Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель исследования. На основании анализа литературы и документальных источников обосновать актуальность совершенствования скоростной подготовки младших школьников средствами физической культуры.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания скоростных качеств школьников с применением метода специальных физических упражнений……………………………………………………..
5
1.1.Скоростные способности человека……………………………………...
5
1.2 Особенности физиологического и физического развития детей
младшего школьного возраста……………………………………………….
10
1.3.Основные методы воспитания скоростных способностей……………..
11
1.4.Основные средства воспитания скоростных способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….
14
Глава 2. Цель и задачи, методы организаций……………………………….
18
2.2. Методы исследования……………………………………………………
18
2.2.1.Анализ научно-методической литературы……………………………
18
2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………..
19
2.2.3. Тестирование…………………………………………………………..
19
2.2.4.Педагогическое наблюдение…………………………………………...
20
2.2.5. Метод математико-статистических данных………………………….
20
2.2.3.Организация исследования…………………………………………….
22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………….
24
3.1.Результаты исследования качеств учащихся на начальном этапе эксперимента…………………………………………………………………..
24
3.2.Методика развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений…………………………………………………………………….
27
3.3.Результаты оценки эффективности внедрения разработанной методики………………………………………………………………………..
29
Выводы…………………………………………………………………………
31
Список используемой литературы…………………………………………...
32
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
Бег на 200 метров ,400 метров ,60 метров ,с максимальной скоростью за минимальный промежуток времени, с большим количеством повторений .
Методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста:
1) Упражнения для развития быстроты двигательной реакции:
По сигналу быстрый переход от бега спиной вперед к стратовому рывку лицом вперед.
Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м.
2)Упражнения для развития стартовой скорости:
.Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного разгона 8-10 метров) на время.
.«Бег на одной ноге». 10, 14, 20 метров:
а). на время;
б). на выигрыш («кто быстрее»)
Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров медленного бега.
3) Челночный бег 10х5м выполняется с обеганием вертикальных стоек.
4) Эстафеты с повторным
5)Бег 400 метров ,200 метров ,60 метров.
2.2.4. Педагогическое наблюдение
С помощью данного метода мы провели педагогическое наблюдение за учениками МАОУ ЦО №47 в период проведения эксперимента.
2.2.5. Методы математической статистики
При обработке полученных
результатов вычислялись
Среднее арифметическое значение для неупорядоченного ряда измерений, которое вычисляют путем суммирования всех измерений и деления суммы на число измерений по формуле:
= ,
где – сумма всех значений xi, n – общее число измерений.
Стандартное отклонение σ. Все средние характеристики дают общую характеристику ряда результатов измерений. На практике нас часто интересует, как сильно каждый результат отклоняется от среднего значения. Поэтому средние характеристики всегда необходимо дополнять показателями вариации. Самой простой характеристикой вариации является размах варьирования, определяемый как разность между наибольшим и наименьшим результатами измерений. Однако он улавливает только крайние отклонения, но не отражает отклонений всех результатов[3].
Чтобы дать обобщающую характеристику, следует вычислить отклонения от среднего результата. Стандартное отклонение вычисляется по формуле:
σ =√1/n ∙ ∑i=1(Xi-X)2
Стандартная (средняя квадратическая) ошибка средней арифметической - еще один показатель рассеивания. Этот показатель (обычно он обозначается символами m или S) характеризует колеблемость средней.
Стандартная ошибка средней арифметической вычисляется по формуле:
m = ,
t-критерий Стьюдента – направлен на оценку различий средних величин двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Данный критерий может быть использован для сопоставления средних и связных, и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. t- критерий рассчитывается по формуле:
t= 1 - 2 / √m1 2 + m22
Для того чтобы по таблице уровней значимости t-критерия Стьюдента определить степень достоверности различий выборок нужно установить число степеней свободы – k, которое рассчитывается по формуле:
k=(n1-1) + (n2 - 1) = (n1 + n2) – 2
Степень достоверности различий обозначается – P и начинается с величины 0,05, что означает наличие ошибки менее 5 % случаев и то, что различия между выборками достоверны. Более показательными являются отличия на уровне P<0,01 и 0,001[3].
2.3. Организация исследования
Экспериментальные исследования проводились в МАОУ ЦО № 47 города Иркутска.
Экспериментальная группа и контрольная группа состояли из 10 человек каждая.
Контрольная группа занималась по стандартной методике, принятой в МАОУ ЦО№47. Главный акцент в экспериментальной группе сделан на развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое включало следующие этапы:
На первом этапе, проходившем с 25 ноября по 1 декабря 2012 года, изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе, с 27 ноября до 21 декабря 2012 года, в обеих группах был проведен педагогический эксперимент. Контрольная группа занималась по стандартной методике, принятой в МАОУ ЦО №47. Главный акцент в экспериментальной группе сделан на развитие скоростных качеств в младшем школьном возрасте. В начале эксперимента в группах проводилось тестирование по общей физической подготовке. Во время тестирования соблюдались правила тестов. В конце эксперимента было проведено заключительное тестирование по общей физической подготовке в контрольной и экспериментальной группах
На третьем этапе, с 1января 2013 года по 27 января 2013года были проведены обработка полученных результатов, анализ эффективности предложенной технологии и оформление работы.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Перед исследованием были поставлены следующие задачи: провести анализ научно-методической литературы по развитию скоростных способностей на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте, подобрать специальные упражнения и разработать методику; выявить эффективность разработанной методики .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
3.1 Результаты исследования качеств учащихся на начальном этапе эксперимента
Для определения исходных данных и уточнения задач исследования нами был проведён предварительный анализ физических качеств учащихся.
