Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной подготовки младших школьников средствами физической культуры.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания скоростных качеств школьников с применением метода специальных физических упражнений……………………………………………………..
5
1.1.Скоростные способности человека……………………………………...
5
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей
младшего школьного возраста……………………………………………….
10
1.3.Основные методы воспитания скоростных способностей……………..
11
1.4.Основные средства воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….
14
Глава 2. Цель и задачи, методы организаций……………………………….
18
2.2. Методы исследования……………………………………………………
18
2.2.1.Анализ научно-методической литературы……………………………
18
2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………..
19
2.2.3. Тестирование…………………………………………………………..
19
2.2.4.Педагогическое наблюдение…………………………………………...
20
2.2.5. Метод математико-статистических данных………………………….
20
2.2.3.Организация исследования…………………………………………….
22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………….
24
3.1.Результаты исследования качеств учащихся на начальном этапе эксперимента…………………………………………………………………..
24
3.2.Методика развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений…………………………………………………………………….
27
3.3.Результаты оценки эффективности внедрения разработанной методики………………………………………………………………………..
29
Выводы…………………………………………………………………………
31
Список используемой литературы…………………………………………...
32
младшего школьного возраста
Период жизни детей от 6-7 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая становится основной[18].
Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется[18].
Формирование двигательной функции
у детей определяется созреванием
опорно-двигательного аппарата и
степенью зрелости высших центров регуляции
движения. В период между 7-11 годами
координация произвольных движений
у детей значительно
Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки (Ашмарин П.А., Баландин В.И.). Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничивается занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств происходит более гармонично и не значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 11-14-летних детей могут изменяться в зависимости от использования различных средств ФВ. Исследования свидетельствуют, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей физических качеств в течении 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом (Волков Л.В., Губа В.П.)[18].
1.3 Основные методы воспитания скоростных способностей
Основными методами воспитания скоростных способностей являются :
1) методы строго
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод «содействует» улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты, но в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее ее улучшение происходит с большим трудом[19].
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд[19].
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний, например, эстафет и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия[19].
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера»[19].
Как правило, реакция осуществляется
не изолированно, а в составе конкретно
направленного двигательного
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника.
Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
В двигательных реакциях различают три фазы:
1. Сенсорную — от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
2. Премоторную — от
появления электрической
3. Моторную — от начала движения до его завершения.
1.4 Основные средства
воспитания скоростных
Основными средствами воспитания скоростных способностей служат упражнения, выполняемые с максимальной скоростью:
1) собственно скоростные упражнения;
2) общеподготовительные упражнения;
3) специально подготовительные упражнения.
Собственно скоростные упражнения
характеризуются небольшой
При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума[4].
Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Упражнения «на быстроту реакции» выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др[4].
В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы — от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал.
Общий принцип подбора упражнений — разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.
Пример: на первом этапе ученик
выполняет действие (например, пятиметровый
стартовый рывок), стараясь реагировать
на сигнал с максимальной скоростью.
После каждой попытки тренер сообщает
ученику фактическое время
В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Продолжительность упражнений,
направленных на совершенствование
комплексных скоростных способностей
при выполнении отдельных приемов
в спортивных играх, единоборствах,
скоростно-силовых и сложно-
Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в которых бы ученик превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы ученик мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях. В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых способностей[4].
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния ученика, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию ученик полностью отдохнул[4].
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: Разработать методику организации урока физической культуры для детей младшего школьного возраста использованием метода специальных физических упражнений.
Задачи:
1 Изучить научно методическую литературу по исследовательской проблеме
2 Подобрать специальные физические упражнения, направленные на воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
3 Проверить эффективность разработанной методики.
2.2. Методы исследования
На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов:
1 Анализ научно педагогической литературы
2 Педагогическое тестирование
3 Анкетирование
4 Педагогический эксперимент
5 Методы математической статистики
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
Главной задачей этого метода является определение того, что ранее сделано другими исследователями по выбранной нами теме. Для выявления состояния исследуемой проблемы, ее значимости в школьном процессе, был проведен анализ научной, инновационной научно-педагогической, учебно-педагогической, психологической литературы. В процессе работы изучались и обобщались сведения, о скоростных способностях младшем школьном возрасте на занятиях физической культуры. Всего было изучено 30 работ, включающих сборники научных трудов, монографии, учебные пособия и пр.
2.2.2. Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение было организовано с целью наблюдения за учащимися в процессе урока физической культуры. Какие качества у ребят более развиты, а на какие качества нужно уделить больше внимания. Что получается хорошо, или плохо. Какие уроки им более интересны.