………………………..

19

2.2.4.Педагогическое наблюдение…………………………………………...

20

2.2.5. Метод математико-статистических  данных………………………….

20

2.2.3.Организация исследования…………………………………………….

22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………….

24

3.1.Результаты исследования  качеств учащихся на начальном  этапе эксперимента…………………………………………………………………..

 

24

3.2.Методика развития скоростных  способностей учащихся младшего  школьного возраста с использованием  специальных физических упражнений…………………………………………………………………….

 

 

27

3.3.Результаты оценки эффективности  внедрения разработанной методики………………………………………………………………………..

 

29

Выводы…………………………………………………………………………

31

Список используемой литературы…………………………………………...

32


 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:

- Возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и другое

- Недостаточным  количеством  уроков физической культуры 

- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением более других сильных интересов

- Слабой материальной  базой 

       Мы будем  рассматривать факторы, определяющие  скоростные способности, механизмы  тренировки скоростных способностей  в контексте урока физической  культуры. Развитие этих способностей  тесно переплетается с развитием  других качеств, улучшает мастерство  и координацию мышечной деятельности.

Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной  подготовки младших школьников средствами физической культуры.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.

Предмет исследования: Применение методики для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика, основанная на применении специальных упражнений и учета возрастных особенностей, будет способствовать более эффективному воспитанию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

    1. Провести анализ научно-методической литературы по развитию скоростных способностей у детей  младшего школьного возраста
    2. Подобрать специальные упражнения, направленные  на воспитание скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

3. Проверить и обосновать эффективность разработанной методики.

 

Методы:

1 Анализ научно педагогической литературы

2 Педагогическое тестирование 

3 Анкетирование

4 Педагогический эксперимент 

5 Методы математической  статистики

Структура и объем  курсовой работы. Работа состоит из 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Курсовая работа изложена на 33 страницах, содержит 5  таблиц. Список литературы включает 20 источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

 

1.1 Скоростные  способности человека

Учение о способностях человека зародилось в глубине веков. Согласно записанному Платоном преданию, семь мудрецов Древней Греции высекли  при входе в храм Апполона в Дельфах слова «Познай самого себя!» Эта формула предопределила, как гласит другое предание, глубокий и стойкий интерес Сократа к философиих[1] .

На современном этапе  развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики[17].

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания  с максимальной скоростью в течение  ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность  форм проявления быстроты движений и  высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности»[1].

С точки зрения психологии быстрота – это способность управлять  временными признаками движения, отражение  в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения[7].

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

В данной работе термины  «быстрота» и «скоростные способности» используются как синонимы[17].

Залог быстроты находится  в зависимости от трех основных       компонентов:

  • Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
  • Напряжение воли – достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой[4].
  • Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации. С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Итак, проявление высоких  скоростных качеств зависит от степени  развития у человека подвижности  нервных процессов, воли и координационных  центрально-нервных факторов[4].

Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:

  1. латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель);
  2. скорость отдельного движения;
  3. частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые  существуют во временных параметрах.

В первой форме проявления быстроты следует рассматривать  время, затраченное человеком на начало действия в ответ на известное  ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи, команда судьи-стартера: «Марш!» и т.д.) В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное человеком на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность человека.

Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся  движений (шагов), то один шаг – отдельное  движение. Скорость одного шага – это  скорость отдельного движения. Скорость шагов – соответственно частота движений. 

Скорость движения можно  также улучшить, определив, какие  группы мышц выступают в качестве стабилизаторов движения (обычно это  мышцы спины и живота, часто  мышцы бедра и отдельные группы мышц плечевого пояса). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую «основу» для начала движений. Таким  образом, при выполнении требуемого движения (например, гребка руками в  плавании) со специально подготовленной «основой» тело пловца почти не раскачивается, в результате чего приобретается  устойчивость, которая позволяет  не снижать эффективность гребка и скорость. То же справедливо и  для метательных движений и для  движений, развивающих мышцы ног, спины и живота[13].

Скорость движений можно  увеличить также путем специального развития силы и другими методами. Когда определенное движение требует  проявления максимума силы у человека при направлении конечности под  определенным углом, то данную конечность можно существенно развить, если применять упражнения с отягощениями, выполняемые именно под этим углом. Прыгун в высоту, например, может  увеличить силу своих нижних конечностей  за счет применения упражнений на разгибание ног с отягощениями после просмотра  кинограммы прыжка и определения момента и угла отталкивания. Однако основное внимание следует обращать на тренировку целостного движения с соревновательной скоростью[13].

В основе проявления скоростных способностей лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах. Проявление форм скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной  нервной системы и нервно-мышечного  аппарата человека;

2) морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых  и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро  переходить из напряженного состояния  в расслабленное;

5) энергетических запасов  в мышце (аденозинтрифосфорная  кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);

6) амплитуды движений, т.е.  от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации  движений при скоростной работе;

8) биологического ритма  жизнедеятельности организма; 

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека

С физиологической точки  зрения быстрота реакции зависит  от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала; 

2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему; 

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного  сигнала; 

4) проведения эфферентного  сигнала от центральной нервной  системы к мышце; 

5) возбуждения мышцы и  появления в ней механизма активности[13].

В сложных ситуациях, требующих  реакции с выбором, и при увеличении поступающей информации большое  значение имеет пропускная способность  мозга спортсмена - количество перерабатываемой информации за единицу времени. Величина времени двигательной реакции прямо  пропорционально нарастает с  увеличением числа возможных  альтернативных решений – до 8 альтернатив, а при большем их числе оно  резко и непропорционально повышается.

В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается  не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем  — через воспитание силовых и  скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники  движений, посредством совершенствования  тех факторов, от которых существенно  зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

 

1.2 Особенности физиологического и физического развития детей

Информация о работе Развитие скоростных способностей на занятиях физической культуры в младшем школьном возрасте