В качестве испытуемых учувствовали учащиеся МАОУ ЦО № 47 возрасте 8-9 лет, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 10 человек в каждой. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования общефизической подготовки учащихся 8-9 лет на этапе предварительного исследования (Контрольной и Экспериментальной группы)
Группа ФИ учащегося |
Челночный бег 10*5 |
Бег по звуковому сигналу 20 метров (максимальный темп) |
Бег 60 метров |
Бег 100 метров |
Бег 200 метров |
Контрольная группа: 1 В.Е 2 П.А 3 С.Я 4 И.А 5 К.Н 6 Л.А 7 П.Н 8 Л.Е 9 Х.А 10 С.М |
19.0 19.5 19.8 20.01 20.08 21.01 21.3 21.9 19.2 20.5 |
7.30 6.50 6.20 7.25 7.40 6.50 7.0 7.10 7.0 6.45 |
11.3 11.5 10.4 12.1 11.1 12.4 12.7 11.9 12.2 12.5 |
16.1 16.4 16 16.5 16.7 17.1 17.6 16.9 17 17.2 |
34.5 35.2 34.1 34.6 35 35.4 35.6 34.9 35.3 35.7 |
Экспериментальная Группа: 11 С.А 12 К.Д 13 И.А 14 Г.Ж 15 Р.О 16 П.Д 17 А.П 18 В.А 19 Г.Н 20 Б.Л |
19.5 19.0 21.2 20.3 19.2 21.5 20.6 20.0 19.1 21.9 |
7.25 7.2 6.5 6.9 7.5 7.0 6.7 6.9 7.7 7.1 |
11.4 11.4 10.6 11.9 11.5 12.5 11.2 11.4 11.9 12.4 |
16.2 16.5 16.3 16.4 16.9 16 17.1 17.2 17.4 16.8 |
34.5 35.9 35.6 35.5 35.7 34.8 35.9 35.9 35.7 34.6 |
После выявления показателей
физической подготовленности учащихся
была проведена статическая
Обработка данных проводилась
с целью сравнения показателей
контрольной и
Таблица 2
Средние значения и стандартное отклонения средних значений показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп
Группа |
Количество человек |
Челночный Бег 10*5 |
Бег по звуковому сигналу 20 метров (макс темп) |
Бег 60 метров |
Бег 100 метров |
Бег 200 метров | |||||
σ |
σ |
σ |
σ |
σ | |||||||
Контрольная группа |
10 |
20.2 |
0.89 |
6.87 |
0.4 |
11.8 |
0.69 |
16.7 |
0.48 |
35.2 |
0.48 |
Экспериментальная группа |
10 |
20.2 |
0.89 |
7.07 |
0.34 |
11.6 |
0.54 |
16.6 |
0.44 |
35.6 |
0.47 |
Из данных, представленных в таблице 2, можно заметить, что существенных отличий между выделенными группами не наблюдается.
Таблица 3
Эмпирические значения t-критерия Стьюдента для показателей физической подготовленности детей 8-9 лет. (Контрольной и Экспериментальной групп)
Группа |
Количество человек |
Челночный бег10*5 |
Бег по звуковому сигналу 20 метров.(макс темп) |
Бег 60 метров |
Бег 100 метров |
Бег 200 метров | |||||
m |
t |
m |
t |
m |
t |
m |
t |
m |
t | ||
Контрольная группа |
10 |
0,28 |
0 |
0.126 |
1.21 |
0.69 |
0.281 |
0.151 |
0.5 |
0.151 |
1.9 |
Экспериментальная группа |
10 |
0,28 |
0.107 |
0.17 |
0.139 |
0.148 |
Сравнение полученных эмпирических значений критерия Стьюдента с табличными данными критических значений показало, что различие показателей исследуемых групп не является достоверным (значимость различий по всем показателям находится на уровне P> 0,05)
3.2 Методика развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений
Во время педагогического эксперимента в экспериментальной группе применялась методика развития скоростных способностей. Группа состояла из 10 человек, все они являются учащиеся МАОУ ЦО № 47. Применение метода специальных физических упражнений направленных на развитие скоростных способностей позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учёт, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, приучает их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Внедрение методики длилось 1 месяц , в течение педагогической практики. На 2-х первых занятиях, было проведено ознакомление учащихся с содержанием физических упражнений и техникой выполнения упражнения. Методика проводилась в основной части урока.